Община отца Сергия («Русский дом», 2000 г., №4)

Настоятель храма Михаила Архангела "что в бору" отец Сергий -коренной москвич, но вот уже несколько лет живет в деревеньке Загайново под Угличем. Вместе с матушкой Еленой ведут большое хозяйство, ибо священник считает, что жить на земле и не работать на ней, не кормиться ею, не использовать - это преступление. Возрождается постепенно трудами отца Сергия и его сподвижников село Архангельское, что располагалось близ храма Михаила Архангела в бору. Долгое время село было только на карте. А теперь стоят три сруба, в одном доме уже живут члены православной общины.

Дорога к храму Михаила Архангела необыкновенно красива, таинственна, по обе стороны высокие сосны с красноватыми, светящимися на солнце стволами. Раньше по этой дороге ходили в храм батюшка с матушкой пешком. Зимой тяжело приходилось пробираться через сугробы, особенно если с ношей. Только года четыре назад купили лошадь Гулю, теперь она выручает.

Отец Сергий вспоминает, как впервые увидел храм. Раньше он был со всех сторон окружен деревьями. Храм возник неожиданно и поразил своей необыкновенной красотой, пропорциями. В тот момент, когда Сергей Симаков впервые увидел эту церковь, он еще не был священником, а довольно известным московским живописцем.

Сергей Симаков начинал с реалистической живописи, затем отдал дань импрессионизму, сюрреализму, в общем - типичные блуждания художника конца XX века. Но в итоге Сергей Симаков пришел к духовной живописи.
В конце 70-х годов он вошел в творческую группу "20 московских художников". Начали устраивать знаменитые выставки на Малой Грузинской. Они пользовались огромным успехом, Люди стояли в очереди по четыре-пять часов. В то время, в конце 70-х годов, любители искусства жаждали нового, необычного в живописи. Но это уже не были скандальные "бульдозерные" выставки. Политика для "двадцатки" не играла большой роли, на первом месте было творчество. Стремление к вере просматривалось в картинах многих художников с Малой Грузинской. Кстати, и священником из них стал не только Сергей Симаков, но и Владислав Провоторов.

Сергей Симаков принял православное крещение в 34 года. Крестился не в храме, а дома. Как самокритично объясняет теперь отец Сергий, тогда по интеллигентской строптивости в церковь не пошел. И после крещения не сразу стал прихожанином. Однажды жена Сергея Елена встретила в метро Геннадия Огрызкова, друга с которым учились вместе в архитектурном. Оказалось, что Геннадия два года назад рукоположили в священники. Отец Геннадий, которого, увы, уже нет с нами, служил в храме Воскресения Словущего на улице Неждановой, затем в храме Вознесения, что находится напротив консерватории. Этот храм был восстановлен усилиями отца Геннадия и его сподвижников.

Отец Геннадий венчал Сергея и Елену в храме Воскресения Словущего, вскоре они стали прихожанами этого храма, как и многие представители московской интеллигенции.

Картины духовного содержания отец Сергий начал писать еще до крещения, но после крещения почувствовал как легко ему теперь работается. И раньше он писал довольно быстро, а тут стал делать по пять-шесть полотен одновременно. Теперь в любом деле для него стала важна именно духовная сторона и пишет он только на религиозные темы.

На многих полотнах художника изображены пейзажи средней полосы России. Как гармонично вливаются в эти милые сердцу перелески и холмы, храмы и часовни. Кажется, что именно так выглядела Древняя Русь. Отец Сергий говорит, что пишет с натуры, это природа удивительных углических мест, земля святая, политая кровью православных мучеников. У стен храма "Михаила Архангела в бору" братская могила, в которой похоронены игумен Михаил, сорок иноков и 300 мирян, убитых польскими захватчиками в 1610 году. В 1986 году местные крестьяне Михаил Бурдаев и Александр Кашин вытесали огромный крест, несколько километров несли его на себе и водрузили на долго оставшейся заброшенной братской могиле.

Как же оказались коренные москвичи Симаковы в этих углических местах? Неисповедимы пути Господни. Сначала просто искали дом в деревне, для того, чтобы жить в нем летом. Знакомые как-то пригласили под Углич, остановились в деревеньке поблизости с храмом "Михаила Архангела в бору" Он поразил художника своей необыкновенной красотой. Купили Симаковы дом в деревне Загайново и постепенно осели здесь, периоды жизни в Москве со временем стали все сокращаться. Приезжали в столицу уже месяца на два зимой, выставку провести, картины привезти, рамы сделать.

