• Источник:
  • Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru

Вышел очередной номер научно-популярного журнала «Библейская археология»

Одна из главных тем номера посвящена празднику Пасхе

ВАШИНГТОН.Общество библейской археологии выпустило второй в этом году номер своего специализированного альманаха за март-апрель, сообщается на сайте организации.

Весной христиане всего мира празднуют Пасху Господню… Первая большая публикация номера имеет непосредственное отношение к этому празднику. Статья называется «Воскресающая Пасха: непрекращающиеся поиски самых древних представлений о Воскресении Христа». Авторы публикации – известный исследователь Нового Завета и истории раннего Христианства проф. Джон Д. Кроссан и искусствовед Сара С. Кроссан.

В этой статье чета Кроссанов рассказывает кратко о своих многолетних научных изысканиях, направленных на реконструкцию древнехристианских представлений о событии Воскресение Христова. Основная трудность, по мнению исследователей, заключается в том, что это таинственное событие не было зафиксировано очевидцами, в отличие от прижизненных слов и деяний Иисуса. Именно по этой причине, судя по всему, возникло несколько явно отличающихся друг от друга описаний и представлений о Воскресении уже на этапе формирования евангельской, а затем и традиции Древней Церкви, что в конечном счёте закрепилось в позднеантичной и раннесредневековой иконографии Востока и Запада. Об обстоятельствах зарождения и становления этих художественно-теологических версий Воскресения и предлагают читателям поразмышлять авторы статьи.

Второй большой материал весеннего номера журнала называется «Библейская археология 101: пищевой рацион в Палестине эпохи Ранней Римской империи». Автор статьи культуролог и историк кулинарных традиций д-р Сьюзен Вайнгартен (Тель-Авивский университет) представила ёмкий и содержательный экскурс древнееврейской кухни. В нём описываются – со ссылками на археологические артефакты и тексты того времени – продукты, блюда, способы их приготовления и хранения палестинскими евреями и жителями нееврейского происхождения. Воссоздаётся повседневный рацион представителей разных социальных и этноконфессиональных групп античной Палестины.

В следующей большой тематической статье проф. археологии Аврахам Фауст (Университет имени Бар-Илана, Израиль) реконструирует представления о чистоте и нечистоте, а также ритуалы очищения в Израиле периода Железного века. Данные раскопок в Тель-Итоне в юго-восточной Шефеле в Израиле позволили получить обильный материал о семейной жизни и ведении домашнего хозяйства в X - VIII вв. до н. э. Большой четырехкомнатный дом в Тель-Итоне дает довольно определённое представление о том, как израильтяне железного века справлялись с проблемами ритуальной нечистоты, и позволяет автору дать хотя и гипотетическое, но очень убедительное описание древних обрядов очищения, как они совершались в этой местности. В публикации рассказывается о том, как израильское общество железного века справлялось с последствиями нечистоты (главным образом, женщин во время менструации) в его повседневной жизни, как люди в состоянии нечистоты изолировались от общества, какие совершали ритуальные действия, сопровождавшие изменение статуса от нечистого к чистому.

Последняя большая публикация (традиционно таких публикаций четыре в каждом номере) называется «Колоссы – колоссальность лишь по имени?» Поразительно, но знаменитый античный город Колоссы, развалины которого теперь находятся на территории Турции, никогда ещё не был местом полевых археологических работ. Для неопытного глаза то городище, что осталось от огромного древнего полиса, может показаться мало впечатляющим, но для учёных несомненно, что в глубинах поросших густой растительностью холмов и предгорий на месте прежнего города лежат несметные археологические сокровища. В статье её автор, австралийский библеист д-р Майкл Трейнор (Высшая теологическая школа, Флиндерский Университет), будучи специалистом по истории культуры и религии римско-эллинистического периода, анализирует все имеющиеся данные по Колоссам. Он также рассказывает о планах, в частности, тех же учёных Австралии начать археологические изыскания на месте этого известного по Новому Завету античного полиса.

В персональной колонке главный редактор журнала Роберт Карджил анализирует результаты исследований недавней археологической находки, ставшей сенсацией, – так называемого кольца Понтия Пилата. Кольцо было обнаружено на раскопках крепости Iв. до н. э. Иродиума, развалины которой находятся в 3 милях на юго-восток от Вифлеема.

Кольцо обнаружили археологи из Еврейского университета Иерусалима ещё в 1969 г. Однако лишь совсем недавно благодаря тщательной очистке и применению новых фото-технологий удалось выявить и расшифровать на кольце надпись, сделанную на древнегреческом языке: ΠΙΛΑΤΟ, то есть ПИЛАТ. Как предполагают учёные, это кольцо едва ли могло принадлежать самому префекту Иудеи Понтию Пилату. Скорее оно служило печатью одному из чиновников, занимавшемуся сбором налогов. Однако от этого, естественно, артефакт не перестаёт быть ещё одним вещественным доказательством в пользу существования управляющего римской провинцией Иудея в 1-ой половине Iвека н .э. по имени Понтий Пилат.

В рубрике «Библейский взгляд» помещено экзегетическое эссе новозеландской исследовательницы, д-ра Кэти Маркар (Университет Отаго) под названием «Как во дни Ноя: апокалиптический мир в Первом послании Петра». Автор очерка предлагает оригинальную трактовку одного из самых загадочных мест Нового Завета – 1 Петр 3:19 («И в Духе Он отправился проповедовать духам в темнице…»). Исследователи и толкователи обычно недооценивают связи этого стиха с последующим текстом этого послания. Но именно эта связь, по мнению Маркар, содержит ключ к наиболее правдоподобному объяснению фрагмента. Обнаруживается влияние на Первое послание Петра идей популярных и широко распространенных в I в до н.э. – II в. н. э. апокрифических текстов «Первая книга Еноха» и «Книга Юбилеев». В них говорится о призывах Ноя, обращенных к его современникам, погрязшим во всевозможных грехах, насмехавшихся над Ноем, и угрожавших ему. В 1 Петр 3–4 по аналогии с раннеиудейскими расширенными версиями истории Ноя (см. Книга Бытия 6:9 – 8:20) также идёт речь о христианском свидетельстве среди развращенного и враждебного к последователям Христа языческого окружения. Примечательно, что даже списки пороков и заблуждений почти полностью совпадают и в апокрифах и в тексте новозаветного послания.

Из 1 Петр 3:20 видно, что «духи, заключённые в темницу» уподобляются «тем, кто отказался покориться Богу» во времена Ноя и кто был уничтожен водами потопа. Современников же автора послания может ожидать такая же участь при неминуемом конце мира в случае их отказа прислушаться к вести Христовой.

Кроме того, в свежем номере журнала освещаются последние наиболее значимые события в области археологической науки, опубликован ряд небольших очерков, посвященных культурно-историческому контексту иудаизма Второго Храма, рецензии на новые издания по истории археологии и духовном опыте библейских авторов, обзоры выставок, связанных с библейской тематикой, анонсы научных конференций, семинаров, и многое другое.

Форумы