Болгарская Церковь в период Болгарского Экзархата (с 1870)

Постриг Прусиана. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 203)

Фрагмент статьи из т. 5 «Православной энциклопедии». Москва, 2002 г.

В разгар болгаро-греч. противостояния по вопросу о церковной самостоятельности в кон. 60-х гг. XIX в. К-польский Патриарх Григорий VI предпринял ряд мер по преодолению распри. Он изъявил готовность пойти на уступки, предложив создать особый церковный округ под управлением болг. епископов и под председательством экзарха Болгарии. Но этот компромиссный вариант не удовлетворил болгар, требовавших значительного расширения границ своей церковной области. По просьбе болг. стороны к улаживанию спора была подключена Высокая Порта. Османское правительство представило 2 варианта решения вопроса. Однако К-польская Патриархия отвергла их как неканоничные и предложила созвать для решения болг. вопроса Вселенский Собор; разрешение на это не было получено (Христов. 1976. С. 45).

Негативная позиция Патриархии обусловила решение османского правительства прекратить распрю своей властью. 27 февр. 1870 г. султан Абдул-Азиз подписал фирман об учреждении особого церковного округа - Болгарского Экзархата; на следующий день вел. везир Али-паша вручил 2 экз. фирмана членам двусторонней болгаро-греч. комиссии.

Согласно п. 1 фирмана, управление духовно-религ. делами всецело предоставлялось Болгарскому Экзархату. Ряд пунктов оговаривал каноническую связь новообразованного округа с К-польским Патриархатом: по избрании экзарха Болгарским Синодом К-польский Патриарх выдает подтвердительную грамоту (п. 3), его имя должно поминаться за богослужением (п. 4), по делам вероисповедания К-польский Патриарх и его Синод оказывают Болгарскому Синоду требуемую помощь (п. 6), из К-поля болгары получают св. миро (п. 7). В 10-м пункте определялись границы Экзархата: в него входили епархии, где преобладало болг. население: Рущукская (Русенская), Силистрийская, Преславская (Шуменская), Тырновская, Софийская, Врачанская, Ловчанская, Видинская, Нишская, Пиротская, Кюстендилская, Самоковская, Велесская, а также побережье Чёрного м. от Варны до Кюстендже (кроме Варны и 20 сел, жители к-рых не были болгарами), Сливенский санджак (округ) без городов Анхиал (совр. Поморие) и Месемврия (совр. Несебыр), Созополская каза (уезд) без приморских сел и Филиппопольская (Пловдивская) епархия без городов Пловдив, Станимака (совр. Асеновград), 9 сел и 4 мон-рей. В остальных областях со смешанным населением предполагалось провести «референдумы» среди населения; за подчинение юрисдикции Болгарского Экзархата должно было высказаться не менее 2/3 жителей (рус. пер. статей фирмана - Пальмов. 1896. С. 6-9).

Болг. представители передали фирман во Временный Болгарский Синод, заседавший в одном из районов К-поля (в его состав вошли 5 архиереев: Иларион Ловчанский, Панарет Пловдивский, Паисий Пловдивский, Анфим Видинский и Иларион Макариопольский). Среди болг. народа решение османских властей было встречено с энтузиазмом. Повсеместно проходили торжества и составлялись благодарственные послания на имя султана и Высокой Порты.

В то же время К-польская Патриархия объявила фирман неканоничным. Патриарх Григорий VI выразил намерение созвать Вселенский Собор для рассмотрения болг. вопроса. В ответ на послание К-польского Патриарха к автокефальным Церквам Святейший Синод РПЦ отклонил предложение о созыве Вселенского Собора и советовал принять фирман об учреждении Болгарского Экзархата, поскольку в него вошли все основные положения проекта Патриарха Григория VI и различия между ними незначительны (Снегаров. 1952. С. 207).

Болг. сторона приступила к созданию адм. структуры Экзархата. Необходимо было составить временный орган управления для подготовки проекта Устава, к-рый должен был, согласно п. 3 фирмана, определить внутреннее управление Болгарского Экзархата. 13 марта 1870 г. в К-поле состоялось собрание, избравшее Временный смешанный совет (в его состав вошли 5 архиереев, членов Временного Синода, и 10 мирян) под председательством митр. Илариона Ловчанского. Для принятия Устава Экзархата предстояло организовать Церковно-Народный Собор. По епархиям был разослан «Сборник правил избрания делегатов» («Повод»), согласно к-рому крупнейшая болг. епархия - Тырновская - могла делегировать 4 выборных представителей, Доростолская, Видинская, Нишская, Софийская, Кюстендилская, Самоковская и Пловдивская - по 2, остальные - по 1 представителю. Делегатам следовало явиться в К-поль 1-15 янв. 1871 г., имея при себе статистические данные о своей епархии.

Первый Церковно-Народный Собор проходил в К-поле с 23 февр. по 24 июля 1871 г. под председательством митр. Ловчанского Илариона. В Соборе приняли участие 50 чел.: 15 членов Временного смешанного совета и 35 представителей епархий; это были деятели движения за независимую Болгарскую Церковь, влиятельные жители К-поля и епархиальных центров, учителя, священники, представители органов местного самоуправления (1/5 часть делегатов имела светское высшее образование, почти столько же закончили духовные учебные заведения). При обсуждении Устава Экзархата 5 архиереев при поддержке Г. Крыстевича отстаивали канонический порядок церковного управления, предусматривавший особую ответственность епископата за Церковь, тогда как представители либерально-демократического течения придерживались мнения об усилении в церковном управлении позиции мирян. В итоге либералы были вынуждены отступить, и пункт 3 устава определил: «Экзархат в целом управляется духовной властью Священного Синода, а каждая из епархий - митрополитом». Представители либерально-демократического течения добились относительной победы в вопросе о епархиальном управлении: в проекте устава предусматривалось создание в каждой епархии отдельных советов - из духовенства и мирян, но делегаты проголосовали за создание единых епархиальных советов, в к-рых доминировали миряне. Число светских лиц в составе смешанного совета Экзархата также было увеличено с 4 до 6 чел. (пункт 8). Споры вызвала и предложенная в проекте устава двухступенчатая избирательная система. Либералы настаивали на прямом голосовании при выборе мирян в епархиальные советы и при выборе экзарха митрополитами, а архиереи и консерваторы (Г. Крыстевич) утверждали, что такой порядок несет угрозу подрыва канонического строя церковного управления. В итоге двухступенчатая система была сохранена, но возросла роль мирян при выборе епархиальных архиереев. Обсуждение завершилось рассмотрением вопроса о пожизненном или временном избрании экзарха. Либералы (Х. Стоянов и др.) настаивали на ограничении срока его полномочий; митрополиты Иларион Ловчанский, Панарет и Паисий Пловдивские также считали, что сменяемость экзарха, хотя и является нововведением, не противоречит канонам. В результате с небольшим перевесом (28 из 46) голосов был принят принцип ограничения полномочий экзарха сроком в 4 года (Темелски. 2001. С. 159-375).

