А. А. Куратов, архим. Трифон (Плотников). Антониев Сийский во имя Святой Троицы мужской монастырь

(Статья из II тома «Православной энциклопедии»)/]


Монастырь Архангельской и Холмогорской епархии. Расположен на п-ове Большого Михайлова оз., в 9 км от д. Сии Холмогорского района Архангельской обл.

Основан в 1520 г. прп. Антонием Сийским и 7 иноками (по именам известны Исаия, Елисей, Александр и Иона), удалившимися для уединенной жизни на берег Большого Михайлова оз. близ р. Сии. По преданию, место будущей обители указал им охотник Самуил, слышавший здесь колокольный звон и пение. Спустя несколько лет, когда братия увеличилась за счет пострижеников из числа местных жителей, преподобный отправил в Москву с челобитной своих учеников Исаию и Александра, которые в 1525 г. получили от вел. кн. Василия III Иоанновича жалованную грамоту «на потребу и на строение монастырю», земельные угодья, церковную утварь. В 1543 г. вел. кн. Иоанн IV Васильевич Грозный пожаловал монастырю окрестные земли с лесными угодьями и рыбными ловлями, в 1545 г.– судебные и финансовые льготы. В XVI в. Антониев Сийский монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе, его земельные владения простирались «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст». О первоначальном общежительном уставе Антониево Сийского монастыря свидетельствует «Духовная память» – завещание, составленное в 1556 г. перед своей кончиной прп. Антонием. Назначая своим преемником старца Кирилла, преподобный дает наставление братии: «А живите во общем житии равно духовне и телесне пищею и одеждою по заповеди святых отцов... а пития хмелевова в монастыре не держите... а нищих поите и кормите довольно и милостыню давайте, да не оскудеет место сие святое».

Согласно житию прп. Антония, по получении от вел. кн. Василия III «начальной грамоты» в монастыре после 1525 г. была построена первая деревянная соборная церковь, освященная во имя Св. Троицы. Житие сообщает, что на месте этой сгоревшей церкви преподобный выстроил новый соборный храм, а также трапезную с церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Св. ворота с надвратной церковью во имя прп. Сергия Радонежского. В писцовой книге 1587 г. упоминаются 3 деревянных монастырских храма, один из которых – Троицкий – был шатровым. В 1587/88 гг. началась подготовка к строительству каменного собора, монастырю были даны льготы – освобождение от оброка с монастырской вотчины на 5 лет, которые затем были продлены. Все строительные работы производились на царские вклады и на средства от пожалованного оброка. Такое внимание к Антониево Сийскому монастырю было следствием особого почитания прп. Антония убиенным царевичем Иоанном Иоанновичем, что не раз подчеркивалось и в более поздних царских жалованных грамотах: «Наперед сего при прежних государех... деда нашего...Ивана Васильевича... и дяди нашего... Феодора Ивановича... в жаловальных грамотах написано: пожаловали они для царевича Ивана Ивановича, потому что царевич Иван Иванович к Чудотворцу Антонию веру держал...» (льготная грамота царя Михаила Феодоровича от 14 февр. 1644 г.). Согласно тексту жалованной грамоты 1592 г., каменный храм предполагалось построить «в меру» собора московского в честь Вознесения Господня монастыря, и для его возведения в Антониево Сийский монастырь был отправлен церковный мастер Захар. Строительство собора продолжалось разными артелями до кон. июля 1606 г. (с 1593 по 1606 г. в монастыре работал мастер Василий Дуло с 30 вологодскими каменщиками), освящен 24 мая 1607 г. Внутри каменного храма погребение преподобного, находившееся до того времени под спудом деревянного шатрового собора с южной стороны алтаря, оказалось у южной стены перед приделом его имени, расположенном в дьяконнике. В 1638–1644 гг. была построена теплая шатровая Благовещенская церковь (в 1824 в ней был освящен придел во имя свт. Николая Чудотворца), с теплой трапезной и келарской палатами. В 1642 г. в шатре трапезной церкви освятили придел во имя св. Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. В 1652 г. возведена шатровая колокольня с храмом во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы (освящена в 1661). В 1661–1669 гг. построена надвратная каменная церковь ап. Андрея Первозванного, вместо прежней деревянной, с 3 престолами – во имя ап. Андрея Первозванного (освящена в 1687), прп. Сергия Радонежского, святых Флора и Лавра (перестроена в XVIII в.).

