"Православная энциклопедия" в Санкт-Петебурге

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 13 июля в Мраморном зале Российского Этнографического музея состоялось открытие выставки "Живые ценности русской православной традиции". Выставка представляет предметы из личной коллекции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, фондов Российского Этнографического музея и Государственного музея-заповедника "Исаакиевский собор". Церемонию открытия выставки возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. В ней также приняли участие министр культуры РФ Михаил Швыдкой, губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, ректор СПбДАиС епископ Тихвинский Константин, заместитель министра образования РФ Леонид Гребнев, руководитель ЦНЦ "Православная Энциклопедия" Сергей Кравец, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Елена Гагарина, директор Российского Этнографического музея Владимир Грусман.
Выставка является значительным культурным событием, включающим в себя как религиозный, так и светский аспекты. Первый раздел выставки знакомит посетителей с коллекцией разнообразных пасхальных яиц. Большую историческую ценность представляют расписные изделия Императорского фарфорового завода Санкт-Петербурга, самое раннее из которых относится к рубежу XVIII - XIX вв. В экспозиции представлены пасхальные яйца с вензелями членов последних представителей Дома Романовых, предназначенные для раздачи в 1915-1916 годах низшим чинам на фронте и в госпиталях. Особого внимания заслуживают пасхальные дары Патриарху с изображением русских святых и православных храмов России.
В центральном разделе выставки представлены впервые демонстрируемые походный резной деревянный иконостас и богослужебные облачения Великого Поста, Пасхи и Рождества, митра и посохи патриарха Алексия II.
Еще один раздел выставки отведен музейным экспонатам, иллюстрирующим историческую преемственность возрождающихся в России православных традиций. Большой интерес представляют напечатанная в типографии Киево-Печерской лавры в 1703 году книга Новый Завет и иконы с редкими иконографическими сюжетами.