Принятый Устав управления Болгарским Экзархатом (Уставъ за управлението на Българската Ексархия) состоял из 134 пунктов, сгруппированных в 3 раздела (разделенных на главы). 1-й разд. определял порядок избрания экзарха, членов Свящ. Синода и смешанного совета Экзархата, епархиальных митрополитов, членов епархиальных, уездных (казийских) и общинных (нахийских) смешанных советов, а также приходских священников. 2-й разд. определял права и обязанности центральных и местных органов Экзархата. В компетенцию Свящ. Синода входило решение вероисповедных и догматических вопросов и осуществление правосудия в этих сферах (пункты 93, 94 и 100). На Смешанный совет возлагалась ответственность за просветительскую деятельность: забота о поддержании школ, развитии болг. языка и лит-ры (п. 96б). Он был обязан следить за состоянием имущества Экзархата, контролировать доходы и расходы, решать финансовые и др. материальные споры при разводах, обручениях, заверении завещаний, дарениях и т. п. (п. 98). 3-й разд. был посвящен церковным доходам и расходам и контролю над ними; значительная часть доходов выделялась на содержание школ и др. общественных заведений. Высшим законодательным органом Болгарского Экзархата объявлялся Церковно-Народный Собор из представителей духовенства и мирян, созываемый раз в 4 года (п. 134). Собор рассматривал отчет по всем направлениям деятельности Экзархата, избирал нового экзарха, мог вносить изменения и дополнения в Устав.

Принятый Собором Устав был передан на одобрение Высокой Порте (впосл. он так и остался не утвержденным османским правительством). Одним из основных принципов, заложенных в этом документе, стала выборность: на все церковные должности «от первого до последнего» (включая чиновников Экзархата) кандидаты не назначались, а избирались. Новым в практике Православной Церкви явилось ограничение срока полномочий предстоятеля, что было призвано усилить соборное начало в церковном управлении. Каждый архиерей имел право выставить свою кандидатуру на престол экзарха. Значительную роль в церковной жизни были призваны играть миряне - члены смешанных советов. Основные положения Устава 1871 г. вошли в действующий с 1953 г. Устав БПЦ.

К-польский Патриарх Анфим VI, избранный на престол в 1871 г., был готов найти пути примирения с болг. стороной (за что подвергся жесткой критике со стороны проэллинской «партии»). Однако большинство болгар просило султана признать Болгарский Экзархат полностью независимым от К-польского Патриархата. Углубление распри привело к тому, что Высокая Порта ввела в действие фирман 1870 г. в одностороннем порядке. 11 февр. 1872 г. османское правительство дало разрешение (тескере) на избрание экзарха Болгарии. На следующий день Временный смешанный совет избрал экзархом старейшего по возрасту архиерея - митр. Ловчанского Илариона, к-рый через 4 дня подал в отставку, ссылаясь на преклонный возраст. 16 февр. в результате повторных выборов экзархом стал Анфим I, митр. Видинский. 23 февр. 1872 г. он был утвержден в новом звании правительством и 17 марта прибыл в К-поль, приступив к исполнению своих обязанностей. 2 апр. 1872 г. Анфим I получил султанский берат, определявший его полномочия как верховного представителя правосл. болгар.

11 мая 1872 г., в праздник св. братьев Кирилла и Мефодия, экзарх Анфим I с 3 сослужившими ему архиереями, несмотря на запрещение Патриарха, провел праздничное богослужение, после чего зачитал акт, подписанный им и 6 др. болг. архиереями, в к-ром провозглашалось восстановление независимой Болгарской Православной Церкви. Были поставлены митрополиты Экзархата, 28 июня 1872 г. получившие от османского правительства бераты, подтверждавшие их назначение. Кафедра экзарха оставалась в К-поле до нояб. 1913 г., когда экзарх Иосиф I перенес ее в Софию.

На заседании Синода Константинопольской Патриархии 13-15 мая 1872 г. экзарх Анфим I был лишен сана и низложен, митрополиты Панарет Пловдивский и Иларион Ловчанский отлучены от Церкви, а еп. Макариопольский Иларион предан вечной анафеме; церковным наказаниям были подвергнуты все иерархи, клирики и миряне Экзархата. С 29 авг. по 17 сент. 1872 г. в К-поле состоялся Собор с участием иерархов К-польского Патриархата (в т. ч. бывш. Патриархов Григория VI и Иоакима II), Патриархов Александрийского Софрония, Антиохийского Иерофея и Иерусалимского Кирилла (последний, однако, вскоре покинул заседания и отказался подписаться под соборными определениями), архиепископа Кипрского Софрония, а также 25 епископов и неск. архимандритов (в т. ч. представителей Элладской Церкви). Действия болгар были осуждены как основанные на начале филетизма (племенных различий). Все «приемлющие филетизм» были провозглашены чуждыми Церкви схизматиками (16 сент.).

Болг. экзарх Анфим I обратился с посланием к предстоятелям автокефальных правосл. Церквей, в к-ром не признавал законным и справедливым наложение схизмы, поскольку Болгарская Церковь сохраняет неизменную преданность Православию. Святейший Правительствующий Синод РПЦ не ответил на это послание, но не присоединился и к приговору К-польского Собора, оставив без ответа послание К-польского Патриарха Анфима VI о провозглашении схизмы. Против признания отлучения выступил преосвящ. Макарий (Булгаков), в то время архиеп. Литовский, считавший, что болгары отделились не от Вселенской Православной Церкви, а только от К-польского Патриархата, и канонические основания для признания Болгарского Экзархата не отличаются от тех, по к-рым в XVIII в. произошло подчинение К-полю Охридского и Печского Патриархатов, также узаконенное указом султана. Архиеп. Макарий высказался за сохранение братских отношений РПЦ с К-польским Патриархатом, что, однако, не обязывало, как он считал, признавать болгар схизматиками (Снегаров. 1952. С. 208-210). Стремясь сохранять нейтрально-примирительную позицию к вспыхнувшей распре, Святейший Синод РПЦ предпринял ряд мер, направленных на преодоление изоляции БПЦ, тем самым считая недостаточными причины для признания ее раскольнической. В частности, было разрешено принимать болгар в российские духовные школы, нек-рые архиереи предоставляли болгарам св. миро, в ряде случаев происходили сослужения рус. духовенства с болг. клириками. Однако, принимая во внимание позицию К-польского Патриархата, РПЦ не поддерживала полного канонического общения с БПЦ. Митр. Московский Макарий во исполнение предписания Святейшего Синода не допустил к богослужению 15 авг. 1879 г. митр. Видинского Анфима (бывш. экзарха Болгарии) и еп. Браницкого Климента (буд. митрополита Тырновского), прибывших в Россию для выражения признательности болг. народа за освобождение от тур. ига. Митр. Варненский Симеон, прибывший во главе болг. гос. делегации по случаю восшествия на престол имп. Александра III (май 1883), совершил в С.-Петербурге панихиду по Александру II без участия рус. духовенства. В 1895 г. митр. Климент Тырновский был братолюбезно принят С.-Петербургским митр. Палладием, но и в этот раз не имел евхаристического общения с рус. духовенством (Снегаров. 1929. С. 34; Христов. 1976).

В 1873 г. среди паствы Скопской и Охридской епархий были проведены плебисциты, по результатам к-рых обе епархии без разрешения К-поля были присоединены к Болгарскому Экзархату. На их территории развернулась активная церковно-просветительская деятельность.

После разгрома Апрельского восстания 1876 г. экзарх Анфим I пытался добиться от тур. правительства смягчения репрессий в отношении болгар; в то же время он обратился к главам европ. держав, к митр. С.-Петербургскому Исидору с просьбой ходатайствовать перед имп. Александром II об освобождении болгар. Османское правительство добилось смещения Анфима I (12 апр. 1877); позднее он был взят под стражу в Анкаре. 24 апр. 1877 г. «избирательный Собор» в составе 3 митрополитов и 13 мирян избрал нового экзарха - Иосифа I, митр. Ловчанского.

После русско-тур. войны 1877-1878 гг., согласно решениям Берлинского конгресса 1878 г., установившего новые политические границы на Балканах, территория Болгарского Экзархата оказалась распределена между 5 гос-вами: Княжеством Болгария, Вост. Румелией, Турцией (вилайеты Македонии и Вост. Фракии), Сербией (Нишская и Пиротская епархии перешли под духовную юрисдикцию Сербской Церкви) и Румынией (Сев. Добруджа (Тулчанский округ)).