В 1991 году в Ярославском художественном музее была большая персональная выставка Сергея Симакова. На средства, вырученные от нее, купили трактор для общины храма Михаила Архангела. К тому времени Сергей был казначеем храма, а Елена пела на клиросе. Затем выставку из Ярославля перевезли в Кострому, как раз тогда Сергея рукоположили во диакона, А на Благовещение, которое в 1991 году совпало с Пасхой, Сергея Симакова рукоположили в священника. Служил немного в Крестобогородицкой церкви, а затем стал настоятелем храма "Михаила Архангела в бору".

Хозяйство у Симаковых довольно большое, ибо священник считает, что жить на земле и не работать на ней, не кормиться ею - это преступление. Вблизи деревни Загайново передали православной общине 60 гектаров земли местные жители. Сейчас в хозяйстве три коровы, бык, три теленка, 15 овец и лошадь. Коров матушка Елена доит сама. А ведь в недавнем прошлом она - горожанка, никогда к сельскому хозяйству не имела отношения. Родилась в семье генерала, отец матушки Елены был комендантом города Берлина, отец Сергий говорит, что матушка, если уж за какое дело возьмется, обязательно осилит. Поначалу тяжеловато приходилось, но теперь и здоровье окрепло.

В храме Михаила Архангела есть иконы, написанные самим настоятелем. Преподобный Серафим Саровский, Казанская икона Богоматери, Владимирская... Часть старинных икон отдали временно на хранение в Угличский музей, оберегая их от краж. Своды зимней церкви расписаны угличским художником Федором Куницыным.

Казаки из Чечни увидели фильм про храм "Михаила Архангела в бору", прислали письмо отцу Сергию с просьбой написать икону: Покров Божией Матери над их станицей. Икону отец Сергий написал, как просили казаки. Но они до сих пор не забрали ее, пока икона находится в храме под Угличем. Казак Петр Толоконников в последнем письме сообщил, что находится "в обороне с автоматом".

Возрождается постепенно и село Архангельское близ храма. Уже стоят три сруба, в одном из домов живут члены православной общины. Отец Сергий просит власти передать для общины 30 гектаров земли. Власти не против, но проблема в том, что здесь находятся леса первой категории, и необходимо решение федерального правительства, сейчас дело, кажется, сдвигается с места. Отец Сергий рассказывает, что жить в Архангельском хотят и ярославцы, и рыбинцы, и москвичи. Архангельское стоит среди лесов, место довольно уединенное, а люди ищут островок спасения, хотят уехать из шумных, суетных городов. Но вот принять всех желающих отец Сергий не может, места для постройки домов пока нет.

Я поразилась, насколько насыщенна жизнь общины. На пожертвования издается "Углический патерик", книги рассказывающие об углических святых, о подвижнике старце Василиске, о блаженном мученике младенце Иоанне Чеполосове, преподобном Паисии, Вассиане и других святых. Эти тоненькие книжицы просто бесценны, ибо открывают для нас многие неизвестные страницы прошлого, истории православной России. Иллюстрированы они рисунками настоятеля храма, проникновенны и хороши вступления, обращения к читателю.

С большой теплотой говорит отец Сергий о тех людях, стараниями которых храм сохранен до наших дней, несмотря на многократные ограбления и другие разрушительные последствия. Одного из теперешних своих помощников Валентина Петровича Короткова, который ведает строительством, машинами, отец Сергий называет русским богатырем.

Сейчас восстанавливается чудесная колокольня у храма, в нижнем ярусе колокольни священник намеревается устроить небольшой храм святых праведных Иоакима и Анны. Настоятель говорит: "Казалось бы, так не вовремя "наше строительство" затеянное, казалось бы не вовремя, когда ничего невозможного достать и не на что никого нанять, свидетельствует о милости Божией к нам, бесконечно грешным..." Эта маленькая стройка сплотила уже многих, люди откликаются на просьбу о помощи. Священику в Загайново приходят письма и почтовые переводы от Сахалина до Канады. Кто шлет тысячу, кто рубль, но все идет в дело Божие. Чем же тогда нас могут разъединить, разорить, устрашить беснующейся по нашей многострадальной Родине и по всему миру силы зла? Ничем. С нами Бог.

Форумы