РПЦЗ прекратила общение с греческим «Синодом противостоящих» и сделала еще один шаг навстречу Московскому Патриархату

МОСКВА. Официальное извещение о "полном и решительном" прекращении общения с Русской Зарубежной Церковью опубликовал т.н. «Синод противостоящих Православной церкви отеческого церковного календаря Греции», возглавляемый митрополитом Оропосским и Филийским Киприаном (Куцумбасом). Причиной этого решения назван "новый курс" Синода Зарубежной Церкви "по отношению к синкретическому экуменическому движению", выразившийся в "шествии к "каноническому общению" с Москвой".

В распространенном документе также сообщается, что имя Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра "уже в прошлом году было вычеркнуто из диптихов", что является знаком прекращения церковного общения. Вместе с тем в некотором противоречии с вышесказанным «Синод противостоящих» постановил "не приводить в полное действие этот разрыв общения" до того момента, когда "диаспора вступит в общение с Москвой".

Однако, по сообщениям из источников в Русской Зарубежной Церкви, на заседании ее Архиерейского Синода, прошедшего две недели назад в Нью-Йорке, то есть еще до получения какого-либо письма из «Синода противостоящих», было принято решение о прекращении общения с ним по причине вмешательства «Синода митрополита Киприана» в дела другой Поместной Церкви – в Осетии.

По-видимому, имеется в виду хиротония 32-летнего осетина Георгия (Пухаева) во «епископа Аланского» с кафедрой в Цхинвале, совершенная митрополитом Киприаном (Куцумбасом) в Афинах 20 ноября. До присоединения к «Синоду противостоящих» в 2003 году Георгий (Пухаев) был клириком Русской Зарубежной Церкви. В сан священника он был рукоположен в 1992 году скончавшимся несколько месяцев назад архиепископом Лазарем (Журбенко), который отделился от РПЦЗ после избрания ее Первоиерархом митрополита Лавра.

70-летний митрополит Киприан принял монашество и сан священника в Элладской Православной Церкви, от которой отошел в 1969 году и присоединился к старостильному Синоду архиепископа Авксентия. Однако и этот Синод он покинул десять лет спустя, чтобы затем образовать свой собственный, имеющий несколько десятков приходов в Греции, Италии и других европейских странах, а также в Австралии, Америке и Африке. Установление общения между «Синодом противостоящих» и РПЦЗ произошло в 1994 году.

Секретарь комиссии Московского Патриархата по диалогу с РПЦЗ протоиерей Николай Балашов заявил, что "урегулирование взаимоотношений Русской Зарубежной Церкви с группами, отделившимися от своих Поместных Церквей" изначально составляло "одно из условий восстановления канонического общения РПЦЗ с Московским Патриархатом".

По словам священника, "оптимальным решением считалось бы вступление греческих, румынских и болгарских старостильных групп в диалог с Поместными Православными Церквями своих стран" параллельно тому диалогу, который ведут Московский Патриархат с РПЦЗ. Тогда "восстановление единства Русской Церкви могло бы сопровождаться и воссоединением отделившихся общин со своими Церквами", что, по мнению представителя Московского Патриархата, "было бы особенно радостным событием для всего Вселенского Православия".

Соответствующее предложение было официально сделано Зарубежной Церковью греческим старостильникам более года назад, но не встретило положительного отклика. Более того, еще в ноябре прошлого года «Синод противостоящих» письменно уведомил Митрополита Лавра, что фактически каноническое общение с Русской Зарубежной Церковью уже прекращено и не может быть восстановлено при продолжении курса на ее примирение с Московским Патриархатом.

"Таким образом, при отсутствии воли к единству Православия со стороны киприановского Синода разрыв отношений с РПЦЗ становился неизбежностью", - заявил протоиерей Николай Балашов. По его мнению, "окончательное урегулирование этого вопроса устраняет одно из последних препятствий" к восстановлению канонического общения РПЦЗ с Московским Патриархатом.

Интерфакс-Религия/Седмица.Ru

Форумы