Забелин К. В. Старец Аникита: духовный путь святости

 

 

Старец Аникита: духовный путь святости[1]

 

24 мая 2018 г. в Вяземской центральной библиотеке состоялась презентация вышедшей в издательстве «Маджента» книги, посвященной трудам и личности выдающегося уроженца Вяземского уезда Смоленской губернии, афонского подвижника и старца иеросхимонаха Аникиты, в миру – князя Сергея Александровича Ширинского-Шихматова (1783–1837 гг.).

Издание приурочено к юбилею – 1000-летию русского монашества на Афоне и посвящено памяти недавно преставившегося игумена Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина; 1915–2016 гг.), который незадолго до кончины преподал благословение на написание и подготовку к печати этой книги. Издана книга по благословению Преосвященного Сергия, епископа Вяземского и Гагаринского. Издание книги осуществлено смоленским историко-литературным журналом «Странникъ» совместно с Международным институтом афонского наследия.

Книга состоит из двух частей. Первая часть содержит самый полный на сегодняшний день биографический очерк о жизни, служении и подвигах святогорского старца. Автор очерка – директор Международного института афонского наследия Сергей Викторович Шумило. Текст очерка разделен на тематические главы, в которых автор рассказывает о жизненном пути будущего подвижника, его светской карьере и литературной деятельности до принятия пострига, паломничестве по святым местам Руси и Востока, и многом другом.

С. А. Ширинский-Шихматов, будущий старец Аникита, родился в селе Дерново Вяземского уезда Смоленской губернии (ныне Извековское сельское поселение, Новодугинский район Смоленской области) в семье богатых помещиков, имевших значительные владения в Смоленской губернии. Родители дали сыну воспитание, основанное на православии и нравственности. Они были благочестивы, отличались добропорядочностью, вели христианский образ жизни, принимали участие в строительстве православных храмов. Впоследствии и сам будущий инок участвовал в возведении храмов на Святой горе Афон.

С ранних лет будущий подвижник участвовал в церковных богослужениях. Он обладал хорошими способностями к языкам и наукам, благодаря чему научился свободно говорить по-французски и по-немецки.

В 13-летнем возрасте Сергей Александрович поступил в Морской кадетский корпус, по завершении которого в 1800 г. получил звание мичмана. До 1804 г. служил во флоте, участвовал в морских военных походах и плаваниях по Балтийскому и Северному морям. В 1804–1827 гг. был воспитателем Морского кадетского корпуса. С 1809 г. он - действительный член Российской Императорской Академии наук. В 1811 г. был приглашен на должность инспектора императорского Царскосельского лицея, однако от должности отказался и служил сотрудником в Учебном кабинете при Коллегии адмиралтейств. Многие годы Сергей Александрович посвятил работе Рассмотрительного и Словарного комитетов при Академии наук.

В 1811 г. он стал членом общества «Беседа любителей русского слова», в работе которой принимал самое деятельное участие, писал стихотворения духовного и патриотического характера. Его перу принадлежат такие литературные произведения, как «Опыт о критике», сочинение Попа, перевод с английского (1806 г.); «Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасенная Россия» (1807 г.); «Песнь российскому слову» (1809 г.); «Ночь на гробах», подражание Юнгу» (1812 г.); «Песнь сотворившему вся» (1817 г.) и «Иисус в Ветхом и Новом Заветах, или Ночь у креста» (1824 г.). Стихи князя пользовались расположением императора Александра I, наградившего автора в 1812 г. пожизненной пенсией в размере 1500 рублей.

Однако общественная активность и высокое общественное положение не могли удовлетворить духовную жажду Сергея Александровича. Он стремился к другой жизни. Из громадного содержания, которое получал (более 7 тыс. рублей в год), он для себя использовал очень немного, а все остальное отдавал на дела благотворительности.

В 1827 г. Сергей Александрович вышел в отставку и отправился в путешествие по старинным монастырям России, а с конца 1828 г. поселился в Юрьевском монастыре, находившийся в то время под управлением знаменитого архимандрита Фотия (Спасского), где 25 марта 1830 г. принял постриг с именем Аникита. В апреле того же года он был рукоположен в иеромонахи. В монастыре он вел крайне суровый образ жизни, отказывая себе в самом необходимом. Оценив его высокие качества, зная об уровне его образования, духовное начальство пожелало от него большего — возвести отца Аникиту в сан архимандрита и сделать его игуменом какого-либо монастыря. Но смиренный инок отказался от предлагаемых почестей. Его тяготило даже то внимание, каковым по достоинству окружали его в Юрьевом монастыре.

Мечтой всей жизни отца Аникиты можно назвать посещение Святого града Иерусалима и поклонение Живоносному Гробу Господню и другим святым местам. В это же время зародилось в его душе и другое желание — посетить Святую гору Афон. 5 мая 1834 г. о. Аникита оставил Юрьевский монастырь и отправился в заморское странствие.

Благочестивый паломник хотя и имел своей целью, прежде всего посещение Иерусалима, но не мог оставить без поклонения и те святыни, которые лежали на его пути. Он посетил все монастыри, которые мог встретить, оставаясь в каждом из них известное время: дважды надолго останавливался в Воронеже, затем в Одессе.

В Воронеже по просьбе архиепископа Антония о. Аникита составил подробное жизнеописание свт. Митрофана Воронежского. Оно публикуется в настоящем издании.

В Одессе, где он оставался до прекращения вспыхнувшей в Константинополе моровой язвы и до разрешения выезда, живя в Свято-Успенском монастыре, что в 12 верстах от города, в местечке Большой Фонтан, о. Аникита своей жизнью дал назидательный пример и братии монастыря, и православным жителям города Одессы. Последние приходили послушать его беседы и наставления и нередко приглашали совершать богослужения в одесских храмах.

7 июня 1835 г. о. Аникита на парусном судне он прибыл на Святую гору Афон. Вследствие сильного волнения на море вначале он остановился в греческом Ксиропотамском монастыре. Из Ксиропотама он вскоре перешел в малороссийский скит святого пророка Илии. Настоятелем здесь был в это время иеромонах Парфений, который уступил отцу Аниките свою келью. В келье этой ранее жил основатель обители – знаменитый старец прп. Паисий (Величковский), занимавшийся переводом книг «Добротолюбия» и творений святого Исаака Сирина с греческого языка на церковно-славянский.

Старец Аникита по праву считается одним из возобновителей русского монашества на Афоне в начале XIX в. Его стараниями впервые за более чем 100 лет в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, находившемся в запустении, возродилась подвижническая жизнь.

Странствуя по Святой горе, о. Аникита познакомился с выдающимся старцем Арсением Святогорцем, духовником всех русских монахов на Афоне. Старец Арсений стал его наставников. Именно тогда в беседах духовника с учеником и зародилась мысль о неотложной помощи Русскому Пантелеимонову монастырю. К этому времени русские святогорцы не имели собственной обители на Афоне, а в Пантелеймонове монастыре жили греки. О. Аникита убедил игумена Герасима с греческой братией принять группу русских монахов и построить у себя церковь во имя свт. Митрофана Воронежского. Он способствовал возрождению и Афонского Свято-Ильинского скита, где также заложил храм во имя свт. Митрофана Воронежского. Немало подвижник сделал для обустройства русского храма в Афинах.

Во второй части книги помещены труды подвижника: описание путешествия иеросхимонаха Аникиты по святым местам Востока с августа 1835 по апрель 1836 г. – в Иерусалим и другие святые места Палестины. Во время обратного путешествия на Афон отец Аникита посетил острова Кипр и Патмос. Впечатления от поездки на Святую землю он записал в свой дневник, который публикуется в настоящем издании. Он был издан и отдельной книгой под названием «Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока в 1834–1836 годах» (СПб., 1891).

Вернувшись на Афон, о. Аникита остановился в Пантелеймоновом монастыре, где ожидал увидеть уже строящуюся церковь во имя свт. Митрофана. Однако его ожидало разочарование. Произошедшие между русскими и греками разногласия помешали делу. Тогда отец Аникита решил построить храм в Свято-Ильинском скиту.

Представляет интерес и поэтическое творчество, еще мирянина, а впоследствии иеросхимонаха Аникиты – его духовная поэзия. В настоящем издании представлены несколько стихотворений, посвященных православным праздникам.

В Приложении приводятся сведения о выходцах из Смоленской губернии, подвизавшихся на Афоне. Среди них были люди разных сословий, принявшие монашество и посвятившие свою жизнь Богу. Приводятся краткие биографические справки, основанные на материалах Афонского монахология.

Книга иллюстрирована цветной фотовклейкой, в которой впервые публикуются подробные фотографии раки с честными останками старца Аникиты, которая находится Свято-Ильинском скиту, а также фотографии Святой горы Афон.

Память о подвижнике благочестия, старце Аниките возрождают на его родине. 7 февраля 2016 г. епископ Вяземский и Гагаринский Сергий (Зятьков) посетил село Дерново – усадьбу Ширинских-Шихматовых. К сожалению, до наших дней усадьба не сохранилась. Осталась лишь часть бывшего регулярного парка. По словам Владыки, «настало время возвращать из небытия незаслуженно забытые имена выдающихся земляков, потрудившихся на ниве духовной... Сергей Александрович Ширинский-Шихматов был не только выдающимся подвижником благочестия на Афоне, но также государственным мужем, талантливым поэтом, просветителем. Важно увековечить память схииеромонаха Аникиты». 

Книга будет интересна как специалистам, так и всем интересующимся историей Русской Православной Церкви и литературой.

 



[1]Шумило С. В. Старец Аникита: духовный путь святости. Материалы к жизнеописанию с приложением сочинений иеросхимонаха Аникиты (князя Ширинского-Шихматова). Иеросхимонах Аникита (князь С. А. Ширинский-Шихматов). Путешествие по святым местам Востока, духовная поэзия и др. Смоленск: Маджента, 2018. 276 с., ил.

Форумы