Православная Церковь в Эстонии в ХХ столетии

В.И.Петрушко, кандидат богословия, преподаватель церковной истории ПСТБИ

Протоиерей Александр Паулус, впоследствии митрополит Таллинский и всей Эстонии (фото начала ХХ в.)
Протоиерей Александр Паулус, впоследствии митрополит Таллинский и всей Эстонии (фото начала ХХ в.)

Эстонская Православная Церковь была создана в 1919 г., в этом же году Учредительное собрание Эстонии провозгласило образование Эстонской Республики. 10 мая 1920 г. Священный Синод и Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви признали Эстонскую Православную Церковь автономной впредь до разрешения вопроса об автокефалии ее Всероссийским Церковным Собором. В октябре 1920 г. епископом Ревельским и Эстонским Автономной Православной Церкви в Эстонии избрали священника Преображенского храма в г. Пярну Александра Паулуса, которого хиротонисали во епископа Ревельского и Эстонского. Святейший Патриарх Тихон возвел новопоставленного епископа Александра в сан архиепископа. Управление Православной Церковью в Эстонии было возложено на ее исполнительный орган - Синод, в который кроме архипастыря вошли клирики и миряне, избираемые Собором Церкви и утверждаемые архиепископом. Таким образом, автономия Православной Церкви в Эстонии была осуществлена в силу внутренних и внешних обстоятельств и оформлена Священноначалием Русской Православной Церкви на безусловном каноническом основании. В условиях широкой автономии Православная Церковь в Эстонии, как и остальные, смогла постепенно восстановить все стороны церковного бытия: епархиальную, приходскую и монастырскую жизнь, развить духовное просвещение и религиозное образование, благотворительность и служение милосердия.
К сожалению, нормальное течение церковной жизни в Эстонии в дальнейшем было нарушено вмешательством в дела Эстонской Православной Церкви со стороны Патриарха Константинопольского Мелетия IV (Метаксакиса), деятельность которого в целом носила весьма деструктивный для православного мира характер. 1 марта 1922 г. по инициативе Патриаха Мелетия Синод Константинопольской Церкви принял незаконное решение об обязательном и исключительном подчинении всей православной диаспоры в мире юрисдикции Константинопольского Патриархата. Большинство православных диаспор мира отвергло эти притязания Патриарха Константинопольского и отказалось им подчиниться. Однако стоявшие на националистических принципах власти Эстонии усмотрели в решении Константинопольского Синода возможность вмешаться в церковную жизнь Эстонии с целью разорвать духовную связь между Московским Патриархатом и Эстонской Православной Церковью. Под сильным давлением эстонских властей 23 сентября 1922 г. Собор Эстонской Православной Церкви принял решение о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Аналогичное решение приняла и Православная Церковь Финляндии. 7 июля 1923 г. Патриарх Мелетий вручил архиепископу Таллинскому и Эстонскому Александру томос о принятии Православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата на правах автономной митрополии. С 1926 г. Православная Церковь в Эстонии была зарегистрирована под названием «Эстонская Апостольская Православная Церковь».
Перемены в каноническом положении Православной Церкви в Эстонии наступили после того, как в 1939 г. по пакту Молотова-Риббентроппа прибалтийские республики вошли в состав СССР. В 1940 г. была образована Эстонская СССР. В новых условиях стало возможным возвращение Эстонской Православной Церкви в юрисдикцию Московского Патриархата. 10 ноября 1940 г. Синод Эстонской Православной Церкви обратился к Патриаршему Местоблюстителю Митрополиту Сергию с просьбой о восстановлении юрисдикции Русской Православной Церкви на территории Эстонии. 28 февраля 1941 г. Эстонская Православная Церковь воссоединилась с Русской Матерью-Церковью, о чем митрополитом Сергием было издано специальное определение. 30 марта 1941 г. прибывший в Москву митрополит Александр (Паулус) принес публичное покаяние в грехе раскола и осудил обращение к Патриарху Мелетию с просьбой о переходе в юрисдикцию Константинопольской Церкви. После этого митрополит Александр был разрешен и принят в общение митрополитом Сергием. С Матерью-Русской Православной Церковью воссоединился и епископ Нарвский Павел (Дмитровский), второй архиерей Эстонской Православной Церкви.
К сожалению, покаяние митрополита Александра было неискренним. Едва лишь началась вторая мировая война, как митрополит Таллинский вновь заявил о разрыве с Московским Патриархатом и переходе в Константинопольскую юрисдикцию. Однако епископ Павел остался в юрисдикции Русской Православной Церкви. Незадолго до освобождения Таллина от немецко-фашистских войск (22 сентября 1944 г.) митрополит Александр (Паулус) бежал в Германию, а затем в Швецию с группой эстонских клириков. Управление Православной Церковью в Эстонии принял на себя архиепископ Нарвский Павел, который с 1945 г. стал архиепископом Таллинским и Эстонским. Члены Синода Эстонской Апостольской Православной Церкви в ноябре 1944 г. обратились к Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) с просьбой о возвращении Эстонской Церкви в юрисдикцию Московского Патриархата на правах епархии. 6 марта 1945 г. архиепископом Псковским и Порховским Григорием (Чуковым) был совершен чин покаяния и воссоединения возвратившихся из раскола клириков Эстонской Православной Церкви с Матерью-Русской Церковью. В дальнейшем Православная Церковь в Эстонии существовала в юрисдикции Московского Патриархата на правах Таллинской и Эстонской епархии.
Митрополит Александр (Паулус), однако, не прекратил своей раскольнической деятельности и в эмиграции. С 1947 г. он пребывал в столице Швеции – Стокгольме, где был создан «Синод Эстонской Апостольской Православной Церкви в изгнании». Под его началом находились 12 эстонских эмигрантских приходов. Созданная митрополитом Александром структура пребывала в юрисдикции Константинопольского Патриархата, входя в его Западно-европейский Экзархат. После кончины митрополита Александра эстонские приходы в диаспоре возглавил Юрий Вяльбе, рукоположенный в сан епископа с титулом «епископ Равеннский, викарий митрополита Швеции». С его кончиной в 1961 г. эстонские приходы в диаспоре были включены в местные епархиальные структуры Константинопольского Патриархата.
Таллинская и Эстонская епархия Русской Православной Церкви в послевоенный период пережила немалые трудности, связанные с антицерковной политикой советских властей. Особенно сложными были годы хрущевских гонений на Церковь. Тем не менее, епархия выстояла в эти трудные годы, сумев сохранить большинство своих приходов и знаменитый Пюхтицкий монастырь. Во многом это стало возможно благодаря деятельности митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера), будущего Патриарха Московского и всея Руси, который занимал Таллинскую кафедру в 1961 – 1986 гг. Став митрополитом Ленинградским и Новгородским, а затем и Предстоятелем Русской Православной Церкви, Его Святейшество продолжал управлять Таллинской епархией. В этом Патриарху Алексию помогал викарный епископ Тапасский Виктор (Пьянков). Затем в должности патриаршего викария его сменил епископ Таллинский Корнилий (Якобс), рукоположенный 15 сентября 1990 г. В апреле 1993 г. владыка Корнилий стал правящим архиереем Таллинской епархии, которая в связи с государственным суверенитетом Эстонии получила автономию и вновь стала именоваться Эстонской Православной Церковью. В 1995 г. владыка Корнилий был возведен в сан архиепископа Таллинского и всея Эстонии, а в 2000 г. - в сан митрополита.

Форумы