Документы Патриаршей канцелярии 1925-1926 годов (комментарий в свете веры)

Бывший Дом призрения им. И.Д. Баева на ул. Короленко, соседний с дачей, где в 20-е годы располагалась Московская Патриархия. Фото - П.П. Павлов
Бывший Дом призрения им. И.Д. Баева на ул. Короленко, соседний с дачей, где в 20-е годы располагалась Московская Патриархия. Фото - П.П. Павлов

(Приводится по изданию: Вестник церковной истории. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2006, № 1. С. 56-73 )

От редакции:

В 2004 г. распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в «Архив истории Русской Православной Церкви в XX веке» Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» были переданы документы Патриаршей канцелярии за 1925–1944 гг. (ф. 3, оп. 2). Коллекция не является систематической и содержит разнообразные документы: указы и распоряжения Местоблюстителя Патриаршего Престола и его Заместителя, определения Временного Патриаршего Синода, письма епископов, клириков и мирян. Документы до начала 1930-х гг., как правило, рукописные (часто заверенные печатью), позже — машинописные, заверенные печатью. Значительное число документов являются автографами. По благословению Святейшего Патриарха Алексия Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» публикует документы по истории Русской Православной Церкви в 1-й пол. XX в., до сих пор остававшихся неизвестными или известными по выдержкам и пересказам. В 1-м номере «Вестника церковной истории»публикуются документы 1925–1926 гг., адресованные Патриаршему Местоблюстителю митрополиту священномученику Петру (Полянскому)[1] и Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому)[2]. Тексты приводятся в соответствии с современными нормами орфографии, в квадратных скобках раскрыты сокращения, даты после февраля 1918 г. в комментариях даны по новому стилю.

1925 год [3]

Митрополит Петр (Полянский)
Митрополит Петр (Полянский)

№ 1[4] (Указ № 13 [5])

Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому, Места Патриаршего Блюстителю, Филиппа, епископа Смоленского

Представление

Вследствие невозможности в данный момент по не зависящим от меня обстоятельствам прибыть мне в Смоленск почтительнейше ходатайствую перед Вашим Высокопреосвященством о благословении епископу Каргопольскому Иллариону[6] временного духовного попечения о православной смоленской пастве с наименованием его епископом Поречским, 4-м епископом Смоленской епархии.

Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник и о Христе брат Филипп, епископ Смоленский

[Резолюция митрополита Петра] [7] 12 июня 1925 г. Благословляется Преосвященному Каргопольскому Илариону быть епископом Поречским, четвертым викарием Смоленской епархии. Вместе с тем, согласно просьбе православных приходов г. Смоленска, благословляется ему иметь временно заботы и попечение о православных приходах той же епархии.

Патриарший Местоблюститель Петр, митрополит Крутицкий. [8]

№ 2 [9]

Его Высокопреосвященству Местоблюстителю Патриаршего Престола Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому

Высокопреосвященнейший Владыко!

Преосвященный Саранский Серафим (Юшков)[10] передал мне Ваше предложение принять его на Лукояновское викариатство.[11] Сегодня же явился ко мне с письмом владыки а[рхиепископа] Трифона [12] о[тец] архимандрит Арсений [13], рекомендуемый им и также от Вашего имени на одно из Нижегородских викариатств. И я говорил с ним уже о Лукоянове, хотя и не делал окончательного заключения. Теперь я представляю это дело Вашему усмотрению. Против кандидатуры Преосв[ященного] Серафима я ничего не имею и рад его иметь соработником. Вопрос только в том, удастся ли ему устроиться там с гражданской властью. Пусть он сам об этом наводит справки. Если да, то очень буду рад его назначению. А архим[андрита] Арсения тогда можно будет в Сергач [14].

9/22 июня 1925 г.

Вашего Высокопреосвященства покорнейший послушник Сергий, митрополит Нижегородский.

№ 3 [15] (Указ № 216 [16])

Его Высокопреосвященству Местоблюстителю Патриаршего Престола Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому, Серафима, епископа Саранского, викария Пензенской епархии

Ввиду моего затруднительного положения, не имея возможности иметь местопребывание в городе Саранске, я прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, дать мне другое назначение.

Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Серафим, епископ Саранский

1925 года июля 25 дня

[Резолюция митрополита Петра] [17] 25 июля 1925 г. Преосвященному Саранскому Серафиму благословляется быть епископом Лукояновским, викарием Нижегородской епархии.

Патриарший Местоблюститель митрополит Петр.

[Запись внизу листа] Указы митроп[олиту] Нижегор[одскому] Сергию, [18] еписк[опу] Пензенск[ому] Филиппу [19]и преосвящ[енному] Серафиму, еп[ископу] Саранскому за № 216 от 25/VII 1925 г. получил.

Серафим, епископ Лукояновский

№ 4 [20] (Указ № 144 [21])

Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому, Места Патриаршего Блюстителю, проживающего в г. Сычевка Смоленской епархии на положении покоя епископа Иринарха

Настоящим почтительнейше прошу благословения Вашего Высокопреосвященства пожить и послужить мне в г. Великом Устюге и др[угих] приходах Северо-Двинской епархии.

Нижайший послушник Вашего Высокопреосвященства епископ Иринарх.

14/27, VI, 1925 г.

[Резолюция митрополита Петра] [22] 27 июня 1925 г. Благословляется Преосвященному епископу Иринарху иметь попечение и заботы о православных приходах Велико-Устюжской епархии.

Патриарший Местоблюститель митрополит Петр

[Запись внизу листа] Указ за № 144 от 27/VI 1925 г. получил. Епископ Иринарх.

Адрес временный: Сычевка, Красной армии, № 4. А по получении сведений из В[еликого] Устюга вышлю почтой.

№ 5 [23] (144)

Его Преосвященству епископу Иринарху

Нашим определением от 27 июня 1925 года, за № 144, благословляется Вам иметь попечение и заботы о православных приходах Велико-Устюжской епархии.

О чем Вашему Преосвященству настоящим и дается знать.

