Слово при вручении архипастырского жезла епископу Пермскому и Соликамскому Иринарху

Преосвященный Епископ Иринарх, возлюбленный о Христе собрат и сослужитель наш!
По благому о тебе изволению Промысла Божия, избранием и утверждением Нашим и Священного Синода совершилось твое призвание к архиерейскому служению.
Ныне благодать Святого Духа через возложение рук наших соделала тебя епископом Русской Православной Церкви, правящим архиереем Пермской епархии.
Приветствуем тебя, нового собрата нашего, с этой милостью Господней и вместе с тобой веруем, что Пастыреначальник Господь Своей благодатной силой поможет тебе право править слово Христовой истины во спасение твое и твоей паствы, на благо Церкви и Отечества нашего.
Отныне ты - епископ, человек, призванный к апостольскому служению в Церкви. Ты стал преемником святых апостолов. Постоянно имей перед своим мысленным взором их живой пример деятельности в предстоящем высоком служении, внимай их наставлениям и поучениям, чтобы, подражая им, сподобиться и тебе дарованной им славы.
Ты в начале нового, еще не ведомого тебе пути, и многое тебя смущает в предстоящем тебе служении.
Укажу тебе некоторые руководительные начала для предлежащего тебе служения, основанные на учении святых апостолов, и на собственном более чем сорокалетнем опыте постижения архиерейского служения.
К этому меня обязывает не только чинопоследование рукоположения во епископа, но и выражение чувства заботы и поддержки собрату, вступающему на тернистый, жертвенный, многотрудный путь.
Прежде всего, непрестанно возбуждай в себе ревность по славе Божией, заботу о единстве тела Христова, о спасении вверенных твоему окормлению людей. «Вы - тело Христово, - говорит апостол Павел, - а порознь - члены.
Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12, 26-27).
Не ищи славы человеческой, делай все, чтобы прославлялось и почиталось Святое Имя Божие, ибо в деле спасения «и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор. 3,7).
Какие бы испытания не выпадали на нашу архиерейскую долю, все, по апостолу, принимаем благодарностью и смирением: «Во всем являем себя, как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (2 Кор. 6, 4-7).
Господь избрал и послал тебя «проповедовать Царствие Божие» (Лк. 9,2). «Иди, благовествуй Царствие Божие» (Лк. 9, 60), возвещай истину Божию со всяким прилежанием. Но успеха проповеди ищи не в способностях своих и дарованиях, а в благодатной силе Божией, привлекаемой молитвой как келейной, так и общецерковной в храме, особенно же при совершении Бескровной Жертвы.
Только воздержанием, молитвой, непрестанным единением духа нашего с Богом и со всей Церковью мы можем сохранить в себе Божественную силу и противостоять разделению в Церкви. Молитва - это связующее звено внутри созидающегося Тела Христова. Апостол Павел «день и ночь всеусердно» (1 Фес. 3, 10) молился о чадах церковных и от них ждал того же усердия: «Молитесь... о мне, - взывал он к ним, - дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования» (Еф. 6, 18-19). «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу..., чтобы служение мое... было благоприятно» (Рим. 15, 30-31).
Долг епископа быть выразителем воли Церкви, быть устроителем и руководителем церковной жизни, воспитателем пастырей. Епископ должен не
только светить, но и согревать, собирать и объединять вокруг Трапезы Господней пастырей и паству.
Сколько опытности и благоразумия, милосердия и сострадания нужно иметь, чтобы помочь другим воплотить в себе образ Пастыря доброго (Ин. 10,11), исполненного самоотвержения и жертвенной любви.
Епископу следует с кротостью и долготерпением врачевать духовные недуги пасомых, помогать преодолевать силу инерции, пробуждать от сна и безразличия, в сердце своем, имея сострадательную любовь Христову. «Мы сильные, - заповедует святой апостол, - должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15, 1).
Приметишь ли в ком из пастырей небрежение к христианской жизни «обличи его между тобою и им одним» (Мф. 18,15). Когда меры любви окажутся бессильными, прибегай к строгости, «чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5, 20). Заметишь ли в ком невнимание к установленному чину церковному, самовольное искажение, сокращение или неблагоговейное совершение службы Божией, пресекай с горячей ревностью о Доме Божием, снисходя «невежествующим и заблуждающим» (Евр. 5,2), служа другим к назиданию, вдохновляя их своим примером. «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12).
Двухтысячелетний опыт церковной жизни свидетельствует, что епископское служение требует от его носителя всецелого отдания себя служению Богу и людям, служению согласного предписаниям Закона Божия и правилам Святой Церкви, которые ты нам сегодня велегласно исповедал.
Служение епископа в наше обновляющее время соединяется с многоразличными «внешними» обязанностями. «Поступай по удостоверению своего ума» (Рим. 14,5) к славе Божией, прославлению Православной Церкви Христовой, пользе Отечества.
Тебе предстоят огромные труды в Пермской епархии по возрождению традиционного служения и свидетельства святого православия во всей полноте. Многое уже сделано твоим предшественником Преосвященным архиепископом Афанасием. Но еще большее поле деятельности предлежит тебе, ибо участие Церкви в жизни общества становится все более востребованным. До настоящего дня ты нес настоятельские и благочиннические обязанности в городе Москве. Ты восстановил больничный храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле, ты активно занимался вопросами преодоления алкоголизма и наркомании, духовно окормлял больных. Это богатый пастырский опыт послужит тебе важным подспорьем и в новом твоем высоком послушании Церкви Христовой. Не скрою, что как епископу Москвы Мне тяжело лишиться надежного помощника-благочинного и деятельного настоятеля, но интересы Церкви побуждают с любовью, благословить твое вступление на подвиг архиерейского служения в твердом уповании, что он будет ревностным и благодатным.
Великим утешением для тебя пусть будет то, что хиротония твоя совершается в Неделю 4-ю Великого Поста, в день, когда Церковь прославляет преподобного Иоанна Лествичника. Лествица духовного восхождения - это ступени от земли на небо, берущие начало в вере и достигающие вершины в любви, вечном Царстве Христовом. У преподобного Иоанна Лествичника их тридцать, по числу лет вышедшего на проповедь Христа Спасителя.
С непоколебимой верой и надеждой восходи, возлюбленный собрат, по лествице духовного совершенствования, «восходи усердно, - как призывает тебя преподобный Иоанн, - полагая восхождение в сердце твоем».
В скорби и радости прибегай к Заступнице Усердной рода человеческого и пусть до конца дней твоих она будет тебе Отрадой и Утешением.
Молитвы святителя Стефана, первого епископа и просветителя Пермского, да будут укреплять и поддерживать тебя.
В знамение дарованной тебе власти в Церкви Божией к созиданию верующих прими сей архиерейский жезл, вручаемый тебе, взойди на кафедру и от новой почившей на тебе благодати Святого Духа, преподай твое первое архипастырское благословение народу Божию, вместе с нами молившемуся за тебя и за твое новое начинающееся служение.

Последние публикации раздела
Форумы