Антониев Сийский монастырь. Фото - П.Лебедев, Седмица.Ru
Антониев Сийский монастырь. Фото - П.Лебедев, Седмица.Ru

Строившийся на протяжении 4-х царствований (Феодора Иоанновича, Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского) 5-главый 4-столпный собор с западного притвором являет собой характерный пример использования в новгородской архитектурной традиции форм московского зодчества. Так, интерпретацию московских мотивов представляет широкий антаблемент под закомарами, филенки на стенах апсид и главное – звенья аркатурно-колончатого пояса, помещенные в пряслах западной стены четверика. Новгородское происхождение имеет конструкция перекрытия, где использованы узкие, незначительно повышенные над уровнем сводов, подпружные арки. В XVII в. с южной стороны собора была построена каменная палатка, куда в 1678 г. по благословению Новгородского митр. Корнилия перенесли мощи пустынножителей священноиноков преподобных Исаии Ручьевского и Никанора Сийского. Позже здесь были погребены игум. прп. Феодосий Сийский († 1688) и Патриарший казначей Паисий († 1695). До закрытия обители над их гробами служились панихиды. В XIX в. на этом месте в летнее время служили для паломников заказные панихиды для поминовения «их присных и знаемых». На рубеже XVII–XVIII вв. возведен 2-этажный корпус братских келий.

История Антониев Сийского монастыря тесно связана с русским великокняжескими и царскими семьями. Вел. кн. Василий III просил прп. Антония молиться о «чадородии» вел. княгини. А 1575/76 гг. царь Иоанн IV пожаловал в монастырь покров на гроб прп. Антония. В 1579 г. по просьбе сийского игум. Питирима и инока Филофея царевич Иоанн Иоаннович составил житие и канон прп. Антонию. При игум. Ионе в Антониев Сийском монастыре в 1599–1605 гг. отбывал ссылку Ф. Н. Романов (впосл. Патриарх Московский и всея Руси Филарет, отец буд. царя Михаила Феодоровича), насильно постриженный в 1601 г. В 1628–1629 гг. Патриарх Филарет вложил в монастырь Владимирскую икону Божией Матери в серебряном окладе, складень с миниатюрными изображениями Божией Матери «Неопалимая Купина», шитый покров на раку прп. Антония. Ценные вклады в монастырь делали многие светские лица, напр. в 1692 г. дворянин С. Т. Римарев пожертвовал для поминовения боярина И. М. Милославского воздух с покровцами из венецианского бархата и серебряный потир (АОКМ). В 1613 г., после воцарения династии Романовых, игум. Иона стал доверенным лицом по управлению Патриаршей десятиной в Поморье, а затем и десятиной Новгородского митрополита. Благодаря высокому авторитету игум. Ионы Антониев Сийский монастырь наряду с Соловецким монастырем в XVII в. занял особое положение в Поморье, был крупнейшим церковно-административным, духовным и культурным центром Подвинья. К Антониево Сийскому монастырю были приписаны Емецкий Покровский муж. монастырь, Емецкий Ивановский жен. монастырь, Кривецкий монастырь, Лявленский жен. монастырь, Чирцева пуст. на р. Мезени. В XVII в. Антониев Сийский монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на р. Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье; в монастырских вотчинах развивались соляной, рыболовный, морской промыслы. Обитель имела подворья в Москве, Вологде, Архангельске, а с сер. XVII в.– небольшую типографию.

Библиотека обители, начало которой положил прп. Антоний, после его кончины в 1556 г. насчитывала 66 книг. Несмотря на неоднократные пожары, к кон. XVIII в. в фондах монастыря хранились 561 рукописная и 379 печатных книг, в т. ч. пергаменное иллюминированное Евангелие-апракос (1339–1340), написанное в Москве по заказу вел. кн. Иоанна Даниловича Калиты (поступило из Лявленского Успенского монастыря в 1633), Евангелие 1692 г., духовное завещание прп. Антония братии монастыря с его подписью, житие прп. Антония со 150 цветными миниатюрами работы игум. Феодосия (Лебедева; † 1688). В 1903 г. все рукописные книги монастыря (327) были переданы в Архангельское древлехранилище. К 2001 г. собрание более 300 рукописных книг из Антониев Сийского монастыря находится в БАН (С.-Петербург), неск. рукописей хранится в Гос. архиве Архангельской обл., в ГИМ.

В Антониев Сийском монастыре был создан Сийский иконописный подлинник (БАН) (см. Иконописные подлинники), содержащий ок. 600 прорисей икон. Сохранились сведения об иконописцах Антониев Сийского монастыря: прп. Антонии Сийском, настоятелях игум. Феодосии (Лебедеве) и архим. Никодиме (Мамонтове; † 1721) – составителе Сийского подлинника. В кон. XVI – нач. XVII в. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царские иконописцы Ф. Зубов и В. Кондаков. Из Антониев Сийского монастыря происходит, напр., икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни» письма Ф. Зубова, сер. XVII в. (ГМЗРК), с надписью на обороте: «Сию икону дал по вере дом чудотворцу Антонию устюжанин Феодор иконник Усолец».

В XVIII в., с началом изъятия церковных земель, монастырь пришел в упадок. По штату 1764 г. Антониев Сийский монастырь был отнесен к необщежительным 2-го класса, с содержанием от казны 1000 р. В XIX в. настоятели Антониев Сийского монастыря назначались на должность ректоров Архангельской ДС, занимались миссионерской деятельностью: архим. Вениамин (Смирнов) проповедовал среди ненцев в Архангельской губ.

В 1920 г. на территории Антониев Сийского монастыря братия организовала трудовую коммуну, в Благовещенской церкви местные власти открыли детскую колонию. Постановлением Емецкого уездисполкома от 12 июня 1923 г. и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 г. монастырь был закрыт. В зданиях обители располагались последовательно сельская трудовая коммуна, колхоз, Дом отдыха работников лесной промышленности, Дом для детей-инвалидов, интернат для престарелых. Многие здания были разобраны или разрушились по ветхости (2-этажный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью свт. Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). В 70-х – нач. 90-х гг. XX в. в обители располагался летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, дача Архангельского облисполкома.

Решением Священного Синода РПЦ от 30 марта 1992 г. Антониев Сийский монастырь был возрожден, 15 июня 1992 г. настоятелем утвержден игум. (с 2000 архим.) Трифон (Плотников). Случившийся в авг. 1992 г. пожар уничтожил кровлю Благовещенской церковь, трапезной палаты и ризницы. В это тяжелое время (23 авг. 1992) монастырь посетил Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Братия Антониево Сийского монастыря
Братия Антониево Сийского монастыря

К 2001 г. в Антониев Сийском монастыре восстанавливались Благовещенский храм, в котором совершаются богослужения, и храм прп. Сергия Радонежского, готовилось восстановление Троицкого собора, в котором с 1994 г. ежедневно читается акафист прп. Антонию Сийскому; на монастырском погосте строилась Успенская часовня. Антониев Сийский монастырь окормляет несколько приходов Архангельской епархии, в которых нет священников. Братия Антониев Сийского монастыря участвовала в церковно-археологических экспедициях к местам, где ранее существовали Кожеозерский (1997) и Красногорский (1998) монастыри. В хозяйстве имеются сенокосы, пашни, небольшие лесные участки; отремонтирована ферма, конюшня, построены теплицы, оборудован гараж; действуют пекарня, механическая, столярная и др. мастерские. Создаются монастырская библиотека, иконописная мастерская, свечное производство. В Архангельске и с. Холмогоры открыты подворья монастыря. К 2001 г. в обители было 20 чел. братии (архимандрит, 3 иеромонаха, иеродиакон, диакон, 3 монаха, инок, 10 послушников), ок. 60 трудников.

