Слово при вручении архиерейского жезла епископу Сергиево-Посадскому Феогносту

Преосвященный Епископ Феогност, возлюбленный во Христе брат наш и сослужитель!
Промыслом Божиим, избранием Нашим и Священного Синода, через молитву и возложение рук наших получил ты ныне благодать архиерейства и приобщился к сонму святителей Русской Православной Церкви.
Знаменательно, что твоя хиротония совершилась во второе воскресенье Великого поста, когда Церковь, как бы восходит на Фавор, и мы внимаем учению святителя Григория Паламы о нетварном Божественном свете.
Прославляя святителя Григория Паламу, называя это воскресенье Неделею светотворных постов, мы обращаем внимание на тот сокровенный, благодатный свет, которым была преисполнена его душа, неразрывно связанная с жизнью. Святитель Григорий мужественно обличал еретиков, нечестивые власти, проявляя готовность пожертвовать самим собой, жизнью своей, когда это требовалось для спасения Церкви. К такому исполнению нашего христианского долга призывает нас пост.
Святая Церковь требует от нас мужества, святости и совершенства. Господь обращает к нам Свое слово: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). И апостол говорит: «призвал нас Бог... к святости» (1 Фее. 4,7). Это недостижимо ни для кого и нигде и только в Христовой Церкви Дух Святой преемственно от времен апостольских передает Свою благодать епископам, а через них пресвитерам, совершающим таинства и молитвы, возрождающие нас к святости, к совершенству, к жизни вечной.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «сильнее всего на свете — Церковь, она защитит и спасет тебя. Церковь это ограда двора овец Христовых; пока ты внутри этой ограды, ты в безопасности, если ты выйдешь из нее, то тебя похитит лютый духовный зверь».
«Без Церкви можно верить в Бога, - свидетельствует Блаженный Августин, - без Церкви можно исповедывать Святую Троицу, держать Евангелие и даже проповедовать его. Единственное, что нельзя без Церкви -это спастись!»
В своем слове при наречении ты исповедал глубокую веру в Промысл Божий, веру в то, что от Господа устрояются пути человека, веру в спасительную силу Церкви Христовой, которая стоит и будет стоять на земле, по обетованию Христа Спасителя, «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18).
Мы живем в непростое время. Общество наше нуждается во врачевании. Оно духовно болезнует, оно расслаблено. И этим пользуются те, кому не по душе сильная верой и любовью Россия. Все более интенсивной становится прозелитическая деятельность, осуществляемая Римско-католической Церковью, различными протестантскими группами, пытается укреплять свои позиции сектантство тоталитарного характера. Этими миссионерами движет не желание просветить, а желание разделить наше общество. К разделению по политическим взглядам, по национальной принадлежности пытаются еще добавить разделение по вероисповедному признаку - в этом большая опасность для России. Жертвами подобных религиозных организаций и сект становятся в основном наши братья и сестры. Мы обязаны всеми законными способами бороться за души людей, не отдавать их на погибель.
«Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Божественный свет пребывает там, где Господь, в Церкви его, и мы призваны быть свидетелями этого света, мы можем видеть этот свет, приобщаясь ему по дару Христа благодатью Его.
Ныне сила Божественная освятила и тебя и Дух Святой, как в день Пятидесятницы, почил на тебе. Ты получил всю полноту благодати. Но прежде чём ты приступишь к своему новому служению, Мне надлежит дать тебе отеческое наставление.
Ты родился и воспитывался не в церковной семье. Но Господь избрал тебя на Свое служение вопреки воле твоего окружения. Не без промысла Божия прибыл ты из Владимира в Троице-Сергиеву Лавру. Господь уготовил тебе место сначала насельника, а затем наместника Троице-Сергиевой Лавры. Служить и нести церковное послушание на место подвигов преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, - великая честь и в то же время огромная ответственность.
Теперь тебе предстоит быть Нашим викарием и одновременно продолжать оставаться в должности наместника Троице-Сергиевой Лавры. Ты
ведешь это служение, ты знаешь как оно нелегко, но, как и раньше, уповай на благодатную помощь Божию, на заступничество Пресвятой Девы Марии, на молитвы основателя Лавры - великого подвижника и собирателя земли Русской, преподобного аввы Сергия.
Нас радуют твои ревностные труды по благоукрашению Лавры, твои заботы о Московских Духовных школах. Мы слышали вчера слова доброго твоего исповедания, и они вместе с твоими делами вселяют в нас надежду, что и в архипастырстве ты сохранишь и приумножишь дары, данные тебе Богом.
Особенно же, вместе с апостолом Павлом, призываю тебя «возгревать дар Божий, который в тебе, через мое рукоположение; ибо дал нам Бог Духа не боязни, но силы, и любви, и целомудрия» (2 Тим. 1, 6-7).
Возгревай дар Божией благодати в тебе непрестанной молитвой, богомыслием, истовым и благоговейным совершением богослужений, чтением Священного Писания и творений Святых Отцов.
Через сообщение тебе благодатных даров Святого Духа Сам Бог призвал и поставил тебя ныне на дело управления народом Божиим (1 Кор. 12, 28).
Образом епископского служения да будет для тебя образ Самого Пастыреначальника Христа. И в тебе «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 5-8).
Служение Христа было выражением жертвенной любви. В Церкви нет служения без любви, так же как нет любви без служения. На земле любовь всегда соединяется со страданием. Епископское служение является высшим выражением любви как высшего служения в Церкви до готовности жизнь свою отдать за паству свою (Ин. 10,11).
Жизнь епископа - это не столько обладание духовной властью и почитанием, сколько подвиг перенесения трудностей, скорбей и испытаний. Но преемники святых апостолов, совершающие свое служение ради спасения людей, имеют в себе преизобильное сокровище Божественной благодати. Эта благодать и восполняет в епископе недостающее и дает ему дерзновение вместе с апостолом Павлом утверждать; «Все могу в укрепляющем меня
D
Иисусе» (Флп. 4,13). «Довольно для тебя благодати Моей, - говорит Господь, -ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12,9).
Возлагая ныне на тебя наши руки, мы молили Господа, чтобы Он сотворил тебя подражателем Его - истинным пастырем, путевождем слепых, светом сущих во тьме, наказателем немудрых, учителем младенцев, светильником в мире. «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12). Непрестанно совершенствуйся, духовно возрастай, укрепляй себя учением Святой Церкви и Святых Отцов. «Проповедуй слово, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2).
Твердо стой за веру православную, храни традиции и обычаи церковные, защищай честь и достоинство Матери-Церкви нашей, ее священноначалия, епископата, клира и благочестивых мирян, воспитывай чад своих в любви и преданности Отечеству, «так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4,16).
Все это «мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, ... к твоему назиданию» (2 Кор. 12,19).
Промыслительно, что ты за несколько дней до твоей архиерейской хиротонии был участником Литургии Преждеосвященных Даров в Успенском Соборе Московского Кремля, где имел возможность у раки с мощами твоего Небесного покровителя святителя Феогноста, Митрополита Московского, в день его памяти получить его благословение на предлежащий тебе путь епископского служения.
Приветствую тебя с началом твоего нового служения Господу и Его Святой Церкви.
А теперь приими жезл сей как символ архиерейской власти и опору в трудных обстоятельствах и от данной тебе благодати преподай первое архипастырское благословение народу Божию, молившемуся сегодня о тебе и о твоем новом служении Церкви Христовой.

Последние публикации раздела
Форумы