1925 года июня ... дня

Святейший Патриарх Тихон и митрополит Петр (Полянский)
Святейший Патриарх Тихон и митрополит Петр (Полянский)

№ 6 [25] (Резолюция № 238 [26])

Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому, Патриаршего Престола Блюстителю, священника Архангельской епархии Павла Лескова

32 года я состою православным священником и всегда твердо содержал догматы православной Церкви, в пастырской практике старался поступать по канонам церковным и совершал богослужение по церковному уставу. В то время как блаженной памяти Святейший Патриарх Тихон был насильственно удален от управления Российской Православной Церкви [27], сознавая необходимость высшего церковного управления и обманутый обещанием, что не будут изменены ни догматы, ни каноны, ни богослужебные уставы православной Церкви и порядки церковные и приходские и даже застращанный угрозами, я был вынужден признать вновь сформированное Высшее церковное управление (синод) [28]. Но по прибытии в Архангельск обновленческого архиерея Владимира Путяты [29], узнав от одного прихожанина, лично его знавшего, о его прежней зазорной жизни, запрещении его в священнослужении и едва ли не лишении сана, я усомнился в правоте обновленческого движения (как это столь зазорного поведения лицам вверяют управление епархией) и стал доискиваться истины, которую, живя в деревне, трудно узнать. Приходилось бывать на собраниях окрестного духовенства, слышать односторонние суждения о церковных событиях и о покойном Патриархе Тихоне [30], и из всего этого пришлось совершенно убедиться о неправоте обновленчества и отречься от него.

Хотя я чистосердечно и по совести священства могу засвидетельствовать Вам пред всеведущим Господом Богом, что я не только ни в чем не изменил Православию, но даже и намерения не было изменить, но так как я некоторое время по недоразумению признавал и даже произносил за богослужением обновленческий синод и епископа и имел общение (не богослужебное) со служителями этой секты и особенно по тому, что моими этими поступками соблазняются некоторые из православных христиан и собратий иереев, то, сознавая себя в этом виновным, я уже обращался к покойному Патриарху Тихону как Главе Российской Православной Церкви, прося прощения, но вследствие его кончины ответа не получил.

Теперь обращаюсь к Вам, Ваше Высокопреосвященство, как Блюстителю Патриаршего Престола и смиренно прошу простить меня в вышеуказанных моих прегрешениях и слезно умоляю дать мне свое первосвятительское благословение на право совершения богослужения в православных храмах, в чем я нахожу для себя и чувствую единственную отраду и утешение в настоящее многотрудное и многоскорбное время.

11 июня 1925 года.

Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник и богомолец Архангельской епархии священник Павел Лесков

[Резолюция митрополита Петра] [31] 30 июня 1925 г. Принимается после принесения покаяния перед духовенством и народом.

Местобл[юститель] Патр[иаршего] Прест[ола] м[итрополит] Петр.

№ 7 [32] (Указ № 226 [33])

Его Высокопреосвященству Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру Крутицкому Василия, епископа Горно-Алтайского

Прошение

Ввиду климатических условий, неблагоприятно отражающихся на моем пошатнувшемся здоровье, а также принимая во внимание создавшееся невыгодное положение для моего служения в Горно-Алтайском викариатстве, прошу Ваше Высокопреосвященство дать мне другое назначение.

Вашего Высокопреосвященства, милостивого архипастыря и отца, нижайший послушник Василий, епископ Горно-Алтайский

1925 г. 24.VII

[Резолюция митрополита Петра] [34] 24 июля 1925 г. Горно-Алтайскому Преосвященному епископу Василию благословляется быть епископом Каргопольским, викарием Олонецкой епархии.

Патриарший Местоблюститель митр[ополит] Петр [35]

№ 8 [36]

Его Высокопреосвященству Патриаршему Местоблюстителю Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому, Серафима, епископа Рыбинского

Доклад

Настоящим докладываю Вашему Высокопреосвященству, что 4/17 сего августа после целого ряда мытарств мне удалось пробиться в г. Рыбинск, выговорив себе право оставаться там в течение 3 суток. Однако и указанных 3 суток мне не пришлось пробыть там. Отслужив всенощное бдение накануне и раннюю литургию в самый день праздника Преображения Господня, я по не зависящим от меня обстоятельствам вынужден был сейчас же после литургии покинуть пределы г. Рыбинска.
Положение церковных дел в г. Рыбинске таково. Бывший православный епископ (Уржумский) Гервасий (Григорий Васильевич Малинин) [37] самочинно (III Всел. Соб. 8; Ант. 9; Карф. 64, 67; Ап. 14; Ант. 21; Ап. 35; I, 15; II, 2; IV, 5; Ант., 13,21; Сард. 1, 2, 3; Ап. 28; Ант. 4; Двухкр. 14; Вас. Вел. 1) захватил самый большой храм г. Рыбинска и самочинно совершает богослужения. Объявив какую-то автокефалию, а себя автокефальным епископом, он, Гервасий, совершенно не поминает за богослужениями ни Ваше имя как Патриаршего Местоблюстителя, ни имя какого-либо другого православного епископа. Один из его активных сподвижников — гр[ажданин] Любимов — с церковного амвона в стихаре объявил о том, что их церковная община ничего общего не имеет ни с Вами как Патриаршим Местоблюстителем, ни с другими православными епископами Ярославской епархии. Было также объявлено, что еп[ископ] Гервасий приступил к служению «с благословения» «коллегии вселенских патриархов» (?!), с каковой «коллегией» он, Гервасий, снесся через обновленческий «священный синод». Поминают в церкви еп[ископа] Гервасия по формуле: «Господина нашего Преосвященного еп[ископа] Гервасия», но членам общины гр[ажданин] Любимов объявил, что еп[ископ] Гервасий получил назначение «противотихоновского миссионера» с титулом «епископа Ростовского и Угличского». Службы еп[ископа] Гервасия постоянно сопровождаются скандалами со стороны народа, который не желает его признавать.

Никто из рыбинского духовенства к еп[ископу] Гервасию не примкнул за исключением: 1) заштатного прот[оиерея] Закецкого, который в свое время принимал активнейшее участие в насаждении живоцерковного раскола [38], а в последнее время, после раскаяния, был без прихода, так как никто его не хотел к себе принимать, и 2) заштатный прот[оиерей] рыбинского собора о[тец] Михаил Богородский, который перекинулся на сторону еп[ископа] Гервасия по совершенно непонятным причинам. Все остальное духовенство г. Рыбинска и всего викариатства верно св[ятой] православной Церкви и просит молитв и благословения Вашего Высокопреосвященства.

Настоящий доклад представляется Вашему Высокопреосвященству с ведома и согласия высокопреосвященного архиепископа Серафима Угличского, вр[еменно] упр[авляющего] Ярославской епархией [39].
Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Серафим, епископ Рыбинский

Москва, 10/23 августа 1925.

[В верхней части листа помета митрополита Петра] [40] 18 окт. 1925. К сведению. М[итрополит] Петр.

№ 9 [41]

Преосвященному Мельхиседеку [42]

Почитаю долгом сообщить Вам Наше определение от 5 октября 1925 г. за № 417 по делу о положении Минской православной епархии.

Покойный Святейший Патриарх не считал Ваше Преосвященство состоящим вне единения с Православной Русской Церковью, почему и не воспрещал Вам служить в московских храмах. Посему нет оснований предполагать, что Минская иерархия является неправославной. Преосвященному Тихону [43] и преосвященному Никону [44] мною дано предложение безотлагательно принять меры к возможно скорейшему прекращению нежелательных результатов от допущенных ими по неведению действий.

Вопрос об автономии Белорусской Церкви и Вашем митрополичьем сане при Святейшем Патриархе не получил канонического разрешения. Вы же сами не позаботились в течение двух лет при жизни покойного Патриарха так или иначе ликвидировать этот вопрос или принять меры к тому, чтобы дать ему определенное каноническое разрешение. Поэтому как объявление автономии Белорусской Церкви, так и принятие Вами сана митрополита является с канонической точки зрения актом самочиния, не одобряемым церковными правилами. Полагаю, что вопрос об автономии подлежит решению Поместного Собора Русской Церкви, а признание за Вами митрополичьего сана — особому епископскому рассмотрению.

В настоящее время при натиске католичества на православие и общих тяжелых условиях церковной жизни требуется наибольшая сплоченность и теснейшее единение между епархиями. Раздробление же церковного тела Русской Православной Церкви на мелкие автономные части может повести к нежелательным последствиям в интересах православной Церкви. Ввиду этого считаю за лучшее, если бы Вы сами изыскали меры к ликвидации допущенного церковного самочиния и вернулись к нормам канонического устроения белорусской церковной жизни. Тогда бы для нас открылась каноническая возможность, сообразно с местными условиями церковной жизни, предоставить Вам некоторые прерогативы чести.

Патриарший Местоблюститель митрополит Петр.

1925 г. октября 5 дня
№ 417 Москва, Ермаковская д. 3/5

[Помета митрополита Петра] Не посылать. М[итрополит] П[етр] [45]

№ 10 [46]

Патриаршему Местоблюстителю Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому, благочинного г. Уральска протоиерея Геннадия Белугина

Рапорт

Ваше Высокопреосвященство, считаю своим долгом осветить телеграмму, поданную Вам уполномоченными мирянами по делу ходатайства викарного епископа. Предложенный Вами лично мне [47], когда я был у Вас и ходатайствовал пред Вами о назначении викарным епископом архимандрита Льва (Егорова из Ленинграда) [48] по поручению верующих и митрополита нашего Тихона Уральского [49], архимандрит Макарий из Сергиевой пустыни в 15-ти верстах от Ленинграда дал нам свое согласие, так благоволите его назначить викарным Уральским по соглашению с нашим митрополитом Тихоном, ему мы послали ходатайство телеграфно. Верующим хочется поскорее видеть своего епископа на месте, так как обновленческий еп. Михаил Постников [50] разбивает умы наших верующих, что «никакой епископ не приедет», «я есть законный епископ для Уральской епархии». С июня месяца с[его] г[ода] начали ходатайство и не можем закончить, так еще раз верующие г. Уральска просят Вас не отказать им в их просьбе, назначить викарным епископом в г. Уральск архимандрита Макария. Если возможно, хиротонию ему разрешить в Ленинграде во избежание излишних расходов, если же следует его вызвать в Москву — телеграфно вызывайте, расход будет оплачен по уведомлении Вашей канцелярии. Просьба одна — поспешите поскорее назначить его и предложите ему неотложно прибыть на новое место служения, а нас уведомить, хоть с подателем сего рапорта, гр[ажданином] Лысмановым, что он назначен, чтобы несколько успокоились верующие, так как сильно волнуются, не видя благоприятных результатов по начатому ходатайству о епископе с июня с[его] г[ода].

Ваше Высокопреосвященство, имеется другая просьба, 13 сентября с[его] г[ода] обновленцы созывали епархиальный съезд, который прошел в одиночестве без представителей от мирян, нужно сказать, их в епархии не более 15 приходов, но епископ их Михаил Постников сбивает наших верующих документом Восточных Патриархов, что они одни только в общении с Востоком, а мы — староцерковники — нет [51], это очень затревожило наших верующих — просят ответа. Тем более уверял [Михаил (Постников).— Ред.] верующих, как мне передают: «Поеду на Собор в Москву, побываю у Вашего Местоблюстителя и потребую документ о сем».

Соблаговолите, Ваше Высокопреосвященство, в копии прислать документ о признании Вас Востоком законным Патриаршим Местоблюстителем, если возможно, а также копию с документа архимандрита Василия Димипулло, который Вы мне читали, где он пишет, что Патриарх Василий III Константинопольский желает, чтобы в Российской Православной Церкви наступил скорее желанный мир церковный и прекратился раскол. Этот документ покажет верующим, что он одинаково имеет сношения как с обновленческим синодом, так и с Патриаршим Местоблюстителем, тем более в [19]24 г. мы — представители г. Уральска — были у него и он сказал нам: «Я бываю у Патриарха и в Синоде, Синод настоящий будет тот, когда Собор всей Российской Церкви изберет и утвердит» [52] . Не откажите, Ваше Высокопреосвященство, в этой просьбе, что-либо сообщите.

Вашего Высокопреосвященства Патриаршего Местоблюстителя нижайший послушник благочинный г. Уральска протоиерей Геннадий Белугин

20/X 1925 года.

[Резолюция митрополита Петра] [53]12 окт. 1925 г. Ходатайство оставить без последствий. Ответ не писать. М[итрополит] П[етр]

[В верхнем углу помета] № 447

№ 11 [54]

Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому, Места Патриаршего Блюстителю, президиума церковного совета Ильинской церкви г. Сызрани

Доклад

Специально командированными уполномоченными от Ильинской православной общины г. Сызрани в 1923 г. на личном приеме у Его Святейшества [55] было доложено в Бозе ныне почившему Святейшему Патриарху об общем тяжелом положении Сызранской православной Церкви. Уполномоченные сыновне просили Его Святейшество взять эту Церковь под свое высокое покровительство и назначением доброго комчего дать возможность разрушить все козни и ковы врагов православия — так называемых обновленцев. Его Святейшество весьма внимательно и милостиво отнесся к нужде Сызранской Церкви и назначенные по его воле епископы, преосвященные Трофим [56]и Серафим [57], в особенности последний, своим добрым пастыреводительством и неослабною энергией почти урегулировали церковную жизнь, и не только в городе и уезде, но даже и в прилегающих местностях соседней с нами Самарской губ[ернии] обновленчество было выявлено во всей его неприглядной наготе и было близко к полному падению.

С вынужденным (в 1924 г. августе месяце [58]) отъездом из г. Сызрани епископа Серафима и одновременным арестом активных соработников его — местных священников — жизнь замерла и обновленческий раскол всеми доступными и приемлемыми его совести путями вновь ринулся на православную Церковь и, расшатывая устои, внес почти во все приходы погибельный дух разложения. Создавшееся положение повелительно требовало вновь твердой руководящей руки, способной отбить злокозненное нападение на осиротевшую сызранскую паству и объединить разлагающие[ся] приходы в едином уповании. Паства верила и надеялась на возвращение своего любимого епископа Серафима и с нетерпением ждала этого благоприятного для возвращения момента. Между тем вопреки ожиданиям по причинам, для верующей паствы совершенно не понятным, в Сызрань вместо епископа Серафима прибыл епископ Амвросий [59]. С недоверием встреченный, епископ Амвросий это недоверие укрепил своею как бы намеренно подчеркиваемой близостью с лицами, искренность перехода коих из раскола [60] была и есть под большим и вполне основательным сомнением. Дальнейшее поведение преосвященного Амвросия, его ярко выраженная податливость к обновленчеству, ничем не оправдываемое и никакой нуждой не вызываемое изменение и сокращение формулы поминовения за богослужениями имени Святейшего[61], совершенно не допустимое, вопреки воле почившего Первосвятителя и сонма православных иерархов послабление в приеме в каноническое общение с православной Церковью — без покаяния публичного и без рассуждения степени виновности — не просто рядовых раскольничествующих священников, но даже и активистов, занимавших ответственно руководящие должности, умаление епископского авторитета слабоволием, непостоянством и трусостью, общая бездеятельность и неумение оздоровить приходскую жизнь пресечением ненормальных и совершенно не допустимых властвований над пастырем не общины в ее целом, а кучки самозванцев-раздорщиков, оскорбляющих дерзостью и угрозами само-го епископа, старческая слабость и вытекающая отсюда болезненность,— все это оттолкнуло от него паству, искренне преданную православию[62]. С ним и за ним лишь те, кто душей своей отошел в страну далекую, кто опутан сетями злокозненного обновленчества, кто, забывая страдания Церкви, личный покой ставит во главу угла и тем, кому свет правды режет глаза души.

В конце марта [63] с[его] г[ода] Ильинской общиной было послано через преосвященного епископа Серафима [64] Вашему Высокопреосвященству выражение нашей общей глубокой скорби по случаю кончины его Святейшества. Вверяя себя высокому водительству Вашего Высокопреосвященства, как до того при жизни Святейшего мы всецело вверялись его высокой воле, мы сыновне молим Вас не оставить своим высоким вниманием бедствующую Сызранскую Церковь и со скорбию указываем, что наш кормчий — епископ Амвросий — далеко не соответствует условиям опасного для православной Сызранской Церкви момента и что Церковь под его неопытным и старчески бездеятельным водительством не растет, а малится. И ныне, побуждаемые долгом совести и скорбию за творящееся умаление Церкви, мы вновь просим и молим Вашего высокого и милостивого участия и мудрого и безболезненного разрешения волнующего умы и сердца вопроса.

1925 г. июля 9

Вашего Высокопреосвященства нижайшие послушники: председатель приходского совета настоятель протоиерей Иоанн Сульдин (?), священник Андрей Покровский, товарищ председателя Т. Соколовский, заместитель его А. Кутухов, церковный староста М. Кудрявцев, член совета И. Белов.

№ 12 [65] (Определение № 200 [66] )

Господину Патриаршему Местоблюстителю Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому, Виссариона, епископа Симбирского

Рапорт

Рассмотрев представленные из г. Сызрани доклады, характеризующие деятельность тамошнего епископа Амвросия [67] с определенно отрицательной стороны и содержащие просьбы о переводе его из Сызрани в другие епархии [68], долг имею почтительнейше доложить, что недовольство местного духовенства своим архипастырем вытекает там не из вполне чистого источника и во всяком случае сызранцы забыли каноны Церкви, которые требуют, чтобы православные повиновались своему епископу, а не критиковали каждый его шаг, что, конечно, понятно, потому что, по их собственному заявлению, они и встретили епископа Амвросия «с недоверием». Но на каком основании? Без всякого основания, ибо е[пископ] Амвросий был назначен законной церковной властью и православие его не подвергалось никакому сомнению, но его встречают с недоверием, критикуют бесстыдно его деятельность и даже грубо поносят в официальных докладах. Весьма возможно, что в деятельности Преосвященного Амвросия есть и промахи и ошибки, но судья ему Бог и высшая церковная власть, но не вверенные его архипастырскому попечению духовные дети, которые тяжко согрешили пред ним и Церковию своим ужасным отношением к своему отцу. А посему, я полагал бы, чтобы Ваше Высокопреосвященство призвали сызранское духовенство, подписавшее бумаги, к миру со своим епископом, а если, паче чаяния, такой спасительный мир не состоится, взять из Сызрани Преосвященного Амвросия, но уже оставить ее без правосл[авного] епископа, так как она не сумела оценить его, и г. Сызрань в церк[овном] отношении приписать к Корсун[скому] уезду [69].
3 июля 1925 г.

Вашего Высокопреосвященства, милостивого архипастыря и отца, покорный послушник епископ Виссарион.

[Резолюция митрополита Петра] [70] 21 июля 1925 г. Призываю сызранское духовенство находиться в мире со своим архипастырем. Возникшие недоразумения должны быть разрешены в духе взаимной любви. В противном случае г. Сызрань будет лишен возможности иметь своего отдельного епископа. Преосвященного Амвросия братски прошу уладить возникшие недоразумения и впредь воздерживаться от всего, что волнует паству.

Патриарший Местоблюститель митрополит Петр.

[Вверху листа помета др. почерком] Посланы за № 200 два отношения.

1926-й год [71]

№ 13 [72]

Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Сергию, митрополиту Нижегородскому, временно исполняющему обязанности Патриаршего Местоблюстителя, епископа Василия Прилукского, члена Всероссийского церковного Собора 1917/18 гг.

