В Москве проходит выставка «Успение Богоматери. Иконы, графика, декоративно-прикладное искусство XV- начала ХХ вв.»

Центральный музей Древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублёва продлил время работы выставки до 5 декабря 2017 года

МОСКВА. Центральный музей Древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублёва продлил время работы временной выставки «Успение Богоматери. Иконы, графика, декоративно-прикладное искусство XV- начала ХХ вв.» до 5 декабря 2017 года. Торжественное открытие экспозиции и представление специального посвященного ей каталога, подготовленного сотрудниками музея, состоялось 17 августа 2017 года. Изначально, выставку должны были закрыть 3 октября, но позже в связи с интересом к представленным произведениям было принято решение продлить её работу ещё на два месяца.

Основная часть экспозиции представлена иконами. Самая ранняя из них датируется первой половиной XV века. Так же представлены иллюстрации старинных печатных книг, произведения декоративно-прикладного искусства из Ростова Великого, деревянные резные иконы, над выполнением которых трудились киевские мастера. Интересные памятники медного литья, относящиеся к Старообрядческой традиции и имеющие свои индивидуальные особенности, черты и характер. Всего на выставке представлено 55 экспонатов.

Одним особенно интересным памятником, из числа представленных посетителям музея, можно назвать икону Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора в Дмитрове, она датируется рубежом XV-XVI веков и определяется как работа мастерских круга известного иконописца Дионисия.

Необходимо так же отметить помощь в работе и организации этого события Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и участие трудов частных коллекционеров.

Тема проходящей выставки - почитаемый православными христианами праздник Успения Пресвятой Богородицы. Это один из самых значимых и известных православных праздников. Он отмечается ежегодно 28 августа, после строгого двухнедельного поста. Происхождение и сложение именно к VI веку иконографии Успения Божией Матери очень интересно, так как в синоптических Евангелиях (Евангелии от Марка, Евангелии от Луки, Евангелии от Матфея) нет сведений об этом событии. Документом, повествующим нам о кончине Богородицы является апокрифического сочинение Иоанна Богослова – одного из ближайших учеников Христа, а так же автора - Евангелия от Иоанна, Посланий апостола Иоанна и Откровений Иоанна Богослова. В сочинении «Святого Иоанна Богослова сказание об успении Святой Богородицы» (V-VI века) рассказывается, что после Вознесения Иисуса Христа Богородица осталась жить в Иерусалиме. Она каждый день приходила к гробу Господа приносила фимиам и молилась. Когда же пришло время смерти, архангел Гавриил явился к Приснодеве Марии и сообщил ей о том, что она вскоре оставит этот мир, чтобы соединиться с Господом. После явления архангела, Богородица отправляется на молитву в Вифлеем, куда по её желанию из разных мест чудесным образом попадают все двенадцать апостолов: Пётр и Павел, Фома и Иаков, Марк, Матфей, Андрей, Филипп, Лука (по преданию, он написал самый первый образ Божией Матери, который был благословлен ею и положил начало её иконографии), Симон, Фаддей, Иоанн, Матфий. Ученики Господа были удивлены и по-очереди рассказывали друг другу о своём чудесном прибытии. Во время их совместной молитвы возле лежащего на одре тела Божией Матери, происходят различные чудеса. Узнав об этом, иудейские первосвященники решаю прекратить силой этот наплыв страждущих и получающих исцеление. Они подготовили людей и, отправившись с ними к дому Марии, неожиданно оказываются пораженными, не дойдя до неё ноги первосвященников, становятся неподвижными. Тогда же апостолы, предупрежденные Святым Духом, с телом Богородицы уходят из дома. В Иерусалиме, иудеи всё же попытаются сжечь дом, но вновь происходит чудо. Огонь нисколько не вредит ученикам и Деве Марии, находящимся внутри этого дома. Напротив, он отражается и обращается против напавших иудеев. В воскресенье Дева Мария, беседует со своим сыном – Иисусом Христом, а после беседы Господь забирает её душу. Апостолы совершают молитвы и погребают тело Божией Матери в Гефсимании. Во время переноса тела в пещеру происходит ещё одно событие, свидетельствующее о божественной Славе. Наблюдая за идущей процессией, знатный иудей Афоний (Иефаний), разжигаемый злобой, пытается перевернуть гроб с телом Божией Матери. Когда же он прикасается к нему ангел, невидимым огненным мечом отрубает ему руки (изображение случая с Афонием можно увидеть, например, в клеймах изображений XVII века). В ужасе, он молит Божию Матерь о прощении. После принесения искреннего покаяния, Афоний получает прощение и исцеление – его руки, оставшиеся на гробе Богородицы (что мы можем увидеть при внимательном рассмотрении деталей иконы или её клейм, где изображено это чудо), чудесным образом прирастают обратно к телу. После погребения, тело Девы Марии, согласно источнику, три дня благоухало, было слышно пение ангелов, а после было перенесено на небо.

Празднование Успения Пресвятой Богородицы, как важного праздника церковного календаря, начинается после установления всеобщих торжеств константинопольским императором Маврикием. Так же в это время происходит сложение определенных правил и догм, связанных с почитанием Богоматери.

На Руси сюжет иконографии Успения Пресвятой Богородицы с отсечением рук нечестивому Афонии получил распространение в начале XV века и стал широко известен в XVI веке. Сохранились не только превосходно написанные иконы, предметы декоративно-прикладного искусства, но и прекрасные памятники монументальной живописи, которые посвящены этому двунадесятому празднику. К их числу можно отнести, сохранившие программы иконографии, такие архитектурные памятники, как Успенский собор Московского Кремля, церковь Успения на Волотовом поле, собор Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря и многие другие ставшие хорошим примером развития не только отдельного сюжета, но и религиозной живописи в целом.

Форумы