Розинская М. М. "Русские пути сербского богословия"

 
В конце 2017 г. в Белграде вышла давно ожидаемая исследователями истории Сербской Православной Церкви и сербской богословской мысли XIХ–XX вв. книга преподавателя Православного богословского факультета Белградского университета Владислава Пузовича «Русские пути сербского богословия: Обучение сербов в русских духовных академиях с 1849 по 1917 гг.».
История обучения в русских духовных школах юношей православного вероисповедания из Османской империи, прежде всего сербов, болгар и греков, и ранее привлекала многочисленных исследователей, как из России, так и других стран. Интерес к этой теме в основном был вызван тем, что многие из этих молодых людей, вернувшись на родину после обучения в России, становились частью местной научной и культурной элиты, занимали видные церковные должности, вплоть до патриарших престолов, и оказывали заметное влияние на историю своих Церквей и государств. Их деятельность на родине была крайне многогранной и способствовала укреплению российского влияния на самых разных уровнях — от политического, до церковно-обиходного. Они служили проводниками различных российских идей и традиций, иногда выполняли дипломатические миссии, распространяли российские книги, предметы церковной утвари и искусства, переводили с русского на местные языки произведения как церковной, так и художественной литературы, направляли семинаристов на обучение в Россию и проч. Влияние русских духовных школ на православный мир в XIX в., по сути, имело вселенский характер, так как в них получали высшее духовное образование православные самых разных национальностей. Оценить масштаб и уровень этого влияния пытались многие исследователи, но, как правило, их попытки ограничивались отдельными персоналиями, прежде всего видными церковными иерархами, и основывались на общей оценке их биографий и деятельности.

В обширной (более 800 страниц) монографии В. Пузович представил результаты своих многолетних изысканий, проведенных в архивах России, Украины, Сербии и других стран бывшей Югославии относительно обучения в русских духовных школах сербских юношей. Он изучил личные дела всех студентов-сербов духовных академий (Киевской, Московской и Санкт-Петербургской), обучавшихся в период с 1849 г. — года официального направления на обучение в Киевскую духовную академию двух сербов (хотя сербы учились в России и ранее, но в основном это была их частная инициатива, а не направление от Церкви), до 1917 г., когда после Октябрьской революции духовным школам пришлось приостановить свою деятельность, а студентам-сербам вернуться на родину. Таким образом, сформировался «Азбучник» — алфавитный список из 234 имен. Каждое имя сопровождает справка с указанием места и периода обучения, с информацией об архивных данных личного досье, предыдущем образовании, теме, рецензентах и месте публикации кандидатского сочинения, краткой заметкой о последующей судьбе студента.

Помимо составления списка автор впервые обратился к анализу тем кандидатских сочинений сербов-студентов, которые ранее оставались в тени исследований, хотя избрание темы и работа над ней часто оказывали влияние не только на период обучения, но и на всю последующую деятельность выпускника и служили развитию церковной науки в целом. К тому же по темам и содержанию работ можно судить об уровне образования, направлению научно-богословских исканий того периода, об отношении студента-иностранца о ряде событий и понятий, о которых в российской историографии и науке сложились иные мнения. Список этих тем весьма разнообразен: Священное Писание и Священное Предание, патристика, литургика, канонистика, а также история Поместных Православных Церквей и церковное искусство. Подавляющее большинство этих диссертаций остаются неучтенными, хотя некоторые из них посвящены темам, до сих пор не получившим в церковной науке должного изучения.

В приложении к «Азбучнику» исследователь опубликовал более сотни архивных документов, связанных с процессом обучения сербов в России, например, прошения о поступлении и разрешении различных вопросов, рецензии на дипломные и кандидатские сочинения, выпускные дипломы.
Особый интерес представляют сопровождающие «Азбучник» статьи его составителя, в каждой из которых на основании анализа разносторонних архивных данных В. Пузович рассматривает обучение сербов в каждой духовной академии по отдельности, пытаясь выявить местные особенности. В целом исследователь отмечает, что русские духовные школы дали сербским студентам наилучшее в тот период духовное образование, способствовавшее развитию церковной науки в сербских землях. По его мнению, сербские студенты стали достойными и благодарными воспитанниками и впоследствии, особенно после Октябрьской революции, способствовали сохранению наследия русских академических традиций.

Широкий подход автора придает его монографии уникальность. Она содержит ряд весьма ценных и интересных сведений как для историков Сербской и Русской Православных Церквей, так и для специалистов других областей церковной науки.
 
 

[1] Пузовиħ В. Руски путеви српског богословšа: Школоваœе срба на руским духовним академиjама, 1849–1917. Београд: Угниверзитет у Београду: Православни богословски факултет, Институт за теолошка истраживанья – JП Службени гласник, 2017. 
Форумы