Нестабильность положения Болгарского Экзархата, как и политического статуса Болгарии, отразилась на вопросе о местонахождении в этих условиях предстоятеля Болгарской Церкви. Резиденция экзарха была временно перенесена в Пловдив (на территорию Вост. Румелии), где Иосиф I развернул активную дипломатическую деятельность, установив контакты с членами временного рус. управления, а также с представителями государств - участников Европейской комиссии, разрабатывавшей Органический устав Вост. Румелии, доказывая необходимость единого духовного руководства для всего болг. народа. Российские дипломаты, как и нек-рые болг. политические деятели, считали, что местопребыванием экзарха должны быть София или Пловдив, что способствовало бы уврачеванию схизмы, разделявшей правосл. народы; проф. М. Дринов полагал, что центром Экзархата должен стать Охрид. Экзарх Иосиф I считал нужным сохранить резиденцию экзарха в К-поле, мотивируя это необходимостью оградить болг. паству на территории Османской империи от влияния усилившейся католич. пропаганды (Снегаров. 1952. С. 211). Это мнение поддержали духовенство и народ Македонии и Вост. Фракии.

9 янв. 1880 г. экзарх Иосиф I переехал из Пловдива в К-поль, где развернул активную деятельность по созданию органов управления Экзархата, добивался от османских властей права поставить архиереев в те епархии, к-рыми до русско-тур. войны управляли болг. владыки (Охрид, Велес, Скопье). Через т. н. истилямы (опросы консультативного характера) население Дабарской, Струмицкой и Кукушской епархий выразило желание перейти под юрисдикцию Болгарского Экзархата, но тур. правительство не только не удовлетворяло их чаяний, но и постоянно задерживало отправку архиереев Экзархата в болг. епархии Македонии и Вост. Фракии. Болгарский Экзархат в К-поле официально являлся институтом Османского гос-ва, в то время как его финансовое содержание обеспечивало Княжество Болгария. Ежегодно тур. правительство отсылало Мин-ву иностранных дел и исповеданий княжества, а позже и Свящ. Синоду в Софии проект бюджета Экзархата, обсуждавшийся позднее в Народном Собрании. Значительные средства, полученные от болг. налогоплательщиков, расходовались как на нужды управления Экзархата в К-поле, так и на выплату жалованья учителям и священникам в Македонии и Вост. Фракии.

По мере укрепления независимого Болгарского гос-ва возрастало недоверие османского правительства к Болгарскому экзарху в К-поле. В нач. 1883 г. Иосиф I попытался собрать в К-поле Свящ. Синод Экзархата, чтобы решить ряд вопросов, связанных с внутренним устройством и управлением, однако тур. правительство настояло на его роспуске. В К-поле искали повод для отмены фирмана 1870 г. и удаления экзарха, как не имеющего подведомственных территорий в прямых владениях султана. В соответствии с законами Княжества Болгарского - ст. 39 Тырновской Конституции и измененным Уставом Экзархата от 4 февр. 1883 г. («Екзархийский уставъ, приспособенъ въ Княжеството») - архиереи княжества имели право участвовать в выборе экзарха и Свящ. Синода. В связи с этим в К-поле от экзарха был потребован определенный ответ: признает ли он Церковный устав Княжества Болгария или полагает Экзархат в К-поле отдельным и независимым. На это экзарх дипломатично заявил, что отношения между Экзархатом в К-поле и Церковью в Болгарском княжестве являются чисто духовными и что церковный закон свободной Болгарии распространяется только на ее территорию; Церковь же в Османской империи управляется на основании временных правил (поскольку Устав 1871 г. все еще не был одобрен тур. властями). В окт. 1883 г. Иосиф I не был приглашен на прием во дворце султана, на к-ром присутствовали главы всех признанных в Османской империи религ. общин, что было расценено болгарами как шаг к устранению экзарха и привело к волнениям среди населения Македонии, Вост. Фракии и Вост. Румелии. Однако в этой ситуации Болгарский Экзархат нашел поддержку со стороны России. Османскому правительству пришлось уступить, и 17 дек. 1883 г. экзарх Иосиф I был принят султаном Абдул-Хамидом II. Было подтверждено действие фирмана 1870 г., кафедра экзарха была оставлена в К-поле и было дано обещание, что церковные права болгар будут и впредь соблюдаться в вилайетах империи.

В 1884 г. экзарх Иосиф I предпринял попытку отправить болг. архиереев в македон. епархии, духовную юрисдикцию над к-рыми оспаривали как К-польская Патриархия, так и сербы. Это соперничество Высокая Порта умело использовала в своих интересах. В конце года тур. власти разрешили назначить владык в Охрид и Скопье, однако бераты, подтверждавшие их назначение, не были изданы, и архиереи не смогли отбыть на места.

После воссоединения Болгарского княжества с Вост. Румелией (1885), сербско-болг. войны 1885 г., отречения кн. Александра I Баттенберга (1886) и восшествия на его место кн. Фердинанда I Кобургского (1887) курс османского правительства в отношении Болгарского Экзархата в К-поле изменился. В 1890 г. были изданы бераты, подтверждавшие назначение митрополитов Синесия в Охрид и Феодосия в Скопье, было отменено установленное еще в период русско-тур. войны 1877-1878 гг. военное положение в европ. вилайетах. Экзархату было разрешено начать издание собственного печатного органа «Новини» (Новости), позже переименованного в «Вести». В сер. 1891 г. по приказу вел. везира Кямил-паши главам Солунского и Битолского вилайетов было предписано не препятствовать болгарам, вышедшим из-под юрисдикции К-польской Патриархии, самостоятельно (через представителей духовных общин) улаживать свои церковные дела и следить за функционированием школ; в результате за неск. месяцев более 150 сел и городов заявили местным властям об отказе от духовного подчинения К-полю и переходе под юрисдикцию Экзархата. Это движение продолжалось и после указа нового (с 1891) вел. везира Джевад-паши об ограничении выхода болг. общин из ведения Патриархии.

Весной 1894 г. были изданы бераты для болг. владык Велесской и Неврокопской епархий. В 1897 г. Турция вознаградила Болгарию за нейтралитет в турецко-греч. войне 1897 г. дарованием бератов для Битольской, Дабарской и Струмицкой епархий. Охридскую епархию возглавлял епископ Болгарского Экзархата, не имевший султанского берата. Для остальных епархий с болг. и смешанным населением - Костурской, Леринской (Могленской), Воденской, Солунской (Фессалоникийской), Кукушской (Поленинской), Серской, Мелникской и Драмской - экзарх Иосиф I сумел добиться признания председателей церковных общин наместниками Экзархата с правом урегулирования всех вопросов церковной жизни и народного просвещения.

При массовой поддержке народа и значительной финансовой и политической помощи свободной Болгарии Болгарский Экзархат решал задачи просвещения и укрепления национального самосознания болгар, остававшихся на землях в составе Османской империи. Удалось добиться восстановления школ, закрытых здесь в период русско-тур. войны 1877-1878 гг. Значительную роль играли об-во «Просвещение», основанное в 1880 г. в Солуни, и «Училищное попечительство» - созданный в 1882 г. комитет по организации просветительской деятельности, вскоре преобразованный в Отдел школ при Болгарском Экзархате. В Солуни были основаны имевшие большое значение в духовной жизни края болг. муж. гимназия во имя слав. просветителей св. Кирилла и Мефодия (1880) и болг. жен. Благовещенская гимназия (1882). Для болг. населения Вост. Фракии центром просвещения стала муж. гимназия им. д-ра П. Берона в Одрине (тур. Эдирне) (1891). До кон. 1913 г. Экзархат открыл в Македонии и Одринском крае 1373 болг. школы (в т. ч. 13 гимназий), где преподавали 2266 учителей и обучались 78854 ученика. По инициативе экзарха Иосифа I были открыты духовные уч-ща в Одрине (1883/84 уч. г.), в Прилепе (1884/85 уч. г.), к-рые затем были объединены, переведены в К-поль и преобразованы в семинарию. Ее св. покровителем был признан прп. Иоанн Рыльский, а первым ректором стал архим. Мефодий (Кусев), получивший образование в России. В 1900-1913 гг. К-польскую ДС св. Иоанна Рыльского окончили 200 чел., часть выпускников продолжила образование в основном в российских духовных академиях.