Рапорт

Так как среди православного епископата Всероссийской Церкви в настоящее время очень много лиц, совсем не бывших на Всероссийском церковном Соборе в 1917/18 гг., то считаю очень благовременным и полезным для Церкви напомнить знающим и довести до сведения не знающих о следующем. В третью сессию соборных заседаний (летом 1918 года)[73] в те дни, когда тов[арищ] председателя Всероссийского Собора Самарин [74] уже был вынужден покинуть и Собор, и Москву, в пленарном соборном закрытом заседании Всероссийский Собор дал Патриарху Тихону свое поручение (=распоряжение) следующего содержания: «На случай Вашей смерти, ареста или других обстоятельств, лишающих Вас возможности управлять патриаршими делами, Собор поручает Вашему Святейшеству немедленно назначить, по Вашему личному усмотрению[75], пятерых заместителей Вам по управлению патриаршими делами, выдать каждому из заместителей грамоту за Вашей подписью. В каждой из этих грамот осведомить получающего ее не только о том, что он избран и назначен в число патриарших заместителей, но и о том, кто — прочие заместители и в каком порядке заместители должны вступать в управление патриаршими делами один после другого. По исполнении сего соборного распоряжения благоволите в ближайшее пленарное заседание Собора сообщить Собору, что данное Вашему Святейшеству соборное поручение Вы исполнили, но имена избранных Вами заместителей Собору не докладывайте ввиду тревожных обстоятельств. В случае Вашей смерти или других обстоятельств, лишивших Вас возможности управлять, очередной Ваш заместитель автоматически вступает в управление патриаршими делами, объявив Церкви лишь день и № Вашего указа о назначении заместителей и свое место в очереди заместителей».

Я не помню сейчас точно дня, когда это поручение было дано Патриарху Собором, но я был в числе членов, присутствовавших на этом закрытом заседании Собора; равным образом присутствовал я и на том заседании Собора, на котором Патриарх Тихон объявил Собору, что вышеупомянутое поручение Собора он исполнил. Полагаю, что и в Москве еще можно найти кого-либо из членов Собора, присутствовавших на этом заседании и могущих подтвердить вышеизложенное.

Таким образом, покойный Патриарх Тихон, когда составлял и позже, ввиду изменений положения вещей, одно завещание за другим о Местоблюстителе Патриаршего Престола после себя, то действовал не самовластно, а во исполнение вышеизложенного соборного распоряжения, данного ему Всероссийской церковным Собором в одном из закрытых заседаний на третьей соборной сессии (летом 1918 года, когда были усиленные аресты после покушения Каплан на Ленина. [76]).

Епископ Василий Прилукский (член Всероссийского церковного Собора 1917/18 г. Василий Иванович Зеленцов, от Рязанской епархии)

1925 г. 22 декабря/1926 г. 4 января.

Патриарший Местоблюститель, митрополит Московский и Коломенский Сергий
Патриарший Местоблюститель, митрополит Московский и Коломенский Сергий

№ 14 [77]

Высокопреосвященнейший Владыко Местоблюститель!

Имею долг объяснить Вам, почему я до сих пор не считаю себя вправе сложить с себя полномочий Вашего заместителя, возложенных на меня распоряжением от 6 дек[абря] 1925 г.[78]

Прежде всего, меня удерживает расхождение Ваших резолюций с тем, что фактически происходит. Вы определенно говорите о «коллегии», Вами «намеченной», т. е. состоящей из трех архипастырей с приглашением Вами указанных четырех. Фактически же продолжает претендовать на власть ВЦС под председательством а[рхиепископа] Григория [79], справедливо уже осужденный и отвергнутый церковным сознанием, как учреждение самочинное и угрожающее Церкви анархией [80]. Ведь его организаторы начали с отрицания Вашего права назначить себе вр[еменного] заместителя (вопреки Собору 1917–18 гг., давшему такое право Св[ятейшему] Патриарху) [81]. Подобно ВЦУ [82], они объявили церковную власть брошенной на произвол судьбы и решили ее захватить. Но тогда и всякий может последовать их примеру и Церковь предоставлена будет анархии. Никакие имена, как бы ни были они авторитетны, не могут предотвратить такого вывода и не заставят церковное сознание примириться с самочинным ВЦС.

Во-вторых, как известно, организаторы ВЦС преданы мною церковному суду за нарушение правил Апостол. 34 и 35, Антиох. 10, 11, 13 и др. и, как состоящие под судом, запрещены в священнослужении с устранением от должности [83]. А[рхиепископ] Григорий и некоторые соучастники его говорят, что запрещение это незаконно, так как никакой епископ не имеет права осуждать другого епископа. Но они не хотят видеть, что мое запрещение не суд и не наказание, а только досудебная мера пресечения, вызываемая необходимостью прекратить вредную для Церкви деятельность преданных суду. Когда нет ни Собора, периодически собираемого, ни организованного Высш[его] Ц[ерковного] Управления, тогда обязанность охранять в Церкви «благочиние» естественно целиком падает на «первого епископа» и он не только может, но и обязан принять досудебную меру пресечения, не дожидаясь Собора. Само собою понятно, что за эту принятую меру первый епископ потом должен ответить пред Собором. Но мера эта все-таки исходит от вполне законной и уполномоченной на то власти и потому должна быть принята к исполнению до соборного суждения. Так действовал, между прочим, и Св[ятейший] Патриарх Тихон, запрещавший, напр[имер] б[ывшего] а[рхиепископа] Владимира Путяту[84], е[пископа] Иоанна Киструцкого [85] и др. Так поступили и Ваше Высокопреосвященство в деле, напр[имер], е[пископа] Леонтия [86]. Так бы поступили Вы и с явлением, подобным ВЦС, если бы были при исполнении своих обязанностей. Так поступил и я, временно оказавшийся на посту. Нет никаких оснований для моего распоряжения делать исключение.

Кроме того, я и наложил запрещение не от себя лично, а «от лица единомысленной со мною православной иерархии». Эта иерархия не только непосредственно участвовала в наложении запрещения, признавая мои полномочия, но и формально одобрила и утвердила запрещение. Если потребуется, я могу представить письменное утверждение более 25 архиереев [87]. Значит, запрещение может быть названо даже соборным и отнюдь не должно быть пренебрегаемо. Так отнеслись к нему некоторые из самих организаторов ВЦС (из десяти четверо: е[пископ] Дамиан [88], Виссарион [89], Вассиан [90] и Иоанникий [91]) и некоторые другие, подписавшие только декларацию [91] (а[рхиепископ] Владимир, б[ывший] Екатеринославский [93], е[пископ] Ириней Елабужск[ий] [94] ). Все они письменно отказались от ВЦС и от общения с запрещенными и получили разрешение. Так же должны письменно сделать и а[рхиепископы] Григорий [95], Константин [96] и е[пископ] Борис [97], прежде чем думать об участии в управлении. Иначе такого управления никто из православных не признает (как бы ни был авторитетен состав коллегии), помня, что находящийся в общении с запрещенным сам — запрещен.

Второе сомнение, вызываемое учреждаемой Вами коллегией (как выразительницей Ваших полномочий), состоит в том, что ею колеблется самое основание церковного строя, восстановленного Собором 1917/18 гг. Вы знаете, что коллегией заменил единоличное возглавление Церкви Петр Вел[икий], пытавшийся присвоить себе это возглавление [98]. «Коллегия» — символ отказа Церкви от своей свободы и всего менее приемлема теперь, при отделении Церкви от государства. Никто из ревнителей православия не согласится возвратиться назад к петровским порядкам, от которых благодаря революции мы избавились. Боюсь, что даже Ваше имя не сделает приемлемой эту коллегию и она останется подобно ВЦС без паствы.

Единственным канонически правильным и в то же время обеспечивающим нашей Церкви возможность легального существования выходом является: просто не назначать Вам заместителя ни единоличного, ни коллегиального, а оставить полномочия местоблюстительские впредь до избрания нового Местоблюстителя (в случае Вашей кончины, отказа и под.) за Вами и образовать при Вас постоянно действующее собрание архиереев, которому присвоить по праву ему принадлежащее и более церковное название: «Патриарший (NB. В отличие от обновленческого) Священный Синод». В состав его пусть войдут намеченные Вами и, след[овательно], одобренные и гражд[анской] властью архипастыри: а[рхиепископы] В...[99] , а также приглашенные Вами после резолюции 1 февр[аля] [100] м[итрополит] Арсений [101] и м[итрополит] Агафангел [102]. Председателем Синода остались бы Вы, а в Ваше отсутствие — заместитель председателя по Вашему назначению или по избранию Синода. Этому Синоду, когда он сорганизуется и соберется, я с радостью передам свои полномочия, пот[ому] что я убежден, что такой Синод спокойно будет принят и православным церковным обществом.

Я ничего не имею и против того, чтобы впоследствии Св[ященный] Синод принял в свой состав и кого-л[ибо] из бывших участников ВЦС (разумеется, после их покаяния). Но совершенно необходимо, чтобы первый состав Синода был новый, без участия членов ВЦС, чтобы тем явно подчеркнуть полную независимость Синода от ВЦС, отсутствие всякой между ними преемственности, чтобы отнять всякий повод говорить, будто, подобно обновленческому «Св[ященному] Синоду», мы только переменили вывеску, оставшись прежним ВЦУ.

Вашего Высокопреосвященства [103]
5/18 марта 1926

Москва (Лубянка)

Священномученик Петр, митрополит Крутицкий
Священномученик Петр, митрополит Крутицкий

Примечания:

[1]С 1924 г. митрополит Крутицкий и Коломенский, с 12 апреля 1925 г. Местоблюститель Патриаршего Престола, с 9 декабря 1925 г. в заключении.

[2] С 18 марта 1924 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский, с 14 декабря 1925 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя.

[3] Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия», ф. 3, оп. 2, д. 1.

[4] Л. 27. Автограф епископа Филиппа (Ставицкого). Письмо написано в соответствии со старыми орфографическими нормами на дореволюционном бланке Смоленского епископа. В апреле 1919 г. епископ Филипп был назначен временно исполняющим должность епископа Смоленского, 6 октября 1920 г. стал правящим Смоленским архиереем, в 1921–1922 гг. неоднократно подвергался аресту. 18 декабря 1922 г. переведен со Смоленской на Крымскую кафедру, указу не подчинился, удалился на жительство в Ордынскую пустынь Демидовского у. Смоленской губ., где находился с января по апрель 1923 г. 23 апреля архиерей был вновь арестован, 1 июня выслан на 3 года в Самарскую губ., оставался там до 1925 г., когда ему по болезни разрешили выехать на Кавказ, где он жил с перерывами до 1928 г., 31 мая 1928 г. назначен на Астраханскую кафедру.

[5] Указ в деле отсутствует.

[6] Иларион (Бельский), хиротонисан во епископа Каргопольского 1 октября 1924 г., в 1925–1927 гг. епископ Поречский, временно управляющий Смоленской епархией.

[7] Автограф.

[8] На документе печать Патриарха Тихона, помета: Исполнено. МП [Митрополит Петр]

[9] Л. 32. Автограф митрополита Сергия (Страгородского) (см. примеч. 2). В письме использована новая орфография.

[10] Серафим (Юшков), 15 августа 1924 г. хиротонисан во епископа Саранского, викария Пензенской епархии, с 25 июля 1925 г. епископ Лукояновский, викарий Нижегородской епархии, с 25 сентября 1929 г. епископ Кузнецкий.

[11] Существовало в 1919–1929 гг.

[12] Трифон (Туркестанов), бывший епископ Дмитровский, викарий Московской епархии (на покое с 2 июня 1916 г.), с 1923 г. в сане архиепископа, с 14 июля 1931 г. в сане митрополита; ум. 14 июля 1934 г.

[13] Арсений (Денисов), 19 сентября 1927 г. хиротонисан во епископа Марийского, викария Нижегородской епархии.

[14] Сергачевское викариатство Нижегородской епархии существовало в 1918–1937 гг.

[15] Л. 35. Автограф епископа Серафима (Юшкова) (см. примеч. 9). В письме использована старая орфография.

[16] Указ в деле отсутствует.

[17] Автограф.

[18] Страгородскому.

[19] Филипп (Перов), с 29 ноября 1923 г. епископ Нижнеломовский, викарий Пензенской епархии, с 1927 г. епископ Пензенский.

[20] Л. 28. Автограф Иринарха (Синеокова-Андреевского), в 1923–1925 гг. являвшегося епископом Якутским, в 1925–1926 гг.— епископом Велико-Устюжским и Усть-Вымским. В письме использована старая орфография.

[21] См. № 5 наст. публикации.

[22] Автограф

[23] Л. 29. Черновик указа с правкой митрополита Петра. Приведен окончательный текст.

[24] Синеокову-Андреевскому.

[25] Л. 25–26. Автограф свящ. Павла Лескова; использована новая орфография.

[26] В деле не сохранилась.

[27] Патриарх Московский и всея России св. Тихон находился под арестом с 9 мая 1922 г. по 25 июня 1923 г.

[28] Обновленческое Высшее церковное управление было создано 16 мая 1922 г.

[29] Владимир (Путята) в 1918 г. Поместным Собором Русской Церкви был извержен из сана (к тому времени являлся архиепископом Пензенским, незадолго до этого был запрещен в служении Патриархом Тихоном), вскоре отлучен от Церкви. Присоединился к обновленчеству. Обращался к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергию (Страгородскому) с просьбами о восстановлении в епископском сане, дважды получал от Свящ. Синода отказ.

[30] Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 г.

[31] Автограф.

[32] Л. 34. Автограф Василия (Дохтурова), 29 августа 1924 г. хиротонисанного во епископа Горно-Алтайского; архиерей не поехал на Алтай. В письме использована старая орфография.

[33] В деле не сохранился.

[34] Автограф.

[35] Вверху листа помета: Исполнено. М[итрополит] П[етр].

[36] Л. 30–31. Автограф епископа Серафима (Силичева), с июля (?) 1925 г. являвшегося епископом Рыбинским (с 1926 г. епископ Подольский, викарий Московской епархии). В письме использована новая орфография.

[37] Гервасий (Малинин), 28 августа 1923 г. хиротонисан во епископа Арзгирского, викария Ставропольской епархии, с 7 октября 1923 г. являлся епископом Рыбинским, викарием Ярославской епархии, с 14 июля 1925 г. епископ Ростовский и Угличский. 30 июля 1925 г. уклонился в обновленческий раскол. Данных о его пребывании епископом Уржурмским нет.

[38] «Живая церковь» — одно из течений в обновленчестве.

[39] Священномученик Серафим (Самойлович), 1 февраля 1920 г. хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии, с 1924 г. архиепископ, в 1925–1926 гг., в связи с пребыванием в ссылке Ярославского митрополита священномученика Агафангела (Преображенского), управлял Ярославской епархий. С 30 ноября 1926 до 27 марта 1927 г., в период ареста митрополита Сергия (Страгородского), являлся Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола.

[40] Автограф.

[41] Л. 36. Рукописная копия.

[42] Мелхиседек (Паевский), с 1919 г. епископ Минский и Туровский, 23 июля 1922 г. провозглашен митрополитом Минским и Белорусским, главой автономной Белорусской Церкви. В конце 1925 г. властями был вызван в Москву, 22 декабря арестован по обвинению в сокрытии церковных ценностей, освобожден 4 мая 1926 г. В начале 1926 г. присоединился к григорианскому расколу. В июне 1926 г. принес покаяние, сложил титул митрополита, в 1929 г. назначен архиепископом Енисейским и Красноярским.

[43] Тихон (Шарапов), хиротонисан во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии, 9 марта 1925 г., с 10 декабря 1925 г. в заключении.

[44] Никон (Дегтяренко), хиротонисан во епископа Могилевского 5 декабря 1924 г., с 5 октября 1927 г. епископ Енисейский.

[45] Возможно, письмо не было послано потому, что митрополита Мелхиседека власти вызвали в Москву.

[46] Л. 37. Автограф прот. Геннадия Белугина. Письмо написано в соответствии с новыми орфографическими нормами.

[47] Здесь и далее подчеркнуто автором письма.

[48] Священномученик архимандрит Лев (Егоров) родился 26 февраля 1889 г., расстрелян 20 сентября 1937 г.

[49] Тихон (Оболенский), с 1918 г. архиепископ Уральский и Николаевский, с 1924 г. митрополит, ум. май 1926 г.

[50] Поставлен во епископа обновленческими архиереями 13 октября 1922 г., с 10 марта 1925 г. обновленческий епископ Уральский.

[51] Начиная с 1924 г. обновленческий синод состоял в переписке с Константинопольским и другими восточными патриархами. В советских газетах (Известия ЦИК. 1924. 1 июня. № 124) появились фальсифицированные сообщения о признании Константинопольским престолом обновленческого синода в качестве органа высшей власти Русской Православной Церкви. Это было неправдой, так как с точки зрения Константинопольского Патриарха в Русской Церкви в этот период отсутствовало каноническое возглавление, Константинопольский Патриарх Григорий VII в мае 1924 г., предлагая Патриарху Тихону «ради единения расколовшихся» немедленно удалиться на покой, намеревался для «умиротворения дела» послать в Москву комиссию.

[52] Василий Димопуло, в 1923–1935 гг. представитель сначала Константинопольского (до 1932 г.), затем Александрийского патриархов в Москве. Речь идет об ответной телеграмме Константинопольского Патриарха Василия III (Патриарх с 13 июля 1925 г.) обновленческому синоду, поздравившему его с вступлением на престол. В отличие от предшественников (Григория VII и Константина VI) Василий III занял нейтральную позицию в отношении обновленцев, воздерживался от прямого вмешательства в русскую церковную жизнь.

[53] Автограф.

[54] Л. 13–14. Автограф прот. Иоанна Сульдина (?), исполь-зована старая орфография.

[55] Патриарха св. Тихона.

[56] Трофим (Якобчук), в ноябре 1923 г. был назначен епи-скопом Сызранским, викарием Симбирской епархии, с мая 1924 г. временно управлял Ярославской епархией.

[57] Серафим (Силичев) являлся Сызранским епископом с 12 июня 1924 г., когда был принят в сущем сане после покаяния из обновленческого раскола, до начала 1925 г.

[58] После 18 августа по старому стилю (л. 20).

[59] Амвросий (Казанский), не позднее марта 1925 г. назначен епископом Сызранским, викарием Ульяновской епархии, с 1929 г. епископ Мелекесский, викарий той же епархии.

[60] Обновленческого.

[61] В декабре 1923 г. вышел циркуляр Народного комиссариата юстиции, в котором предписывалось рассматривать как уголовно наказуемое деяние «публичное чествование лиц, осужденных или находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений... в частности в отношении гр. Белавина (Тихона)». Хотя Святейший Патриарх был в следующем году освобожден из-под ареста, циркуляр остался в силе.

[62] Бездеятельность, в которой составители доклада обвиняют епископа Амвросия, была следствием в первую очередь агрессивной антицерковной политики гражданской власти. Об этом свидетельствует, в частности, резолюция епископа Амвросия на деле о присоединении к православной Церкви из обновленчества диакона Николая Кузнецова, служившего при Ильинской церкви в с. Канадей Сызранского уезда: «Так как гражданская власть не разрешает мне ни рукополагать, ни проводить в жизнь административные распоряжения, то советую обратиться к преосвященному Серафиму [Силичеву, находившемуся тогда в Москве.— Ред.] для снятия запрещения в священнослужении диак. Кузнецова» (л. 19).

[63] По старому стилю.

[64] Силичева, см. примеч. 57.

[65] Л. 23–24. Автограф епископа Виссариона (Зорина), не позднее июля 1924 г. назначенного на Ульяновскую (Симбирскую) кафедру; в конце 1925 г. епископ присоединился к григорианскому расколу. В документе использована старая орфография.

[66] В деле не сохранилось.

[67] Казанского, см. примеч. 59.

[68] См. № 11 наст. публикации. В деле (Архив ЦНЦ, ф. 3, оп. 2, д. 1) содержатся аналогичного содержания доклады протоиерея Успенской церкви Сызрани Алексия Голубева (л. 9–12) и благочинного 2-го округа Сызранского у. прот. Владимира Рождественского (л.15–16).

