Любартович В. А. История беспоповского старообрядчества XX в. в эпистолярном наследии И. Н. Заволоко и М. И. Чуванова[1]

Рец. на кн.  Юхименко Е. М.  Слава Богу за все. М., 2019.

 

В 2019 г. вышла в свет новая книга известной исследовательницы старообрядчества доктора филологических наук Елены Михайловны Юхименко. Это издание представляет собой уникальный комплекс источников по истории Старообрядческой Церкви и государственно-церковных отношений в СССР. Главное содержание книги заключается в научной публикации 143 писем, которыми обменивались два выдающихся деятеля беспоповского староверия, находившиеся в теплых, доверительных отношениях. Эти письма сохранились в архиве Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви, книжнице Рижской Гребенщиковской Старообрядческой общины и Древлехранилище Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Глубокие знатоки древнерусской и старообрядческой культуры и книжности, корреспонденты этой переписки были активными участниками религиозной жизни беспоповских общин. Иван Никифорович Заволоко (1897–1984 гг.) был наставником федосеевской общины в Резекне (Латвия), Михаил Иванович Чуванов (1890–1988 гг.) – председателем московской Преображенской федосеевской общины.

Уникальность их переписки заключается в том, что эти письма позволяют нам почувствовать стойкую принципиальную позицию их авторов в вопросах вероучения и церковного устройства, их душевное состояние и личные переживания в условиях несвободного положения старообрядчества в то время. Тональность переписки свидетельствует о стремлении авторов писем, опираясь на личную приязнь и доверие к друг другу, раскрыть с полной откровенностью многие аспекты трудной религиозной обстановки тех лет.

Книга Е. М. Юхименко открывает для исследователей ценный документальный массив, предоставляет им возможность работать с редчайшими архивными материалами. Во вступительной статье дан подробный источниковедческий и содержательный анализ всего корпуса эпистолярных памятников.

Письма И. Н. Заволоко и М. И. Чуванова имеют высокую познавательную ценность по конкретным вопросам существования старообрядчества, а содержащаяся в них информация может быть разделена на несколько тематических групп:

1. Хроника отдельных событий религиозной жизни Преображенской и Гребенщиковской общин, характеристики их наставников и прихожан. Особое место в письмах Заволоко уделено вовлечению беспоповцев в вероучительный диалог с новообрядцами и оценкам деяний Архиерейского собора Русской Православной Церкви 1971 г. по снятию клятв на старые обряды. Здесь позиции участников переписки в отношении нежелательности и бесполезности таких действий с целью пересмотра канонов и устоев древлеправославия и утверждения единоверия, по всей видимости, полностью совпадали.

2. Издание старообрядческого церковного календаря. Активное участие корреспондентов переписки в издании церковного календаря, выпускавшегося совместно Высшим старообрядческим советом в Литовской ССР, Рижской Гребенщиковской и московскими Поморской и Преображенской общинами, выражалось в тщательной работе над статьями по истории староверия. Заволоко и Чуванов обсуждали тематику памятных дат, подбирали биографические и иллюстративные материалы к юбилейным публикациям в этом единственном в то время церковно-историческом издании приверженцев беспоповского старообрядчества. Работу над календарем участники переписки считали основным видом своей общественно-церковной и просветительской деятельности. Для Заволоко это было любимым занятием, которому он без остатка отдавал все свои уже слабеющие силы.

3. Книжное собирательство. Оба участника эпистолярного диалога был собирателями и признанными знатоками рукописных и старопечатных книг по истории православия. Обладая обширными собраниями книжных редкостей, они консультировали друг друга по нахождению и оценке необходимых для работы изданий и их приобретения, подбирали и высылали уникальную старообрядческую периодику и книги по древнерусскому искусству и литературе. Подробно описаны истории передачи книжного и документального собраний Заволоко в Древлехранилище Пушкинского Дома и поступления коллекции старопечатных книг Чуванова в Государственную библиотеку имени В. И. Ленина.

4. Контакты со светскими научными кругами. В переписке отражены многочисленные деловые и неформальные связи обоих приверженцев старой веры с крупными учеными, сотрудниками академических институтов и университетов по вопросам археографии, научного изучения вновь открытых памятников книжности и документов. В переписке подробно освещена история передачи Заволоко в Древлехранилище Пушкинского Дома рукописи «Пустозерского сборника» с автографами протопопа Аввакума и инока Епифания.

Особо следует остановиться на значении развернутых комментариев, которыми снабжены все тексты публикуемых писем. Размещенные почти на всех страницах книги, они содержат исключительно ценный для читателя комплекс разнообразных сведений, полученных Е. М. Юхименко не только из литературных и документальных источников, но и в живом общении в старообрядческой среде. Это позволило достичь необходимой глубины реальных примечаний, обосновать вводимые датировки, снабдить перекрестными ссылками публикуемые документы, раскрыть актуальные инициалы персонажей и суть полузабытой церковной терминологии. Все это добавило публикации энциклопедичность, придало научную строгость и помогло понять многие аспекты человеческих отношений в старообрядческой среде.

Научная публикация значительного по объему эпистолярного наследия выдающихся представителей беспоповцев является значительным событием в современной историографии старообрядчества. Книга рассчитана на широкий круг читателей: как специалистов, так и людей, интересующихся отечественной историей и культурой.

 

 


[1] Юхименко Е. М . «Слава Богу за все»: Переписка И. Н. Заволоко и М. И. Чуванова (1959–1983). М.: Издательский дом ЯСК, 2019. 264 с., ил.

Форумы