Патриарший визит в Санкт-Петербургcкую епархию (комментарий в русле истории)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
(Краткий исторический очерк)

Санкт-Петербург, Исаакиевский собор
Санкт-Петербург, Исаакиевский собор

Санкт-Петербургская епархия не имеет столь длинной истории, как соседние с нею Новгородская и Псковская епархии. Однако край, где находится Петербург, был издавна населен православными русскими людьми - потомками славян, живших рядом с финскими племенами. По легендарному преданию, эти места посетил во время своего путешествия в Скифию еще в I веке по Рождестве Христове св. апостол Андрей Первозванный, почитание которого издавна существует в землях Северо-Запада России и в пределах С.-Петербургской епархии. Первая проповедь христианства среди населения края была начата еще за тридцать лет до Крещения Руси св. равноап. княгиней Ольгой. Ею же учреждены были в пределах будущей С.-Петербургской епархии первые погосты на реках Луга и Нарова. К этому же времени предание относит основание иноческой обители на Валааме свв. прпп. Сергием и Германом Валаамскими (X в.). В XII веке в первой столице Руси - Старой Ладоге - уже были сооружены каменные храмы. Три столетия спустя после первой проповеди св. Евангелия в крае по берегам Луги, Наровы, Волхова и Ладожского озера в селах и погостах уже стояли многочисленные православные церкви, монастыри и скиты.
В XIII веке эти земли - Причудье, Приладожье и Невский край удалось отстоять от посягательств западных соседей ратным подвигом св. блгв. великого князя Александра Невского. Годы эти были ознаменованы его победами при устье реки Ижоры (Невская битва, 1240), сражением при Копорье (1241) и Ледовым побоищем (1242). Так Невская земля получила своего земного, а после его кончины (1263) и небесного заступника и покровителя.
В ХIII-XIV веках территория епархии становится частью знаменитой Северной Фиваиды, где в подвиге просияло множество подвижников и святых угодников Божиих. Отшельники и преподобные: прп. Антоний Дымский (+ 1224), прп. Арсений Коневский (+ 1447), прпп. Феофил и Иаков Омучские (+ 1412), прп. Иларион Гдовский (+ 1476), прп. Александр Свирский (+ 1533) и его ученики; прп. Киприан Стороженский (+ после 1598), прп. Корнилий Паданский (XVI в.), прп. Мартирий Зеленецкий (+1603) и прп. Макарий Римлянин (XVI-XVII вв.) становятся основателями многочисленных монастырей. Среди старейших обителей края следует назвать Антониев-Дымский, Большой Тихвинский Успенский, Александро-Свирский, Коневский, Мартириев-Зеленецкий, Череменецкий, Староладожские Никольский и Успенский монастыри, Феофилову и Макариеву пустыни.


Собор свв. Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга
Собор свв. Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга

В начале XVII века (с 1617 по 1703 гг.) бывшая Водская пятина (Ижорская земля, или Ингерманландия, а также Западная Карелия) отошла к шведам, что вызвало отток из нее православного населения, но через 86 лет Император Петр Великий вернул России эти земли и основал здесь в 1703 г. новую столицу Российского государства (с 1712 г.). Происходит духовное оживление края. Из разных губерний России во множестве переселяются сюда православные люди - представители всех сословий; возводя деревянные и каменные храмы в самой северной столице и ее пригородах.
По указу Императора Петра I в 1714 г. в Петербурге возникает Александро-Невский монастырь, ставший с конца XVIII века знаменитой лаврой. В 1724 г. Император повелел перенести в него из Владимира мощи св. благоверного князя Александра Невского. В 1730 г. близ С.-Петербурга была основана Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь.
Возвращенный России край до 1720 года управлялся новгородским архиепископом, а затем непосредственно Святейшим Синодом вплоть до 1 сентября 1742 года, когда по указу Императрицы Елизаветы Петровны была учреждена Санкт-Петербургская епархия. К открытию епархии в столице было 23 приходских храма, а также придворные, воинские и домовые церкви. Первым правящим архиереем стал епископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Никодим (Сребницкий).
В 1721 году при Александро-Невском монастыре была открыта славянская школа. Переименованная в 1725 г. в Славяно-греко-латинскую семинарию, она была в 1788 г. преобразована в Главную семинарию, куда посылали учиться лучших воспитанников почти из всех епархиальных семинарий России.
В 1776 году к С.-Петербургской епархии была присоединена древнейшая Новгородская епархия, и столичный архиерей стал первенствующим членом Святейшего Синода. С 1783 года С.-Петербургские архипастыри носят сан митрополита. При первом митрополите С.-Петербургском и Новгородском Гаврииле (Петрове), выдающемся церковном деятеле, С.-Петербург наряду с Москвой и Киевом становится крупнейшим духовным центром страны. Тогда же в епархии были возобновлены старинные монастыри на островах Валаам и Коневец. В годы правления митрополита Гавриила в северной столице подвизалась великая русская святая - блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая.
С 1803 года границы епархии существенно расширились - в ее состав вошли населенные преимущественно лютеранами Эстляндия и Финляндия, где православных приходов было немного. Чтобы облегчить управление столь обширной епархией, в 1817 году было введено Ревельское викариатство, первым викарием которого стал епископ Филарет (Дроздов), будущий святитель Московский. Со временем эти земли были выделены в самостоятельные епархии: Эстляндия - в 1865 году (вместе с Лифляндской губернией составила Рижскую епархию), а Финляндия - почти через тридцать лет в 1892 г. - Финляндскую и Выборгскую, одновременно с Новгородской епархией, которая вновь сделалась самостоятельной.
С этого времени границы епархии стали совпадать с границами губернии, которые, впрочем, отличались от границ нынешней области. Валаамский и Коневский монастыри во времена Российской империи в состав С.-Петербургской епархии не входили; но зато в пределах епархии находились древние Староладожские монастыри, Иоанно-Богословский монастырь на Череменецком озере, Свято-Троицкий монастырь прп. Мартирия Зеленецкого, а также основанные после возникновения Петербурга Александро-Невская лавра и Троице-Сергиева пустынь в Стрельне. В XIX в. в пределах митрополии было основано немало новых монастырей: Новодевичий в самой столице, Линтульский - на Карельском перешейке, Вохоновский и Пятогорский - близ Гатчины, Творожковский и Воскресенско-Покровский в селе Нежадово - близ Луги, Корнилиево-Паданская пустынь на северо-востоке, в бывшем Лодейнопольском уезде. В начале XX в. в епархии возникают еще несколько женских обителей: Иоанновский монастырь в С.-Петербурге, Покровская Поречская в селе Козья Гора (впоследствии, с 1919 г. - монастырь) и Лоунатйокская Свято-Серафимовская (на Карельском перешейке) женские общины. В самом С.-Петербурге и ближайших окрестностях в XIX - начале XX вв. было основано более 60 монастырских подворий с собственными храмами и часовнями.
В XIX в. в пределах епархии просияли в подвиге: будущий святитель Кавказский Игнатий (Брянчанинов), долгое время настоятельствовавший в Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под Петербургом, а также целый сонм подвижников и старцев Северного Афона - древней Валаамской обители.
В 1797 г. Главная семинария при Александро-Невском монастыре была преобразована в Александро-Невскую академию, которая с 1809 г. стала называться Санкт-Петербургской Духовной академией. С 1821 г. начинает выходить академический богословский журнал «Христианское чтение», в котором публикуются богословские, церковно-исторические работы профессоров, преподавателей академии, их переводы творений святых отцов, древних литургий. С 1860 г. академия стала издавать журнал «Странник», а с 1875 г. - еженедельник «Церковный вестник». Из стен Духовной академии вышло много замечательных людей как духовного, так и светского звания. Среди выпускников дореволюционной академии много видных иерархов Церкви, известных богословов и церковных историков, профессоров, академиков Российской Академии наук, духовных писателей, миссионеров, чтимых русским народом всероссийских архипастырей и пастырей. За многие свои труды и праведную жизнь были прославлены святитель Феофан Затворник (Говоров), апостол Японии святитель Николай (Касаткин), праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Тихон (Беллавин), будущий Патриарх Московский и всея России, исповедник.