[69] Симбирской губернии.

[70] Автограф.

[71] Архив ЦНЦ, ф. 3, оп. 2, д. 2.

[72] Л. 1–2. Автограф священномученика Василия (Зеленцова), 25 августа 1925 г. хиротонисанного во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Использована старая орфография.

[73] Последняя, третья сессия Собора продолжалась с 19 июля по 20 сентября 1918 г.

[74] А. Д. Самарин, в 1912–1917 гг. являлся членом Государственного Совета, в 1915 г.— обер-прокурором Синода. Член Поместного Собора по приглашению Синода от Государственного Совета, 7 марта (22 февраля по старому стилю) 1918 г. вступил в исполнение обязанностей 2-го товарища председателя Поместного Собора от мирян. Летом 1918 г. уехал в Брянск, арестован 25 сентября 1918 г.

[75] Подчеркнуто автором.

[76] Ф. Каплан (Ройд) стреляла в В. И. Ленина 30 августа 1918 г. 5 сентября вышло постановление Совета Народных Комиссаров, в котором говорилось о необходимости «укрепления тыла путем террора».

[77] Л. 21–22. Письмо-автограф митрополита Сергия (Страгородского) Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру (Полянскому), находившемуся в заключении. Письмо является ответом на решение митрополита Петра учредить коллегию из 3 архиереев (Владимирского архиепископа Николая (Добронравова), Томского архиепископа Димитрия (Беликова) и Екатеринбургского архиепископа Григория (Яцковского)), к которой должна перейти высшая власть в Церкви в условиях, когда Патриарший Местоблюститель и назначенные им Заместители не имели возможность осуществлять свои полномочия (см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти: 1917–1943 гг. М., 1994. С. 436–437, 440). В соответствии с резолюцией митрополита Петра, данная коллегия могла пригласить для совместной работы других архиереев, в частности, Вологодского архиепископа Сильвестра (Братановского), Орловского архиепископа Серафима (Остроумова), Тульского епископа Николая (Могилевского), Мелитопольского епископа священномученика Сергия (Зверева).

Отрывок из письма митрополита Сергия опубликован: Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 447–448. В письме использована новая орфография.

[78] Имеется в виду распоряжении митрополита Петра о передаче высшей церковной власти в Русской Церкви в случае невозможности ему дальнейшего возглавления Церкви митрополиту Сергию (см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 422).

[79] Временный высший церковный совет — коллегиальный орган управления в григорианском расколе — был создан по инициативе ОГПУ 22 дек. 1925 г. в составе 6 архиереев под председательством Екатеринбургского архиепископа Григория (Яцковского) с целью устранить от управления Церковью Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского).

[80] См.: Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 432–435, 436, 438, 440–451.

[81] Ср. письмо архиепископа Григория (Яцковского) митрополиту Сергию (Страгородскому) 22 января 1926 г. (см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 429).
[82] Обновленческое Высшее церковное управление, см. примеч. 28.

[83] 2-е письмо митрополита Сергия (Страгородского) архиепископу Григорию (Яцковскому) и другим архипастырям — организаторам Временного высшего церковного совета 29 января 1926 г. (см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 434).

[84] См. примеч. 29.

[85] Иоанн (Киструсский), в начале 1924 г. хиротонисан во епископа Ранненбургского, викария Рязанской епархии, запрещен в священнослужении ранее июня 1924 г., с 1926 г. в григорианском расколе.

[86] Леонтий (Устинов), бывший епископ Печерский, викарий Новгородской епархии, с 1923 г. в обновленческом расколе, в 1924 г. вступил в гражданский брак, в 1925 г. запрещен в священнослужении.

[87] Суждение 25 архипастырей по поводу раздорнической деятельности «григорианцев» (ВВЦС) и канонических мер прещения, предпринятых против них со стороны Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) (см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 449–450).

[88] Священномученик Дамиан (Воскресенский), епископ Переяславский, один из зачинателей григорианского раскола, в фев-рале 1926 г. принес покаяние (см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 438).

[89] Виссарион (Зорин), епископ Симбирский (Ульяновский), один из создателей григорианского Временного высшего церковного совета, в марте 1926 г. принес покаяние (см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 447), в декабре 1926 г. вернулся в раскол.

[90] Священноисповедник Вассиан (Пятницкий), епископ Егорьевский, викарий Рязанской епархии, один из зачинателей григорианского раскола, в начале 1926 г. принес покаяние.

[91] Иоанникий (Соколовский), епископ Омский, один из зачинателей григорианского раскола, приносил покаяние, впоследствии вернулся в раскол.

[92] Послание Временного высшего церковного совета ко всем верным чадам святой православной Церкви (см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 424–426).

[93] Владимир (Соколовский-Автономов), с 1921 г. архиепископ Екатеринославский, в январе 1926 г. примкнул к григорианскому расколу, вскоре принес покаяние.

[94] Ириней (Шульмин), епископ Елабужский, викарий Сарапульской епархии, один из зачинателей григорианского раскола, в начале 1926 г. принес покаяние.

[95] Яцковский.

[96] Константин (Булычев), с 1915 г. архиепископ Могилевский и Мстиславский, с 1922 г. в обновленческом расколе, принес покаяние, с 22 декабря 1925 г. в григорианском расколе.

[97] Борис (Рукин), с 1923 г. епископ Можайский, викарий Московской епархии, один из создателей григорианского Временного высшего церковного совета.

[98] 25 января 1721 г. по воле Петра I была создана Духовная коллегия как орган высшего церковного управления, действующий «не без соизволения» правителя; впоследствии переименована в Святейший правительствующий Синод.

[99] Многоточие автора. Сверху др. ручкой тем же почерком вписано: [В]ладимирский [Николай (Добронравов).— Ред.], а[рхиепископ] Димитрий Томский [Беликов.— Ред.].

[100] Условная резолюция Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) на докладе членов Временного высшего церковного совета об учреждении ими коллегии архипастырей для управления Православной Русской Церковью (см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 436–437).

[101] Арсений (Стадницкий), с 1917 г. митрополит Новгородский и Старорусский, в 1923 г. арестован, с 1924 г. в ссылке. В феврале 1926 г. ему была послана митрополитом Петром телеграмма с приглашением участвовать в новоучреждаемом коллегиальном высшем церковном управлении (см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 439–440).

[102] Священномученик Агафангел (Преображенский), с апреля 1917 г. митрополит Ярославский и Ростовский. Арестован в мае 1922 г., находился в ссылке до мая 1926 г. В завещании Патриарха Тихона назван 2-м в списке Патриарших Местоблюстителей.

[103] Письмо не дописано.

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы