• Источник:
  • Седмица.Ru

В Германии широко отмечается праздник «Трех королей-волхвов», мощи которых хранятся в Кельнском соборе

6 января в Германии широко отмечается принятый у западных христиан праздник Богоявления («Эпифания»), который в католической традиции также известен как «День трех королей». Протестанты иначе называют его «Большим новым годом».

Поклонение волхвов. Русская икона XVI в.

КЕЛЬН.

6 января в Германии широко отмечается принятый у западных христиан праздник Богоявления («Эпифания»), который в католической традиции также известен как «День трех королей». Протестанты иначе называют его «Большим новым годом».  

Ежегодно в этот день, объявленный в нескольких федеральных землях официальным выходным днем, город Кельн и его знаменитый собор св. Петра и Богоматери, где хранятся мощи трех волхвов («трех королей») становятся традиционным местом паломничества, куда со всей страны на торжественную мессу устремляются верующие. 
 

Кельнский собор. Фото В.Петрушко - Седмица.Ru

Традиция поклоняться в Кельне мощам трех волхвов ведет свое начало еще с Х

II–ХIII вв., когда в Европу в результате Крестовых походов попало большое количество христианских святынь, и в том числе — мощи волхвов.  

Реликварий с мощами царей-волхвов в Кельнском соборе

В средние века  Кельн по количеству стекавшихся сюда пилигримов был одним из важнейших паломнических городов Западной Европы. В связи с этим в 1248 г. соборный капитул во главе с архиепископом Конрадом фон Хохштаденом (+1261) решил возвести новое церковное здание собора, соответствующее достоинству и значимости этого паломнического центра. 
 

По преданию, мощи трех волхвов (их главы) были найдены св. равноапостольной царицей Еленой и были положены сначала в Константинополе, откуда их затем перенесли в Медиолан (Милан). Позже по приказу одного из германских императоров они были доставлены в Кельн, где стали его величайшей христианской святыней. 
 

Реликварий из Кельнского собора

На передней торцевой стороне драгоценного реликвария (1190 – 1225 гг.) с мощами представлены мотивы Богоявления: «Поклонение Трех Царей-Волхвов», «Крещение Христа в реке Иордан» и «Второе пришествие Иисуса Христа — Судии мира».
 На задней торцевой стороне в нижнем ярусе изображены сцены бичевания и Распятия Христа, а над ними – сцена коронования святых Феликса и Нарбора, чьи мощи также покоятся в реликварии.  

Поклонение волхвов. Французская готическая миниатюра XIV в.

С давних времен в Западной Европе «три святых короля» считались покровителями всех путешествующих, вот почему во многих городах можно встретить гостиницы, в названии которых содержатся имена волхвов (в немецкой традиции —

Caspar, Melchior и Balthasar).  

В Германии считают, что впервые волхвов назвал царями (королями) святой Кесарий
Арелатский (Арльский, 470—543) . Касательно имен (Каспар, Мельхиор и Бальтазар), следует отметить, что их дали волхвам апокрифические евангелия.

Цари-волхвы. Византийская мозаика из Равенны 

Следует отметить, что на православном Востоке, в отличие от Запада, царей-волхвов официально не причисляли к лику святых. В православной традиции они не получили имен, под которыми известны среди западных христиан.
Форумы