В то время как руководство Экзархата добивалось улучшения положения христ. населения Османского гос-ва мирными средствами, ряд священников и учителей создавали тайные комитеты, ставившие своей целью вооруженную борьбу за освобождение. Размах революционной деятельности заставил весной 1903 г. экзарха Иосифа I обратиться к болг. кн. Фердинанду I с письмом, в к-ром он отмечал, что бедность и отчаяние породили «революционных апостолов», призывающих народ к восстанию и обещающих ему политическую автономию, и предупреждал, что война Болгарии с Турцией станет катастрофой для всего болг. народа. Во время Ильинденьского восстания 1903 г. экзарх употребил все свое влияние для спасения населения Македонии и Фракии от массовых репрессий.

Неспокойная ситуация в османских вилайетах побуждала мн. священнослужителей переселяться в свободную Болгарию, оставляя своих пасомых без духовного руководства. Возмущенный этим, экзарх Иосиф I издал 10 февр. 1912 г. Окружное послание (№ 3764), запрещавшее митрополитам и управляющим епархиями разрешать подчиненным им священникам покидать свои приходы и переселяться на территорию Болгарии. Сам экзарх, несмотря на возможность переехать в Софию, оставался в тур. столице, чтобы принести как можно больше пользы своей пастве.

Внутреннее устройство Болгарского Экзархата

Согласно ст. 39 Конституции Болгарии, БПЦ и в Княжестве Болгария, и в пределах Османской империи сохранялась единой и неделимой. Кафедра экзарха и после политического освобождения Болгарии оставалась в К-поле. На практике церковное управление в свободной Болгарии и на территории Османской империи было разделено и развивалось независимо друг от друга, поскольку тур. власти не разрешали архиереям из княжества напрямую участвовать в управлении Экзархатом. После Младотурецкой революции 1908 г. неск. улучшились отношения между Болгарским Экзархатом и К-польской Патриархией. В 1908 г. впервые экзарх получил возможность сформировать законный Свящ. Синод.

До 1912 г. в диоцез Болгарского Экзархата вошли 7 епархий во главе с митрополитами, а также епархии, управляемые «наместниками экзарха»: 8 в Македонии (Костурская, Леринская (Могленская), Воденская, Солунская, Поленинская (Кукушская), Серская, Мелникская, Драмская) и 1 в Вост. Фракии (Одринская). На этой территории было ок. 1600 приходских храмов и часовен, 73 мон-ря и 1310 священников.

В Княжестве Болгария первоначально существовали следующие епархии: Софийская, Самоковская, Кюстендилская, Врачанская, Видинская, Ловчанская, Тырновская, Доростоло-Червенская и Варненско-Преславская. После объединения Княжества Болгария и Вост. Румелии (1885) к ним прибавились Пловдивская и Сливенская епархии, в 1896 г. была учреждена Старозагорская епархия, а после Балканских войн 1912-1913 гг. к Болгарии отошла также Неврокопская епархия. Согласно Уставу 1871 г., неск. епархий должны были быть ликвидированы после кончины их митрополитов. К Софийской епархии были присоединены территории упраздненных Кюстендилской (1884) и Самоковской (1907) епархий. Третьей должна была стать Ловчанская епархия, титульным митрополитом к-рой являлся экзарх Иосиф I, однако ему удалось добиться разрешения на сохранение епархии и после его кончины.

В нек-рых епархиях Княжества Болгария одновременно имелось по 2 митрополита. В Пловдиве, Созополе, Анхиале, Месемврии и Варне наряду с иерархами БПЦ находились греч. митрополиты, подчиненные К-польскому Патриархату. Это противоречило 39-й ст. Конституции и вызывало раздражение болг. паствы, приводя к острым конфликтам. Греч. митрополиты оставались в Болгарии до 1906 г., когда местное население, возмущенное событиями в Македонии, захватило их храмы и добилось их высылки.

Конфликтные ситуации возникали также между Свящ. Синодом и нек-рыми правительственными кабинетами. Так, в 1880-1881 гг. Д. Цанков, в то время министр иностранных дел и исповеданий, не поставив в известность Синод, попытался ввести «Временные правила» духовного управления христианами, мусульманами и евреями, что было расценено болг. архиереями во главе с экзархом Иосифом I как вмешательство светской власти в дела Церкви. Иосиф I был вынужден приехать в Софию, где оставался с 18 мая 1881 до 5 сент. 1882 г.

В результате 4 февр. 1883 г. вступил в силу «Устав Экзархата, приспособленный для Княжества», выработанный на основе Устава 1871 г. В 1890 и 1891 гг. в него были внесены дополнения, а 13 янв. 1895 г. был утвержден новый Устав, дополненный в 1897 и 1900 гг. Согласно этим законам, Церковью в княжестве управлял Свящ. Синод, состоящий из всех митрополитов (на практике постоянно заседали только 4 архиерея, избиравшихся на 4 года). Экзарх Иосиф I управлял Церковью в княжестве через своего наместника («делегата») в Софии, к-рый должен избираться митрополитами княжества с одобрения экзарха. Первым наместником экзарха стал митр. Доростоло-Червенский Григорий, за к-рым последовали митрополиты Варненско-Преславский Симеон, Тырновский Климент, Доростоло-Червенский Григорий (повторно), Самоковский Досифей и Доростоло-Червенский Василий. До 1894 г. постоянные заседания Свящ. Синода княжества не проводились, затем он функционировал регулярно, рассматривая все текущие вопросы, касавшиеся управления Церковью в свободной Болгарии.

Во время правления кн. Александра I Баттенберга (1879-1886) гос. власть не вступала в конфликты с БПЦ. Иначе обстояло дело в правление кн. (1887-1918, с 1908 г.- царя) Фердинанда I Кобургского, католика по вероисповеданию. Наместник экзарха митр. Тырновский Климент, ставший выразителем оппозиционной правительству политической линии, был объявлен сторонниками премьер-министра Ст. Стамболова проводником крайнего русофильства и выслан из столицы. В дек. 1887 г. митр. Климент вынужден был удалиться в свою епархию с запретом совершать богослужения без специального разрешения. Еще в авг. 1886 г. был отстранен от управления своей епархией митр. Варненско-Преславский Симеон. Острый конфликт разгорелся в 1888-1889 гг. по вопросу о поминовении за богослужением имени князя как болг. государя, причем оказались разорваны отношения между правительством и Свящ. Синодом, а митрополиты Врачанский Кирилл и Тырновский Климент в 1889 г. были привлечены к судебной отвественности; только в июне 1890 г. владыки приняли формулу поминовения кн. Фердинанда.

