• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Американский проповедник экспериментирует в искусстве проповеди со случайными прохожими

Проповедь рассматриваются как предмет "живого искусства" на международной выставке в США

 

ГРАНД-РАПИДС. В этом втором по величине городе штата Мичиган (США) проходит международная выставка искусств, и одним из ее объектов является проповедь как предмет живого словесного искусства, представленный американским проповедником, экспериментирующим в искусстве проповеди со случайными прохожими, сообщает religionnews.

Церковная кафедра воспринимается как сакральный и во многих отношениях особый объект, до которого допускаются лишь посвященные в духовный сан и имеющие дар слова, но при этом рядовые прихожане, а тем более случайные люди не имеют к ней доступа. Американский проповедник Стив Норман (Steve Norman), священник храма Central Wesleyan Church в городе Холланд штата Мичиган, хочет изменить эту традицию. «Я пытаюсь оспорить саму идею о том, что человек должен иметь какие-то особые заслуги, духовный сан и дар, чтобы иметь право говорить с кафедры, – заявляет Норман. – Я с уважением и трепетом отношусь к церковной традиции и сложившимся богослужебным канонам, при которых священноначалие ставит фильтр на право голоса с церковной кафедры. Однако при этом я задаюсь вопросом – почему бы не дать голос тем, кто не проходит через фильтр, чтобы они могли испытать себя?»

С этой целью Норман создал объект «Проведники», который считает предметом живого искусства проповеди, где каждому прохожему предоставляется возможность произнести пятиминутную проповедь с церковной кафедры. Этот объект представлен на международной выставке искусств ArtPrize этого года, проходящей в городе Гранд-Рапидс. Выставка проходит уже десятый год подряд, а выставляемые предметы живописи, скульптуры, инсталляций, «перформансов» (постановок) и прочих объектов живого искусства оцениваются и награждаются специальным жюри. За время существования выставки с 2009 года, сумма наград, выплаченных победителям и призерам, перевалила уже за 4.1 млн. долларов.

Норман заявил предмет искусства «Проповедники» в категории живых искусств или постановок, где представляются предметы интерактивного, живого творчества. В прошлом году, победителем в этой категории стал предмет искусства «Пиршество», представлявший собой стол длиной около 100 метров, за которым собралось для общей веселой трапезы более 250 человек. Пастор Норман впервые участвует в конкурсе выставки ArtPrize и говорит, что его вдохновила на участие уже сама идея о том, что живое общение может быть предметом искусства. «Искусство и творчество намного шире привычных рамок, которые существуют в нашем сознании, – говорит Норман. – Я не считаю себя художником визуального искусства, но в то же время проповедь определенно является предметом творчества, ибо она представляет собой продукт словесного искусства».

В экспериментах с «Проповедниками» сам Норман занимает место на деревянной церковной скамье против кафедры и внимательно слушает случайных «проповедников» с их рассказами о себе, анализами, жалобами и мечтами. При этом священник говорит, что сам учится при этом искусству слушать – ибо это искусство во многом утрачивается священнослужителем, а потому нуждается в постоянном обновлении и восстановлении. «Однажды я поймал себя на том, что не столько слушаю проповедника в храме, сколько обдумываю и осуждаю его стиль проповеди, – признается Норман. – Я так долго проповедовал, так долго и изощренно рассматривал разные истины под разными углами, что стал отчасти глух, утратил способность внимательно слушать». Во время импровизированных проповедей он не позволяет себе никаких комментариев, кроме «благодарю вас» и «аминь», и углубляется в анализ высказанных идей уже потом.

 

Эксперимент с предметом живого искусства «Проповедники» дает возможность еще и погрузиться в искусство молчания – ибо всегда остается риск, что люди обойдут его стороной. «На эту мысль меня натолкнул один из моих друзей-художников, – признается Норман. – Он мне сказал «в этом месте протекает нечто особенное, даже когда оно пребывает в молчании». Люди решаются взойти на кафедру или избегают ее по внутреннему побуждению или душевному состоянию. Некоторые говорят Норману, что чувствуют себя неспособными взойти на нее, и он хочет понять, почему это происходит.

 

«Если человек боится войти в эту форму, не чувствует себя в ней удобно и опасается ее, что это может означать? – задается вопросом священник. – Может быть, мы не смогли воспитать в людях способность делиться движениями души, или эта форма настолько им чужда, что они боятся в нее вступить? Многие говорят, что не знают, что сказать, или не ощущают в себе достаточных умений. Мне доставляет особую радость исследование этих двух человеческих парадигм, и я все больше убеждаюсь в том, что хороший проповедник может прийти буквально из ниоткуда».

 

Является ли этот объект предметом живого искусства? Сам Норман именно так и его и воспринимает, рассуждая в чисто творческих терминах. «Для меня этот объект и опыт явился настоящим творчеством и даром судьбы, – отмечает священник. – Могу утверждать совершенно определенно, что он очень многое мне дал».

 

Форумы