Слово Святейшего Патриарха на презентации "Православной энциклопедии" в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге
Ваши Высокопреосвященства!
Уважаемые дамы и господа!
Дорогие братья и сестры!
Год от года углубляется и наполняется новым содержанием сотрудничество Русской Православной Церкви с учреждениями науки и культуры. Отрадно, что мы все чаще и чаще встречаемся друг с другом на совместно организуемых конференциях и выставках. Ширится и география этих встреч: Москва, Минск, Новосибирск, Томск, Рязань и, конечно, Санкт-Петербург. Не прошло и года со дня открытия выставки в Музее истории религии и представления первых томов «Православной энциклопедии», как мы открываем новую экспозицию в Музее этнографии и представляем культурному и научному сообществу северной столицы очередной том «Православной энциклопедии».
Мы стоим в преддверии двух знаменательных дат в истории северо-западного края: в мае 2003 года мы будем отмечать 300-летие Санкт-Петербурга, а в июле того же года 1100-летие Пскова. Глубоко символично, что эти две юбилейные даты стоят так близко от друга, ведь основание этих двух городов символизировало два крупных этапа в истории нашего государства.
Когда возник древний Псков доподлинно неизвестно. Судя по всему он уже был во времена Рюрика, однако впервые в русских летописях Псков упоминается в 903 году в рассказе о женитьбе киевского князя Игоря: «и приведоша ему жену от Пьскова именем Олгу». С именем Ольги древние предания связывают и основание первой деревянной церкви во имя Пресвятой Троицы.
Издревле Троицкий собор в кремле был главною святыней не только города Пскова, но и всей Псковской земли. Все важнейшие общественные события происходили или в Троицком соборе или близ него. В соборе сажались на княжение псковские князья, возле него собиралось знаменитое вече, там же находился специальный ларь для хранения особо важных государственных документов. Когда же надо было возбудить мужество против врагов, то к народу обращались с призывом - "постоять за Святую Троицу".
Со временем Псков из небольшого по размерам кривичского города превращается в крупный пригород Господина Великого Новгорода, опорный пункт на северо-западной границе его владений. Особую роль довелось сыграть этому городу в драматической истории противостояния коренных народов Прибалтики с пришедшими сюда военными католическими орденами. С неслыханной жестокостью подчинив себе местные племена ливов, эстов и латгалов, немецкие рыцари устремили свои взоры на восток. Их манили к себе богатства Великого Новгорода и Пскова.
В 1242 г. новгородцы и псковичи под предводительством святого благоверного Великого князя Александра Невского нанесли страшное поражение отборному рыцарскому войску на льду Чудского озера. Эта битва во многом определила ход дальнейшей истории нашего народа.
Основание нашей северной столицы на Неве явилось зримым символом новой эпохи в истории России. Не всем известно, что благословение на ее основание, впрочем, как и на создание Военно-морского флота державы, было преподано Царю Петру святителем Митрофаном Воронежским.
Исторические источники свидетельствуют, что 16 мая 1703 года был заложен первый камень в основание крепостного бастиона. Этот день и считается днем основания Санкт-Петербурга. Но если быть исторически точными, то день основания нашей северной столицы должен быть праздником переходящим, каковым является праздник Святой Троицы. Ведь именно в этот самый любимый русским народом Двунадесятый Праздник Великий Петр основал град в честь своего небесного покровителя - святого первоверховного апостола Петра.
Также как и во Пскове, первый храм Санкт-Петербурга был освящен во имя Святой Троицы. По некоторым сведениям он был заложен уже 18 мая 1703 года. Почти два десятилетия он был кафедральным собором столицы. Здесь царь Петр читал Апостол и пел на клиросе, для этого храма трудолюбивый самодержец собственноручно выточил из кости паникадило на семь рожков перед иконой апостола Петра.
Во имя Святой Троицы царь Петр основал и первую монашескую обитель Санкт-Петербурга. В 1710 году было определено именовать монастырь «Живоначальныя Троицы и святого благоверного великого князя Александра Невского». Место для монастыря было выбрано не случайно. Исторические предания связывают эту местность с полем знаменитого сражения русских дружин, возглавляемых Великим Князем Александром Ярославичем, с соединенными силами Шведских, Датских и Лифляндских войск. Именно эта победа дала прозвание Невский великому полководцу нашей страны. Как и Ледовое побоище, эта битва отвела внешнюю угрозу от северо-западного края нашего Отечества.
Александро-Невский монастырь, по замыслу Царя Петра, должен был играть особую роль в жизни города, да и всей Церкви. Царь ориентировал его, прежде всего, на дела социального служения и духовного просвещения. В 1714 году в монастыре была создана первая в столице богадельня, в 1719 году – одна из четырех первых типографий. Обитель должна была стать и своего рода «школой» для высшего духовенства. В 1721 году здесь была основана Славянская школа, на основе которой в 1726 году была создана Александро-Невская греко-латинская семинария, давшая начало Санкт-Петербургским духовным школам.
Мне как их выпускнику особенно отрадно отметить, что и сегодня преподавательская корпорация Академии вносит свой довольно значительный вклад в духовное возрождение нашего Отечества
Зримым свидетельством этой лепты могут служить вот эти четыре книги двадцатипятитомной «Православной энциклопедии», в создании которой столь велика роль церковных и светских ученых нашей северной столицы. Сегодня мы отметим лишь некоторых из них нашей особой наградой — «Памятным знаком Православной Энциклопедии», но наша огромная признательность всем ученым Санкт-Петербурга, а их участвует в нашем издании уже около ста человек, за их столь нужный и прекрасный труд.
В работе над нашим общим изданием принимают участие Санкт-Петербургский университет и Российская национальная библиотека, Российский исторический Архив и Русский музей, Эрмитаж и Музей истории религии, Институт русской литературы «Пушкинский дом» и Санкт-Петербургское отделение института истории, и многие другие научные учреждения и сообщества. Особо следует отметить участие Санкт-Петербургской Духовной академии, ученая корпорация которой заняла достойное место в авторском коллективе издания.
Как грандиозный духовный и культурологический проект «Православная Энциклопедия» объединила самые разные социальные, политические силы в едином созидательном труде. И год от года увеличивается количество и расширяется география научных и культурных учреждений, финансовых и промышленных предприятий, руководителей регионов, государственных и общественных деятелей, вносящих свою посильную лепту в создании этого уникального свода знаний. И в этом отношении Санкт-Петербург вносит свой вклад в поддержку издания и в его распространение.
В 2002 г. Российский Этнографический музей отмечает свое столетие. Открытие выставки в стенах этого музея, название которого буквально переводится как «описание народа», знаменательно тем, что вводит зрителя в предметный, живой мир русского Православия. Доказательством того, что здесь представлены живые образцы народного благочестия, служат пасхальные яйца, которые ежегодно, в дни Светлой Пасхальной Седмицы пополняют немалое собрание Патриарха.
В музейной экспозиции особенно наглядным становится не только многообразие проявлений возрожденного искусства, но и его преемственность. Поэтому здесь рядом органично пребывают как уникальные предметы музейного хранения, например, кресты-энколпионы XIII в., так и современные, использующиеся во время богослужений, облачения.

А сейчас позвольте мне вручить «Памятные знаки Православной Энциклопедии» наиболее активным участникам нашего издания.
Памятного знака "ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" удостаиваются:
Чернецов Севир Борисович, доктор исторических наук;
Мещерская Елена Никитична, доктор исторических наук;
Соловьева Ирина Дмитриевна;
Бовкало Александр Александрович, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Недавно на презентации нового тома «Православной Энциклопедии» в Московской Духовной Академии мы присутствовали при передаче сертификатов на полное издание «Православной Энциклопедии» от Партнерства православных предпринимателей «Попечитель» ректору Московской Духовной академии архиепископу Евгению для награждения лучших выпускников. Сегодня мне приятно предоставить такую же возможность Санкт-Петербургскому предпринимателю, члену все того же партнерства «Попечитель» Андрею Константиновичу Галенко, сделать этот дар уже Санкт-Петербургской Духовной академии.

Последние публикации раздела
Форумы