В 1892 г. очередная инициатива Стамболова привела к новому обострению отношений Церкви и гос-ва. В связи с браком Фердинанда I правительство предприняло попытку, проигнорировав Свящ. Синод, изменить 38-ю ст. Тырновской Конституции т. о., чтобы и преемник князя мог быть неправосл. В ответ газ. «Новини» (издававшийся в К-поле печатный орган Болгарского Экзархата) начала публикацию передовых статей с критикой болг. правительства. Экзарх Иосиф I подвергся резким нападкам в правительственной газ. «Свобода». Правительство Стамболова приостановило субсидирование Болгарского Экзархата и пригрозило отделением Церкви Княжества Болгария от Экзархата. Вел. везир встал на сторону болг. правительства, и экзарх, поставленный в безвыходное положение, прекратил газетную кампанию. Стамболов всячески преследовал архиереев, выступавших против его политики: особенно это касалось митр. Тырновского Климента, обвиненного в преступлении против нации и отправленного в заточение в Лясковский мон-рь. Против него был сфабрикован уголовный процесс, и в июле 1893 г. он был приговорен к пожизненному заключению (после апелляции мера наказания была снижена до 2 лет). Владыка Климент был заточен в Гложенском мон-ре исключительно за свое «русофильство». Впрочем, вскоре Фердинад I, решивший нормализовать отношения с Россией, приказал освободить Тырновского митрополита и объявил о своем согласии на переход наследника престола кн. Бориса (буд. царя Бориса III) в Православие. 2 февр. 1896 г. в Софии в кафедральном храме Св. Недели экзарх Иосиф I совершил таинство Миропомазания наследника. 14 марта 1896 г. болг. кн. Фердинанд I, прибывший в османскую столицу для встречи с султаном Абдул-Хамидом II, посетил и экзарха. 24 марта он встретил Пасху в правосл. храме Св. Недели, вручил Иосифу I панагию, подаренную имп. Александром II первому болг. экзарху Анфиму и купленную князем после кончины последнего, и высказал пожелание, чтобы в будущем ее носили все болг. экзархи.

В целом после освобождения Болгарии влияние и значение Православной Церкви в гос-ве постепенно снижались. В политической сфере она оттеснялась на задний план, в сфере культуры и просвещения главную роль стали играть светские гос. институты. Болг. духовенство, большей частью малограмотное, с трудом могло адаптироваться к новым условиям.

1-я (1912-1913) и 2-я (1913) Балканские войны и заключенный в июле 1913 г. Бухарестский мир привели к утрате Экзархатом духовной власти в пределах европ. части Турции: Охридская, Битольская, Велесская, Дабарская и Скопская епархии вошли в юрисдикцию Сербской Православной Церкви, а Солунская (Фессалоникийская) была присоединена к Элладской Церкви. В первых пяти болг. архиереев сменили сербы, а управлявший Солунской епархией архим. Евлогий был убит в июле 1913 г. БПЦ утратила также приходы в Юж. Добрудже, перешедшие под юрисдикцию Румынской Православной Церкви.

В подчинении Болгарского Экзархата осталась лишь Маронийская епархия в Зап. Фракии (с центром в Гюмюрджине). Экзарх Иосиф I сохранил паству гл. обр. в К-поле, Одрине (Эдирне) и Лозенграде и принял решение перенести свою кафедру в Софию, оставив в К-поле «наместничество», к-рым (до его ликвидации в 1945) управляли болг. архиереи. После кончины Иосифа I 20 июня 1915 г. новый экзарх не был избран, и на протяжении 30 лет БПЦ управлялась местоблюстителями - председателями Свящ. Синода.

После вступления Болгарии в первую мировую войну на стороне Германии (1915) часть бывш. епархий временно вернулась в состав Болгарского Экзархата (Вардарская Македония). По окончании войны в соответствии с положениями Нёйиского мирного договора (1919) Болгарский Экзархат вновь утратил епархии в Македонии: большую часть Струмицкой епархии, пограничные земли, входившие ранее в Софийскую епархию, а также Маронийскую епархию с кафедрой в Гюмюрджине в Зап. Фракии. На территории европ. Турции Экзархат сохранил Одринскую епархию, к-рую с 1910 до весны 1932 г. возглавлял архим. Никодим (Атанасов) (с 4 апр. 1920 г.- еп. Тивериопольский). Кроме того, была учреждена временная Лозенградская епархия, во главе ее с 1922 г. находился еп. Нишавский Иларион, в 1925 г. его сменил бывш. Скопский митр. Неофит, с 1932 г. управлявший также и Одринской епархией. После кончины митр. Неофита (1938) заботу о всех правосл. болгарах, проживавших в пределах европ. Турции, приняло на себя наместничество Экзархата.

После первой мировой войны епархии в Македонии вновь отпали от Болгарского Экзархата; за пределами Болгарии в состав БПЦ входила теперь только Одринская епархия в тур. Вост. Фракии.

В эти годы в БПЦ возникло реформаторское течение, представителями к-рого были как рядовые священнослужители и миряне, так и часть архиереев. Полагая, что в новых исторических условиях реформы в Церкви необходимы, 6 нояб. 1919 г. Свящ. Синод принял решение приступить к изменению Устава Экзархата и уведомил об этом главу правительства А. Стамболийского, одобрившего инициативу БПЦ. Свящ. Синодом была назначена комиссия под председательством митр. Симеона Варненско-Преславского. Однако под влиянием группы богословов во главе с Х. Враговым, П. Черняевым и архим. Стефаном (Абаджиевым) 15 сент. 1920 г. Стамболийский, не поставив в известность Свящ. Синод и комиссию, внес в Народное собрание законопроект об изменении устава Экзархата, к-рый был принят и утвержден царским указом. Согласно этому закону, Свящ. Синод был обязан в 2-месячный срок завершить подготовку устава и созвать Церковно-Народный Собор. В ответ болг. епископы в дек. 1920 г. собрали Архиерейский Собор, выработавший «Проект изменения закона о созыве Церковно-Народного Собора». Возник острый конфликт между Свящ. Синодом и правительством, к-рое дало распоряжение военным прокурорам привлечь непокорных архиереев к судебной ответственности; членов Свящ. Синода даже предполагалось арестовать, а во главе БПЦ сформировать Временное церковное управление. Ценой мн. усилий и компромиссов противоречия были неск. сглажены, состоялись выборы делегатов (среди к-рых были и представители Македонии - беженцы-священники и миряне), и в февр. 1921 г. в столичной церкви св. Седмочисленников в присутствии царя Бориса III был открыт 2-й Церковно-Народный Собор.

Согласно принятому Соборному уставу Экзархата, Церковно-Народный Собор рассматривался как высший законодательный орган БПЦ. Устав представлял собой подробное и систематическое изложение болг. церковного права. Высшим принципом церковного управления объявлялось соборное начало, т. е. участие в управлении священников и мирян на всех уровнях при сохранении первенствующего положения архиереев. Устав был утвержден Архиерейским Собором, а 24 янв. 1923 г. одобрен Народным собранием. Однако после свержения правительства Стамболийского (1923) реформа устава ограничилась законодательными распоряжениями, к-рыми в прежний устав Экзархата был внесен ряд поправок, касавшихся преимущественно состава Синода и выборов экзарха.

После освобождения Болгарии (1878) влияние и значение БПЦ в стране стало постепенно снижаться; в политической сфере, в культуре и просвещении она оттеснялась новыми гос. учреждениями. Кроме того, болг. духовенство оказалось в значительной степени малограмотным и не смогло адаптироваться к новым условиям. В кон. XIX в. в Болгарии существовали 2 неполных богословских уч-ща: в Лясковском мон-ре - св. апостолов Петра и Павла и в Самокове (в 1903 было переведено в Софию и преобразовано в Софийскую ДС). В 1913 г. была закрыта болг. ДС в Стамбуле; ее преподавательский состав был переведен в Пловдив, где начал работу в 1915 г. Существовал ряд начальных священнических уч-щ, в к-рых изучали богослужебный устав; в 1905 г. в Болгарии было 1992 священника, из к-рых всего 2 имели высшее богословское образование, а очень многие - лишь начальное. Богословский фак-т при Софийском ун-те был открыт лишь в 1923 г.