Санкт-Петербург, Казанский собор
Санкт-Петербург, Казанский собор

К 1917 году в самом С.-Петербурге (население столицы к этому времени составило более трех миллионов человек) насчитывалось 465 православных храмов, - почти столько же, как и в древней Москве. Всего в епархии их было более шестисот. Приходы при храмах, различные церковные общества и братства вели огромную просветительную и благотворительную работу, выходили десятки церковных газет и журналов, сотни книг и брошюр православного содержания. О высоком уровне благочестия свидетельствуют биографии многих подвижников того времени, из которых наиболее известен Всероссийский пастырь - святой праведный Иоанн Кронштадтский. С.-Петербургские Духовные академия и семинария достигли к этому моменту наивысшего подъема. До сих пор сохраняют свое научное значение труды замечательных профессоров академии, среди которых необходимо упомянуть имена В. В. Болотова, Н. Н. Глубоковского, И.Е.Евсеева, А. П. Лопухина, А. И. Бриллиантова.
Сразу после большевистской революции 1917 года стали в массовом порядке закрываться монастыри, духовные учебные заведения и храмы, вначале домовые, воинские и дворцовые, а затем и остальные. В 1918 году были закрыты Санкт-Петербургские Духовные академия и семинария. Запрещено было преподавание Закона Божия, поруганы мощи святых, многие клирики и миряне пали жертвой безбожной власти, пополнив число мучеников за веру. Уже через пять лет после переворота в Петербурге оставались действующими только 123 храма. В 1922 г. под предлогом «помощи голодающим» в епархии, как и во всей России, совершилось массовое ограбление церквей. Начавшаяся конфискация церковных ценностей вылилась в открытое осквернение и поругание святынь. Тогда же после показательного процесса против духовенства были расстреляны священномученики: митрополит Петроградский Вениамин и иже с ним убиенные архимандрит Сергий (Шеин) и мученики Иоанн Ковшаров и Юрий Новицкий.
Преследования верующих перешли в открытые гонения на Церковь. 1920-1930-е гг. ознаменовались массовым закрытием и сносом церквей, арестами, высылками и расстрелами епископата, белого духовенства, монашествующих и мирян. Террор против верующих достиг невиданной силы.
В 1932 году началась «пятилетка безбожия», целью которой было полное упразднение религии в стране. Оставшиеся храмы закрываются, обращаются в склады или клубы, безжалостно сносятся, взрываются, разбираются на кирпичи. Гибнут старинные и уникальные памятники архитектуры, уничтожается замечательное художественное убранство, продается за границу накопленное веками народное достояние. Все это происходит на фоне репрессий: например, за одну ночь 18 февраля 1932 года в городе и области было арестовано около 500 монашествующих, которых сослали на север или в Казахстан. Через три года из Ленинграда была произведена массовая высылка священников.
К июню 1941 г. в С.-Петербурге оставалось лишь восемь действующих храмов, в которых служило всего 12 священников. Закрытию этих приходов помешала война. Санкт-Петербургская епархия, которой руководил митрополит (будущий Патриарх) Алексий (Симанский), приняла активное посильное участие в защите Отечества от интервентов: в храмах служились молебны о даровании победы, собирались народные пожертвования на армию (их размеры достигали миллионов рублей). Тысячу дней и ночей, стоя на камне, молился о русских воинах преподобный Серафим Вырицкий.

Санкт-Петербург, храм Воскресения Христова (
Санкт-Петербург, храм Воскресения Христова ("Спас на Крови")

После войны отношение власти к Церкви стало более терпимым: открытые во время оккупации храмы почти не закрывались, регистрировались новые общины, которым возвращались приходы, духовенство освобождалось из лагерей. Были возвращены Смоленская кладбищенская церковь и часовня блаженной Ксении, Свято-Троицкая церковь «Кулич и Пасха», Свято-Троицкий собор Лавры, открыты приходские церкви на востоке области. В западной части епархии остались действовать до двух третьих храмов, открытых в годы оккупации при Православной Псковской миссии, в их числе соборы в Луге и Гатчине. После краткого перерыва вновь стал действующим Выборгский собор. В 1946 году возобновилась деятельность Духовных академии и семинарии, которые стали полноправными преемниками дореволюционных школ, поскольку первые несколько лет после открытия в них преподавало немало старых профессоров и выпускников дореволюционной академии. Во главе процесса возрождения жизни в епархии в послевоенный период стоял митрополит Григорий (Чуков).
В 1947 году было восстановлено Лужское викариатство, которое возглавил епископ Симеон (Бычков), открыто восемь храмов. Число приходов в епархии достигло 50, из которых 16 находились в Ленинграде. Через два года в епархии стало еще на семь храмов больше, но затем их количество почти не меняется до начала хрущевских гонений.
С 1960 года храмы вновь начали закрываться (особенно активно в области), их количество снизилось до 47, надолго застыв на этом уровне. Несмотря на закрытие церквей духовенства в епархии не стало меньше, в 1965 году его численность составила 120 человек.

Санкт-Петербург, Смольный монастырь
Санкт-Петербург, Смольный монастырь

Начало нового периода возрождения жизни епархии связано с именем нынешнего Святейшего Патриарха, тогда митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), правившего епархией с 1986 года вплоть до своего избрания на патриаршество в 1990 году. При его деятельном участии уже в год тысячелетия Крещения Руси (1988) началось возвращение Церкви закрытых ранее храмов и монастырей, во множестве стали возникать церковные общины, учреждаться воскресные школы, возобновилась издательская деятельность. В последующий период Церкви были возвращены мощи св. блгв. князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского и других угодников Божиих.
С конца 1980-х гг. возобновлены знаменитые Троице-Сергиева пустынь (1993) и Александро-Невская лавра (1996), Череменецкий (1993), Зеленецкий (1993), Александро-Свирский (1998) мужские, а также Свято-Иоанновский (1990), Новодевичий (1997), Введено-Оятский (1993) женские монастыри, открыта новая Покрово-Тервеническая женская обитель (1996). Число действующих храмов по сравнению с 1988 годом выросло почти в десять раз и продолжает увеличиваться.
Активное возрождение церковной жизни продолжается при нынешнем правящем архиерее - с декабря 1995 года Санкт-Петербургскую епархию возглавляет 33-й митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Благодаря его стараниям в апреле 1996 года была возвращена и восстанавливается Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Возвращен Казанский собор, который с декабря 1999 года стал кафедральным. Число монастырей, храмов и часовен превысило четыре сотни. Особое внимание митрополит Владимир уделяет богослужебной жизни епархии, а также миссионерско-просветительской деятельности Церкви в обществе. Продолжается издание журнала «Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости», с 2000 года начал выходить ежемесячный журнал «Церковный вестник». Главным редактором обоих изданий является митрополит Владимир. С 2000 года стала выходить газета «Православие и жизнь». В 1998 году по благословению митрополита Владимира был организован сайт Санкт-Петербургской митрополии в Интернете (http://www.mitropolia-spb.ru), на котором с 2000 года оперативно размещается информация о важнейших событиях епархиальной жизни, а также электронные варианты вышеназванных церковных изданий.
В епархии действует Тихвинское викариатство, возглавляемое ныне епископом Константином (Горяновым), ректором С.-Петербургских Духовных академии и семинарии.
Важным событием, подводящим итог жизни епархии на протяжении 260 лет истории ее существования, стала канонизация подвижников, просиявших своей святостью на Санкт-Петербургской земле и укрепляющих верующих примером своего подвига и молитвенным предстательством.
В 1988-2001 гг. прославлены: блаженная Ксения Петербургская (1988) и святой праведный Иоанн, пресвитер и чудотворец Кронштадтский (1990), а также многие новомученики и исповедники Российские, подвизавшиеся в пределах С.-Петербургской епархии. В их числе священномученики: митрополит Петроградский Вениамин и иже с ним убиенные архимандрит Сергий и мученики Юрий и Иоанн (1992), преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна (1992), первомученик русского духовенства в XX веке протоиерей Иоанн Кочуров, пресвитер Царскосельский (1994), священномученик митрополит Петроградский Серафим (1998), исповедник архиепископ Иларион (Троицкий) (1999), а также прославленные на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года Новомученики Российские: Святые Царственные Страстотерпцы, протоиерей Философ Орнатский с сыновьями Николаем и Борисом, священномученик Платон, епископ Ревельский, протоиереи Владимир Лозина-Лозинский, Карп Эльб и Николай Симо, пресвитер Кронштадтский, а также выдающийся подвижник XX века преподобный Серафим Вырицкий.

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы