• Источник:
  • Седмица.Ru

В музее Древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва состоялось открытие выставки «Образы огня в христианском искусстве»

МОСКВА. 6 февраля 2019 года, в Москве, в Центральном музее Древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (Андроньевская площадь, 10) состоялось открытие выставки «Образы огня в христианском искусстве». Музейный проект объединил на одном выставочном пространстве сразу несколько участников - Государственную Третьяковскую галерею, Музей русской иконы, Собрание икон при поддержке фонда апостола Андрея Первозванного и предметы из собраний частных коллекционеров. Кураторы выставки – главный хранитель музея Оксана Викторовна Смирнова и заведующая отделом хранения и учёта фондов Светлана Александровна Кирьянова. Подготовленный кураторами выставочный проект стал логическим продолжением ряда выставок представляющих четыре природные стихий в христианском искусстве. Приглашенные гости смогли первыми насладиться прекрасной экспозицией и познакомиться с уникальными экспонатами, многие из которых впервые открыты для широкой публики.

Директор Центрального музея Древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Михаил Миндлин сказал:

«Эта выставка продолжает серию концептуальных проектов. В частности, конкретную серию, посвящённую природным стихиям в русском религиозном искусстве. Выставка рассматривает символику и аллегорию огня, которая, мы хорошо знаем, отождествляется с Господом и имеет два основных назначения – это огонь облагораживающий и огонь карающий».

Одним из почётных гостей мероприятия был Дмитрий Шелепин - начальник отдела музеев Департамента культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации. Он обратился к присутствующим с приветственным словом и поддержал руководителей и организаторов, отметив актуальность и значимость проекта.

Концепция выставки зиждется на том, что огонь – один из основных элементов сакрального пространства христианского храма: от пламени маленькой свечи в руках прихожанина православного прихода до ежегодного чуда сошествия Благодатного огня в Иерусалиме. Когда в Великую субботу каждый из верующих в храме Гроба Господня может буквально прикоснуться к символу «Света Истинного». Как отмечают специалисты, книги Ветхого и Нового завета, или Библия, насчитывают более 400 эпизодов-упоминаний огненной стихии в различных контекстах.

На страницах Священного писания говорится об огне жертвенном и огне карающем, адском пламени и огне как символе присутствия Божия. Огнём Господь покарал жителей Содома и Гоморры. В огненном обличии Неопалимой купины явился ветхозаветному Моисею в ветвях тернового куста. Одна из четырех стихий является важной темой и в чудесном взятии Илии-пророка на небо, особо почитаемого в России православными верующими.

Воспоминания о чудесном спасении трёх отроков в раскалённой печи хранит третья глава Книги пророка Даниила, в которой говорится о времени вавилонского пленения Иудейского царства своенравным царём Навуходоносором. Господь послал архангела Михаила и защитил верных Ему юношей от языков пламени и через них обратил сурового правителя к истине.

Многочисленные образы огня содержатся и в Новом завете. В виде языков пламени сошёл на апостолов Святой Дух в Сионской горнице. Мученическую смерть от огня приняли многие раннехристианские мученики. Например, Лаврентий Римский – принявший смерть за Христа на раскалённой железной решётке. Восприятие огня одновременно карающего и чудесного мы находим в житии святого Льва Катанского, вступившего вместе с колдуном Илиодором в приготовленный костёр и чудом вышедшего из него невредимым после сожжения колдуна. Символ раскалённого ярко-огненного солнца можно встретить в иконографии Божией Матери «Благодатное небо» или «Солнечной», где на иконе изображена Богородица с младенцем на руках в мандорле солнечного света, согласно тексту Откровения Иоанна Богослова.

Особое отношение к пламени было сформировано в среде старообрядцев, начиная с протопопа Аввакума, где оно получило смысл очищающей силы. Такое осмысление послужило основанием особого символического отношения к металлическим иконам и складням – как, в понимании старообрядцев, прошедших некое очищение огнём.

Все представленные иконы и иконные образцы, скульптура, иллюстрированные рукописи, гравюры, старопечатные издания, собранные реставраторами фрагменты стенных росписей и памятники декоративно-прикладного искусства поделены на три тематических раздела:

 

- Образы огня в священном писании

В данную часть экспозиции вошли сцены из Ветхого и Нового заветов, а так же апокалиптические сюжеты. Из общего ряда памятников можно выделить предметы книжного искусства – Библию Мартина Энгельбрехта XVIII века, миниатюры лицевых рукописей и старообрядческие хромолитографии.

- Огонь в символико-аллегорических композициях

Часть выставки, знакомящая посетителей с иллюстрациями к притчам и композициями: «Видение пророка Исайи», «Видение Лествицы преподобному Иоанну Синайскому» с изображением грешников низвергаемых в ад, «Душа чистая».

- Образы огня в житиях святых и иконах Богоматери

По замыслу кураторов проекта центральным образом раздела стала композиция – «Огненное восхождение пророка Илии», как один из наиболее почитаемых сюжетов в русской православной традиции. В данной части представлены сюжеты икон с изображением раннехристианских святых, как принявших смерть за веру во Христа Спасителя (например, мученичество архидиакона Лаврентия Римского), так и чудесным образом оставшихся невредимыми после нахождения в огне (например, изображение святителя Льва Катанского с колдуном Илиодором). Отдельно стоит отметить апокрифическую композицию «Девять мучеников Кизических, святой Сисиний и архангел Михаил, побивающий трясовиц» получившую распространение во второй половине XVIII – XIX веках.

Тему огня в иконографии Божией Матери раскрывают иконы «Богоматерь Огневидная», «Богоматерь Солнечная», «Богоматерь Неопалимая купина», а также образ «Богоматерь Тихвинская, со сказанием», где в клеймах присутствуют сюжеты с изображением пламени.

Все желающие смогут посетить экспозицию и ознакомиться с сопроводительными материалами проекта в часы работы музея до 14 апреля 2019 года. В дни работы выставки, в рамках специально подготовленной культурно-образовательной программы предусмотрены две встречи с кураторами проекта – 1-го и 23-го марта, экскурсии, концерт и детское творческое занятие «Огненные кони пророка Илии». В рамках цикла авторских лекций буду разобраны следующие темы:

- 16 февраля в 17:00 «Иерусалимский “Святой Огонь” в христианской иеротопии и иконографии»

- 21 марта в 19:00 «Символика огня в древнерусской иконе»

- 26 марта в 19:00 «Огненный лик. Образ архангела Михаила грозных сил воеводы»

«Великопостный концерт» состоится 31 марта в 15:00. Гости музыкального вечера смогут не только услышать прекрасную живую музыку, но и бесплатно посетитьпроходящуювыставку.

Информацию обо всех изменениях можно узнать на официальном сайте Центрального музея Древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Форумы