Открытие могилы архиепископа Никифора (Феотокиса) в Даниловом монастыре совпало по времени с пребыванием десницы св. Спиридона Тримифунтского

МОСКВА. Уникальная находка археологов – захоронение греческого просветителя, архиепископа Никифора (Феотокиса) была представлена 23 апреля в Свято-Даниловом монастыре.

С рассказом о значении открытия перед журналистами выступили наместник обители архимандрит Алексий (Поликарпов), руководитель археологической экспедиции, доктор исторических наук Леонид Беляев, судебно-медицинский эксперт, доктор медицинских наук Виктор Звягин.

Открытие могилы архиепископа Никифора совпадает по времени с пребыванием в Даниловом монастыре частицы мощей его святого соотечественника – святителя Спиридона Тримифунтского.

Никифор Феотокис (1731-1800) родился на острове Корфу, где почитаем и любим и поныне как великий православный деятель. Его труды на поприще духовного подвижничества и просветительства высоко оценила Екатерина II, которая в 1777 г. пригласила просветителя в Россию. Здесь он и провел вторую часть своей жизни, став архиепископом сначала Славенской и Херсонской, а позже Астраханской и Ставропольской епархий. "Керкирский мудрец" (так называли архиепископа Никифора в России) был православным деятелем, ритором, ученым, просветителем.
До конца дней он оставался в России. Последние 7 лет своей жизни он провел в стенах древней русской обители, в Даниловом Московском монастыре в должности управляющего. Здесь он почил и был погребен согласно его завещанию.

Могила архиепископа Никифора была утрачена после разорения монастырского кладбища большевиками в 20-е годы. Поиски захоронения велись много лет.
Как рассказал Леонид Беляев, археологические работы на месте предполагаемого погребения начались, «с благословения властей монастыря и после подобающего молебна», в августе 2006 г. и продолжались до середины марта 2007 г.

Ученый не в первый раз ведет археологические исследования на территории Данилова монастыря: в 1983-1987 гг. он открыл здесь следы кладбища XIII-XVI вв., древние фундаменты собора и даже древнейшее на территории Москвы славянское поселение IX в. Ученый подробно рассказал о том, какие архивные изыскания были проведены при подготовке к поискам могилы греческого святителя, как точно было определено место вскрытия.

Несмотря на отсутствие прямых указаний на место погребения в источниках, исследователи предположили, что искать надо под южной галереей храма Святых отцов Семи Вселенских соборов. Именно там и откопали необычный склеп – в отличие от 99% кирпичных склепов, типичных для России, этот был сделан из белокаменных, отполированных изнутри блоков.

Внутри ученые обнаружили дубовый гроб, а в нем – непотревоженные останки погребенного в полном облачении архиерея. На груди лежала панагия, напрестольный большой крест, а также наперсный крест и катехизис с верхней металлической крышкой. Все эти предметы, отреставрированные, можно было увидеть на пресс-конференции – они займут свое место в музее Данилова монастыря.

Останки погребенного и особенно – лицевая часть черепа оказались сильно поврежденными, что затрудняло идентификацию. На помощь археологам пришел известный специалист в области судебно-медицинской экспертизы, профессор Виктор Звягин. Он уже имеет обширный опыт в области идентификации древних останков: как рассказал он «Благовест-инфо», ему приходилось работать и с мощами: преподобного Иосифа Волоцкого, святых Олега Брянского, Матроны Московской, Георгия Даниловского исповедника, отца Алексия Мечева и других.

Используя схемы и графики, В. Звягин описывал на пресс-конференции медико-антропологический портрет погребенного. По словам ученого, не обнаружено никаких признаков, исключающих принадлежность «костных останков» Никифору (Феотокису). Напротив, исследования позволяют идентифицировать останки как принадлежащие греческому просветителю.

Археологи, со своей стороны, также имеют множество подтверждений и среди них – одно «ключевое». Как рассказал Л. Беляев, на шее погребенного была обнаружена «муаровая лента, когда-то красная» – она определяется как лента ордена св. Анны, а такие ордена жаловали архиереям только в период короткого царствования Павла I. Только архиепископ Никифор (Феотокис) из всех насельников Данилова монастыря этого периода был награжден таким орденом, отметил археолог.

Завершая свой доклад, Л. Беляев «от имени русской науки» выразил особую благодарность монастырским властям, которые не торопили археологов, как это часто бывает в подобных случаях, и дали возможность провести подробные исследования, важные и для науки, и для самой Церкви.

Планируется продолжение работы, связанной с обретением останков архиепископа Никифора (Феотокиса): будет создан фильм о ходе раскопок, идет работа над научными и церковными изданиями по этой теме, готовится большая монография по общей археологии Данилова монастыря – ученые собираются представить в ней материалы о находках керамики, датируемой V в. до н.э. Эти сенсационные открытия также были сделаны в связи с раскопками в южной галерее храма.

Архимандрит Алексий, со своей стороны, добавил, что будут переводиться, издаваться и изучаться труды архиепископа Никифора. «Никифор (Феотокис) почитается как подвижник благочестия и в Греции, и в России, – отметил наместник обители. – Но мы пока не говорим, что найденные останки свидетельствуют о его святости». Отец Алексий считает, что рано говорить о святости архиепископа. После повторного захоронения его останков могила будет доступна для поклонения верующих, и «посмотрим, что будет происходить», сказал архимандрит Алексий. «Церковь не спешит по поводу святости, – добавил он. – Образ святителя Никифора перед нами только раскрывается».

Недалеко от южной галереи собора свв. Отцов Семи Вселенских соборов установлен беломраморный крест в память о почившем в Даниловом монастыре архиепископе Никифоре (Феотокисе), и многие верующие уже сейчас поклоняются его памяти.

Никифор Феотокис родился в 1731 году и с юных лет прославился на своей родине как блестяще образованный, талантливый проповедник, педагог, ученый и богослов. Работы греческого подвижника стали настолько популярны в Европе, что слух о нем дошел до Екатерины II, интересовавшейся новинками литературы и философии. Императрица пригласила Феотокиса посетить Россию, которая и стала для него второй родиной с 1776 года.
В 1779 году Феотокис переехал в Полтаву, где получил высокий сан архиепископа Славенского и Херсонского, через семь лет был переведен на Астраханскую кафедру. И в Полтаве, и в Астрахани архипастырь основал православные семинарии. В 1792 году он был назначен управляющим Данилова монастыря Москвы.

В России Никифора Феотокиса прозвали "Керкирским мудрецом" (Керкира – греческое название острова Корфу): он пользовался огромным авторитетом и как священнослужитель, и как ученый.
Примечательно, что архиепископ Никифор (Феотокис) предпринял первые практические шаги для преодоления последствий старообрядческого раскола в Русской Церкви и стал одним из основоположников единоверия.

В Даниловом монастыре он написал свою главную книгу – четырехтомник "Путь по дням Господним", содержащий толкования и беседы на евангельские и апостольские чтения всего года.
Помимо богословских трудов, Феотокис также создал учебники "Основания математики" и "Основания географии".

Скончался греческий просветитель в 1800 году и, по собственному завещанию, был похоронен на территории Даниловой обители. В его честь названа одна из башен монастыря – Никифоровская.

Форумы