Главной причиной неизбрания нового экзарха после смерти Иосифа I (1915) была неустойчивость правительственного национально-политического курса. Вместе с тем существовали различные мнения о порядке замещения кафедр Экзархата и Софийской митрополии: должно ли их занимать одно лицо или их следует разделить. На протяжении 30 лет, в течение к-рых БПЦ оставалась лишенной своего Предстоятеля, церковное управление осуществлялось Свящ. Синодом во главе с избираемым наместником - председателем Свящ. Синода. С 1915 до нач. 1945 г. таковыми являлись митрополиты Софийский Парфений (1915-1916), Доростоло-Червенский Василий (1919-1920), Пловдивский Максим (1920-1927), Врачанский Климент (1927-1930), Видинский Неофит (1930-1944) и Софийский Стефан (1944-1945).

После вступления Красной Армии на территорию Болгарии и образования правительства Отечественного фронта 9 сент. 1944 г. митр. Софийский Стефан в послании к рус. народу на радио «София» заявил, что гитлеризм есть враг всего славянства, к-рый должен быть сломлен Россией и ее союзниками - США и Великобританией. 16 окт. 1944 г. местоблюститель Стефан был переизбран, через 2 дня на заседании Свящ. Синода было принято решение просить правительство о разрешении проведения выборов экзарха. В Устав Экзархата были внесены изменения, предполагавшие расширение степени участия клира и народа в выборах. 4 янв. 1945 г. Свящ. Синод издал Окружное послание, в к-ром выборы экзарха назначались на 21 янв., а 14 янв. предписывалось провести предварительные собрания по епархиям: от каждой требовалось избрать по 7 выборщиков (3 клириков и 4 мирян). Избирательный Собор Экзархата состоялся 21 янв. 1945 г. в столичном храме Св. Софии. В нем приняли участие 90 полномочных избирателей, к-рым были представлены на голосование 3 кандидата: митрополиты Софийский Стефан, Видинский Неофит и Доростоло-Червенский Михаил. Большинством голосов (84) был избран митр. Стефан, ставший 3-м и последним болг. экзархом.

Важной задачей, стоявшей перед БПЦ, была ликвидация схизмы. В кон. 1944 г. Синод установил контакт с К-польской Патриархией, представители к-рой при встрече с болг. посланцем высказались, что «болгарская схизма в настоящее время является уже анахронизмом» (ЖМП. 1976. № 8. С. 50). Еще в окт. 1944 г. Софийский митр. Стефан просил Свящ. Синод РПЦ о содействии в преодолении схизмы. 22 нояб. 1944 г. Синод обещал поддержку и посредничество при переговорах с К-польской Патриархией. В февр. 1945 г. в Москве во время торжеств по случаю интронизации нового Патриарха Московского состоялась беседа Святейшего Патриарха Алексия I с Патриархами Александрийским Христофором и Антиохийским Александром III и представителями Патриарха К-польского митр. Фиатирским Германом и Патриарха Иерусалимского архиеп. Севастийским Афинагором, на к-рой обсуждался «болгарский церковный вопрос». Результаты этих обсуждений Патриарх Алексий I изложил в своем письме 20 февр. 1945 г. экзарху Болгарскому. В день своего избрания экзарх Стефан I отправил Вселенскому Патриарху Вениамину письмо с просьбой «снять произнесенное по известным причинам осуждение Болгарской Православной Церкви и соответственно признать ее автокефальной и причислить к автокефальным православным Церквам». Уполномоченные Болгарского Экзархата встретились с Вселенским Патриархом и провели переговоры с комиссией К-польской Патриархии (в составе митрополитов Халкидонского Максима, Сардикийского Германа и Лаодикийского Дорофея), к-рая должна была определить условия снятия схизмы.

19 февр. 1945 г. был подписан «Протокол о ликвидации существующей годами аномалии в теле Святой Православной Церкви...», а 22 февр. Вселенская Патриархия издала томос, гласивший: «Мы благословляем автокефальное устройство и управление Святой Церкви в Болгарии и определяем ее как Святую Православную Автокефальную Болгарскую Церковь, и с этого момента признаем Ее нашей духовной сестрой, которая управляется и вершит свои дела независимо и автокефально, согласно установлениям и суверенным правам».

Положение Церкви в социалистической Болгарии

После формирования правительства Отечественного фронта осенью 1944 г. и особенно после урегулирования международного положения Болгарии с подписанием Парижского мирного договора 1947 г. и признания ее правительства развернулось преследование БПЦ и ее организационных структур со стороны гос-ва. С принятием Конституции 1947 г. Церковь была отделена от гос-ва, что закрепил Закон об исповеданиях (1949), направленный против всех религ. конфессий Болгарии, и в первую очередь БПЦ. Этот закон фактически изолировал религ. орг-ции от участия в общественной жизни и создал основания для прямого вмешательства властей в дела конфессий.

Уже в 1944-1945 гг. началось ограничение изучения Православия в рамках курсов прогимназий и гимназий, в 1947-1949 гг. стали создаваться помехи для организации Свящ. Синодом епархиальных уч-щ, к-рые были окончательно закрыты в 1949 г. Из ведения Церкви были изъяты дела о разводах (1945), гражданский брак объявлен единственно законным (1946). В 1947 г. была установлена гос. монополия на благотворительную деятельность.

Одним из самых негативных для БПЦ последствий отделения Церкви от гос-ва во 2-й пол. 40-х гг. стало изъятие церковных и монастырских земель, предприятий и др. недвижимого имущества Церкви, а также прекращение гос. субсидирования. Под давлением властей Церковь была вынуждена сокращать число священнослужителей, смещать или увольнять неугодных правительству духовных лиц, ограничивать деятельность наиболее ревностных священников. Ряд мероприятий коммунистического правительства был направлен на уменьшение количества учащихся в духовных учебных заведениях и на создание различных препятствий для нормального учебного процесса. Лица, окончившие духовные семинарии или богословский фак-т, были лишены возможности к.-л. социальной реализации вне церковной сферы, что приводило к их изоляции в обществе. К 1951 г. функционировала лишь Софийская ДС, богословский фак-т был выведен из Софийского ун-та и преобразован в ДА.

После 9 сент. 1944 г. большинство церковных деятелей Болгарии старались сохранить существующее положение и по возможности замедлить процесс разрушения церковной организации в стране любыми средствами; в отношении практической реализации этих задач они возлагали надежды на митр. Кирилла Пловдивского.

Репрессии, проводившиеся преимущественно в кон. 40 - нач. 50-х гг., так или иначе коснулись пятой части духовенства: священнослужителей арестовывали, отправляли в лагеря, переселяли, лишали пенсии, заставляли проходить специальное анкетирование для доказательства своей лояльности офиц. власти. В большинстве случаев эти меры применялись в отношении к наиболее уважаемым в обществе духовным лицам. Переломным моментом стало отстранение экзарха Стефана, к-рый в целях защиты независимости БПЦ в вопросах вероучения и внутреннего управления неоднократно прибегал к помощи дипломатических представителей Великобритании и США в Болгарии. В подготовке смещения экзарха, к-рое должно было продемонстрировать некие самостоятельные действия церковного руководства, власти нашли опору внутри самой БПЦ в кругах священников, сплотившихся вокруг «Священнического союза». В союзе произошла замена руководства, и в его состав вошли 2 члена болг. компартии, еще 2 от Земледельческого союза и 1 беспартийный участник Отечественного фронта.

В июле 1948 г. экзарх митр. Софийский Стефан во главе делегации БПЦ участвовал в Совещании Глав и представителей автокефальных Православных Церквей, проходивших в Москве (см. Всеправославное совещание). В обстоятельном докладе он рассказал о многолетней успешной экуменической деятельности БПЦ и сообщил, что ввиду внешних политических влияний на экуменическое движение Свящ. Синод решил отказаться от направления делегации своей Церкви на предстоящую в авг. 1948 г. в Амстердаме Ассамблею ВСЦ. Митр. Стефан был автором проекта текста Обращения ВСЦ совещания к христианам всего мира «Духа не угашайте» (1 Фес 5. 19), единодушно принятого его участниками. В это время в Софии состоялось тайное заседание узкого состава Свящ. Синода БПЦ с руководителем правительственной дирекции вероисповеданий Д. Илиевым, на к-ром архиереи заявили о необходимости ограничения прав экзарха и своем несогласии с возможным его провозглашением Патриархом. 30 авг. 1948 г. экзарх Стефан был вызван на встречу с зам. председателя Совета Министров министром иностранных дел В. Коларовым, где экзарху было предъявлено требование об отказе Церкви от участия в воспитании молодежи, о разрешении священникам участвовать в Отечественном фронте и кооперативном движении и о допущении членов компартии к ключевым должностям в церковной администрации. Отказ экзарха принять эти условия привел к его отставке, официально представленной как результат внутрицерковного спора, отставка была мотивирована также состоянием его здоровья. 8 сент. 1948 г. на заседании Свящ. Синода экзарх был отстранен от дел, что через 2 дня было одобрено политбюро ЦК компартии Болгарии. 24 нояб. 1948 г. он, больной, был отправлен в с. Баня Карловского р-на, лишен права свободного передвижения и права совершать богослужение. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I глубоко сострадал владыке Стефану и оказывал помощь в его лечении. Требования властей были удовлетворены Свящ. Синодом, было принято решение одобрить применение резолюций Московского Всеправославного совещания. После этого власти согласились продолжить нек-рое финансирование БПЦ гос-вом (жалованья священникам) и фактически признали права и статус Церкви в социалистическом гос-ве.

После принятия 24 февр. 1949 г. закона об исповеданиях глава дирекции вероисповеданий болг. правительства П. Тагаров встретился с наместником - председателем Свящ. Синода БПЦ митр. Паисием Врачанским и потребовал от него согласования действий БПЦ с правительственной политикой; предлагалось отстранить ряд служителей Церкви, как духовных, так и светских лиц, к-рых правительство считало «реакционерами». Под контролем дирекции вероисповеданий Свящ. Синод должен был заниматься разработкой нового устава для БПЦ. Предполагалось, что в случае отказа Свящ. Синода принять установки правительства относительно этого документа эту функцию возьмет на себя Священнический союз, к-рый должен был созвать конгресс и предложить ввести новый церковный устав. 3 янв. 1951 г. Свящ. Синод принял устав и избрал своим новым наместником - председателем митр. Кирилла Пловдивского.

С момента введения нового устава юридически БПЦ стала рассматриваться как Патриархат, но в церковно-каноническом плане этот вопрос оставался неурегулированным. Как правительство, так и Свящ. Синод предприняли шаги к восстановлению Патриаршества в БПЦ; 10 сент. 1948 г. политбюро ЦК компартии приняло соответствующее решение: «Руководствуясь необходимостью укрепить общественный авторитет Болгарской Православной Церкви, что является необходимым условием организации борьбы православных церквей против Ватикана и его реакционной политики, ЦК дает Болгарскому Экзархату согласие на его возведение в ранг Патриархата».

Необходим был созыв Церковно-Народного Собора, к-рый своим решением провозгласил бы восстановление Патриаршества, а также одобрение этого акта Поместными Православными Церквами.

8 мая 1953 г. в Софии был открыт 3-й Церковно-Народный Собор БПЦ, на к-ром присутствовало 107 выборщиков. Собор принял с небольшими изменениями устав БПЦ, а 10 мая состоялись выборы Патриарха. Свящ. Синод определил в качестве претендентов на Патриарший престол митрополитов Кирилла Пловдивского, Неофита Видинского и Климента Старозагорского, кандидатуры к-рых были одобрены правительством. На выборах абсолютным большинством голосов был избран Кирилл, ставший новым Патриархом БПЦ. На Соборе не было представителей К-польского Патриархата.

С первого дня своего восстановления Болгарский Патриархат был признан Антиохийской, Русской, Грузинской, Румынской, Польской и Чехословацкой Православными Церквами, предстоятели к-рых приняли участие в торжественной интронизации Патриарха Кирилла 10 мая 1953 г. В письме от 6 июня 1953 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в соответствии с каноническим порядком извещал, что РПЦ признает БПЦ в ранге Патриархата. В кон. 1954 г. Патриаршество БПЦ было признано Александрийской Православной Церковью, а в 1955 г.- Сербской Православной Церковью. Весной 1962 г. болг. церковная делегация во главе с Патриархом Кириллом нанесла офиц. визит К-польскому Патриарху и посетила Восточные Патриархаты (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский), а также Элладскую Православную Церковь и Афон. Тогда же Болгарский Патриархат был официально признан предстоятелями Иерусалимской и Элладской Православных Церквей.

Патриарх Кирилл руководил БПЦ до 1971 г. К концу Патриаршества Кирилла БПЦ имела 11 епархий на территории Болгарии; помимо того, под ее юрисдикцией находились правосл. болгары за границей: в США, Канаде и Австралии для их духовного окормления была организована Американо-Австралийская епархия с центром в Нью-Йорке; в Стамбуле действовало Болгарское церковное наместничество; в Венгрии и Румынии действовали болг. храмы, где служили болг. священники. В Москве при храме Успения Божией Матери в Гончарах в 1948 г. было создано Болгарское церковное подворье, настоятелем к-рого в 1950-1955 гг. был архим. Максим (Минков), Патриарх Болгарский. На Афоне был возобновлен болг. мон-рь Зограф. В Болгарии служили 1785 штатных священников и ок. 200 заштатных, действовали 3720 храмов и часовен и 120 мон-рей. Подготовку кадров для БПЦ осуществляли Софийская ДС и Софийская ДА. Церковь располагала своим изд-вом (Синодално издателство), где кроме книг печатались периодические издания БПЦ: еженедельная газ. «Църковен вестник» и ежемесячный ж. «Духовна култура». ДА издавала свой ежегодник («Годишник»). При нек-рых приходских храмах (гл. обр. в городах) действовали правосл. братства. Была учреждена Синодальная комиссия, начавшая подготовку нового перевода Библии на болг. язык (издана в 1982).

30 дек. 1953 г. Свящ. Синод БПЦ установил совершать во 2-ю Неделю по Пятидесятнице празднование Собора Всех святых, в земле болгарской просиявших (Всих святих иже на земли болгарстей просиявших). Иконописцем Н. Шелеховым была написана икона Всех болгарских святых, к-рая находится в Рильском мон-ре. В Софии первое праздничное богослужение было совершено Патриархом Кириллом 27 июня 1954 г. в храме св. Седмочисленников. Через 2 года в том же храме был освящен первый церковный престол в честь Всех болгарских святых.

БПЦ поддерживала контакты с РПЦ (трижды, в апр. 1945, окт. 1957 и мае 1962, Патриарх Алексий I посетил БПЦ) и остальными Православными Церквами. Кроме делегаций и отдельных представителей Православных Церквей гостями БПЦ были видные деятели Римско-католической, Англиканской и Реформатской Церквей, ВСЦ. Со своей стороны БПЦ отправляла делегации не только в правосл. гос-ва и Церкви, но и почти на все церковные форумы. С 1961 г. БПЦ является членом ВСЦ.

