• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Еврейские организации протестуют против готовящейся канонизации польского кардинала

Предполагается, что во время Второй мировой войны кардинал проявлял «высочайшую» враждебность к евреям и не осудил Холокост

ВАТИКАН. Ведущие еврейские организации протестуют против канонизации польского кардинала, который во время Второй мировой войны проявлял «высочайшую» враждебность к евреям и проигнорировал еврейский погром 1946 года, сообщает religionnews.

В официальном обращении, направленном высшим иерархам Ватикана, Американский еврейский комитет (АЕК) выражает «глубокую озабоченность» тем фактом, что папа Франциск подписал декрет, в котором признаются «героические добродетели» кардинала Августа Хлонда – это первый шаг на пути его причисления к святым. Напомним, что условием канонизации в католической церкви является святая жизнь с героическими добродетелями и проявления чудодейственной силы. К героическим добродетелям относятся три богословских добродетели – вера, надежда и любовь, и четыре общих – благоразумие, справедливость, мужество и умеренность. Все добродетели должны быть проявлены не в единичных случаях, а " в большом числе, истинно героически, добровольно и с радостью". Кроме того, должна быть признана чудодейственная сила кандидата в святые, причем требуются не прижизненные чудеса, а посмертные – и не менее четырех чудес, установленных показаниями свидетелей и очевидцев.

Раввин Давид Розен (David Rosen), директор АЕК по межрелигиозным отношениям, цитирует пастырское письменное поучение кардинала Хлонда за 1936 год, в котором тот призывает поляков остерегаться «вредоносного влияния евреев на мораль» и бойкотировать еврейскую прессу. «Хорошо известно, что евреи ведут упорную борьбу против Католической церкви, насаждают недовольство и идут в авангарде безбожия, большевизма и ниспровержения основ» – пишет Хлонд в своем поучении, которое неоднократно цитировалось с тех пор как свидетельство глубокого антисемитизма в лоне Католической церкви – вплоть до реформ Второго Ватиканского собора (1962-1965), в результате которого церковь подверглась обновлениям и реорганизации.

Хлонд в послевоенное время отказался встретиться с еврейскими лидерами Польши и обсудить с ними обвинения в ритуальных убийствах перед Пасхой и опасность погромов. Страхи еврейской общины сбылись 4 июля 1946 года, когда толпа напала на здание Еврейского комитета в Кельце, в результате чего 42 человека погибли и более 40 получили ранения. После этих трагических событий кардинал Хлонд провел пресс-конференцию, но не осудил погром и не призвал поляков прекратить убивать евреев. Он заявил, что пострадавшие и погибшие евреи были коммунистами или сторонниками коммунизма и сами виноваты в том, что стали жертвами погрома.

Кардинал Хлонд являлся примасом Католической церкви Польши с 1926 по 1948 год, и по сей день высоко почитается в этой стране подавляющего католического большинства. Его почитают за вклад в укрепление веры и в защиту независимости церкви во время нацистской оккупации, а также в начальные годы коммунистической власти в послевоенной Польше. Считается, что именно его авторитет и усилия оградили польскую церковь от преследований и полного подчинения безбожной власти, как это произошло в соседних странах.

Годы Второй мировой войны кардинал Хлонд отчасти провел в изгнании, где использовал все свое влияние и личные контакты, чтобы информировать мировую общественность о тяжкой судьбе Польши под нацистской оккупацией. После того, как германской разведке удалось арестовать и вывезти кардинала, он отклонил все предложения немцев о формировании марионеточного правительства. Его высокая преданность католической вере и духовное наставничество заложили основы для появления и духовного роста таких выдающихся деятелей польской католической церкви, как кардинал Стефан Вышинский и кардинал Кароль Войтыла, который впоследствии стал папой Иоанном Павлом II.

Декрет папы Франциска о признании героических добродетелей кардинала Хлонда был подготовлен и подписан после долгого церковного изучения специальной комиссией его жития и богословского наследия, которое подтвердило наличие у кандидата богословских и общих добродетелей. Ватикану остается еще собрать свидетельства четырех посмертных чудес для провозглашения его святым.

 

Форумы