Архив: РГАДА. Ф. 1196. (1659–1918 гг., 2950 ед. хр.); СПб ФИРИ РАН. Ф. 5. (1490–1800 гг., 8507 ед. хр.); ГААО. Ф. 286. Оп. 1. Д. 1016; Ф. 352. Оп. 1. Д. 301.

История: Акты Сийского монастыря. Архангельск, 1913. Вып. 1: Грамоты Патриарха Филарета (1619–1633 гг.); Вкладные книги Антониево-Сийского монастыря 1576–1649 (7084–7202) гг. // ЧОИДР. 1917. Кн. 2. С. 1–104; Описание Рукописного отдела БАН СССР. Л., 1989. Т. 8. Вып. 1: Рукописи Архангельского собрания.

Литература: Макарий (Миролюбов), еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре // ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 3–122; Кононов А. Преподобный Антоний, Сийский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1895; Старые синодики Антониево-Сийского монастыря Архангельской губернии Холмогорского уезда / Е. Н. // Арханг. ЕВ. 1896. № 1. С. 9–17; № 2. С. 29–37; № 3. С. 66–74; Никодим [Кононов], иером. Преподобный Антоний Сийский чудотворец: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукоп. жития… СПб., 1901; Иванов П. И. Опись Сийского монастыря 1598 года и летописные заметки // Древности: Тр. Археогр. комис. МАО. М., 1902. Т. 2. Вып. 1. С. 373–384; Перовский В. Антониево-Сийский монастырь // Краткое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 75–204; Сибирцев И. М. Памятники древности в Сийском монастыре (к 300-летию соборного храма) // Арханг. ЕВ. 1907. № 18; Православные русские обители. СПб., 1910. С. 59–65; Образцов Г. Н. Оброчные и порядные записи Антониеву Сийскому монастырю XVI–XVII вв. // ИА. 1953. Вып. 8. С. 180–197; Кукушкина М. В. Описи книг XVI–XVII вв. библиотеки Антониево-Сийского монастыря // БАН СССР. Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. М.; Л., 1966. С. 122–142; Амосов А. А. Копийная книга Антониево-Сийского монастыря // АЕ за 1971 г. М., 1972. С. 276–283; он же. Сотные грамоты Антониево-Сийскому монастырю 1578 и 1593 гг. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археогр. сб. Вологда, 1972. Вып. 2. С. 207–236; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917–1921 гг.). М., 1975. С. 104; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописей и редкой книги. Л., 1978. С. 154–187; Дорошенко А. П., Лохтева Г. Н. Подворная опись крестьянских хозяйств Антониево-Сийского монастыря 1745 года как исторический источник // Северный археогр. сб. Вологда, 1978. Вып. 4. С. 50–79; Белкин В. А., Овсянников О. В. Антониев-Сийский монастырь // Памятники Архангельского Севера. Архангельск, 1991. С. 85–93; Толкачев В. Ф. Жаждущий пусть приходит // Волна. 1993. 6 нояб.; Егорова Л. В. Сийская обитель // Пинежские зарисовки. Архангельск, 1995. С. 407–439; Залесский А. М. Малые Соловки // Держава. 1997. № 2(9). С. 72–74; Трифон (Плотников), игум. Братство по духу // Вера (Эском). Сыктывкар, 1998. Вып. 1. № 301. С. 10–11; Два крыла // Там же. Вып. 3. № 303. С. 11–13; Сизов М. С сийских подлинников // Там же. 1998. Вып. 20. № 322. С. 8.

Монастырский хлеб. Фото - Архимандрит Трифон (Плотников) <BR>
Монастырский хлеб. Фото - Архимандрит Трифон (Плотников)

Форумы