Патриарх Кирилл скончался 7 марта 1971 г. На переходный период наместником - председателем Свящ. Синода был избран митр. Ловчанский Максим (Минков), ставший также митрополитом Софийским. Несмотря на давление властей, выборы нового Патриарха были проведены в полном соответствии с церковными канонами. 25 июня 1971 г. Свящ. Синод избрал 3 кандидатов на Патриарший престол: митрополитов Максима Ловчанского, Паисия Врачанского и Софрония Доростоло-Червенского. 4-8 июля 1971 г. в Софии состоялся Патриарший избирательный Церковно-Народный Собор, в к-ром участвовал 101 избиратель, и подавляющее большинство голосов было отдано за митр. Максима. Новый предстоятель БПЦ, видный богослов и ревностный церковный деятель, на протяжении неск. десятилетий своего архипастырского служения неустанно трудится на благо Болгарской Церкви и Вселенского Православия. Он принимал участие во мн. межправосл., экуменических, миротворческих форумах, выступая с докладами и сообщениями по актуальным вопросам совр. христианства. Большое внимание Патриарх Максим уделяет состоянию церковной жизни, соблюдению церковных канонов, духовному просвещению болг. народа, благоукрашению храмов. Поддерживаются тесные связи с РПЦ, регулярно происходит обмен офиц. визитами церковных делегаций, продолжается сотрудничество в области духовного образования.

БПЦ в 90-х гг. XX в.

После падения коммунистического режима в 1989 г. и начала демократических преобразований в стране БПЦ получила определенную независимость от гос. власти. Вместе с тем было прекращено и гос. субсидирование Церкви, однако вмешательство во внутренние дела Церкви продолжалось. Правительство Союза демократических сил во главе с Ф. Димитровым предприняло шаги с целью добиться раскола в БПЦ. 9 марта 1992 г. возглавляемая М. Спасовым дирекция вероисповеданий при Совете Министров на основании выводов парламентской комиссии по вероисповеданиям (председатель иером. Христофор (Сыбев)) издала постановление, в к-ром избрание Патриарха Максима в 1971 г. признавалось незаконным. Синоду было предложено подготовить и провести избрание нового Патриарха «с точным соблюдением требований устава» БПЦ (Николай (Севастиянов), иером. 1996. С. 3-5). Воспользовавшись тем, что нек-рые члены Синода поддержали данное решение, 25 мая 1992 г. дирекция вероисповеданий вопреки всем каноническим и законодательным нормам утвердила новый состав Синода во главе с митр. Пименом Неврокопским, что фактически означало возникновение раскола в БПЦ. В новый Синод кроме митр. Пимена вошли митрополиты Стефан Великотырновский, Панкратий Старозагорский, Софроний Доростоло-Червенский, Каллиник Врачанский и др. Раскольники во главе с Христофором (Сыбевым), к-рый был хиротонисан во епископа Макариопольского, в ночь на 1 июня 1992 г. захватили Синодальную палату. Попытки Патриарха Максима и др. архиереев возвратить являвшееся собственностью БПЦ здание были пресечены органами гос. власти (здание было возвращено законному Свящ. Синоду в 1994). Между раскольниками и законным Свящ. Синодом во главе с Патриархом Максимом началось открытое противостояние, предметом к-рого стало недвижимое имущество БПЦ. Раскольники захватывали храмы, канцелярии митрополитов, ряд др. зданий и помещений, начали рукополагать своих «митрополитов» и «епископов».

7 июня 1994 г. раскольничий синод во главе с митр. Пименом Неврокопским учинил «духовный суд», «низложивший» и «отлучивший от Церкви» Патриарха Максима. «Низложенными» (без отлучения) были объявлены митрополиты Дометиан Видинский и Кирилл Варненский и епископы Григорий Константийский, Неофит Левкийский, Нафанаил Крупнишский и Игнатий Знепольский. В 1995 г. митр. Панкратий Старозагорский оставил лагерь раскольников и обратился с покаянным прошением в канонический Свящ. Синод. 17 дек. 1995 г. был созван Архиерейский Собор, к-рый восстановил низложенного Старозагорского митрополита в сущем сане. В нач. июля 1996 г. раскольники провели в Софии свой «церковно-народный Собор», к-рый принял новый церковный устав, «канонизировал» «апостола свободы» В. Левского (под именем «св. иеродиакона Игнатия») и избрал «Патриархом» митр. Пимена Неврокопского.

2-4 июля 1997 г. канонический Свящ. Синод провел 4-й Церковно-Народный Собор, к-рый единодушно осудил репрессии безбожного коммунистического режима и почтил память его жертв. Были рассмотрены и др. вопросы, в частности связанные с деятельностью раскольников, была подчеркнута необходимость активизации социальной и благотворительной деятельности Церкви, укрепления церковной дисциплины, Собор одобрил использование совр. болг. языка в богослужении.

По инициативе раскольников 22 июня 1998 г. в Софии была созвана Общенациональная конференция священников и мирян, на к-рой присутствовали и клирики законного Свящ. Синода. Конференция приняла решение провести внеочередной общеболг. Церковно-Народный Собор. 30 сент.- 1 окт. 1998 г. в Софии состоялся Святой расширенный и Всеправославный Собор, созванный по просьбе Патриарха Максима и по предложению К-польского Патриарха Варфоломея, под председательством к-рого он проходил. На заседаниях помимо Патриархов присутствовали митрополиты, епископы и клирики БПЦ, предстоятели и представители др. Поместных Православных Церквей. Представители раскольников (без Пимена) явились на Собор, чтобы просить о прощении. Они признали Его Святейшество Патриарха Максима единственным законным главой БПЦ и отказались от полученных ими во время раскола архиерейских назначений. Учитывая их раскаяние, Свящ. Синод БПЦ принял решение о возвращении их в лоно Церкви и о восстановлении в епископском достоинстве. Пимен отказался от своих претензий на церковное руководство, и Собор снял наложенную на него анафему, вернув ему архиерейское достоинство с титулом «бывший митрополит Неврокопский». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркивал в своих выступлениях на Соборе, что представители всех Поместных Православных Церквей собрались в Софии, чтобы поддержать Патриарха Болгарского Максима и руководимую им законную БПЦ. По словам Патриарха Алексия II, раскол Болгарской Церкви нарушил нормальное течение церковной жизни во всей стране, причем больше всего от него страдали правосл. прихожане. В речи при закрытии Собора К-польский Патриарх Варфоломей выразил надежду, что вернувшиеся в лоно Церкви окажутся достойными доверия, оказанного им правосл. христианами всего мира. Патриарх Варфоломей обратился к болг. народу с призывом принять своих раскаявшихся братьев и восстановить тем самым единство и мир в Церкви.

Однако Собор не стал окончательным завершением раскола, поскольку до наст. времени часть общин отказывается признавать юрисдикцию законного Свящ. Синода и Патриарха Максима. После смерти Пимена (10 апр. 1999) наместником - председателем синода раскольников был избран «митрополит» Софийский Иннокентий.

В обращении Свящ. Синода БПЦ от 28 янв. 2003 г. приветствуется принятие Народным собранием Болгарии нового Закона о вероисповедании, в к-ром «подтверждены естественные права Болгарской Православной Церкви»; следуя каноническим традициям и основам христ. любви и всепрощения, Свящ. Синод объявляет, что «двери к покаянию отворены для всех, желающих вернуться в единство со своей святой Церковью и святым Православием».

Форумы