Ученые обнаружили самую древнюю известную человеческую могилу в Африке

Находка позволяет думать, что люди каменного века практиковали погребальные обряды

НАЙРОБИ. Обнаружение погребения крошечного ребенка предполагает, что в Африке люди каменного века иногда практиковали погребальные обряды и имели символические мысли о смерти, сообщает сайт Смитсоновского института.

Охотники-собиратели каменного века 78 000 лет назад свернули мертвого ребенка в позу зародыша и похоронили его в неглубокой могиле в кенийской пещере.

Человечность их горя и забота, которую они продемонстрировали ребенку, все еще можно почувствовать, глядя на эти крошечные человеческие останки, расположенные так, как будто они все еще спят. Ученые не знают, связала ли семья или община ребенка его погребение с мыслями о загробной жизни. В каком-то смысле их действия гарантировали, что у ребенка будет другая жизнь.

Малыш возрастом от двух с половиной до трех лет, которого сейчас называют Мтото («ребенок» на суахили), был найден в специально вырытой могиле, которая теперь признана старейшим из известных человеческих захоронений в Африке.

Команда, которая обнаружила и изучила останки ребенка, опубликовала свои выводы в выпуске журнала Nature на этой неделе.

Обширный судебно-медицинский и микроскопический анализ останков и могилы позволяет предположить, что ребенок был похоронен вскоре после смерти, вероятно, будучи плотно завернутым в саван. Он лежал в позе эмбриона и даже был снабжен какой-то подушкой. То, как люди хоронили этого ребенка, предполагает, что они придавали этому событию более глубокий смысл, помимо необходимости избавиться от безжизненного тела.

«Когда мы начинаем видеть поведение, в котором существует реальная заинтересованность в мертвых, и превышается время и вложение ресурсов, необходимых для практических соображений, мы начинаем видеть символический смысл», — говорит Мария Мартинон-Торрес, соавтор исследования и директор Национального исследовательского центра эволюции человека (CENIEH) в Бургосе, Испания.

Пещера Панга-я-Саиди, расположенная на тропических возвышенностях вдоль побережья Кении, является ключевым местом, где можно погрузиться в жизнь древних людей. В 2013 году при раскопках был обнаружен боковой край небольшой ямы, и исследователи использовали бурение, чтобы извлечь образец осадка для датировки. Образец сразу показал присутствие некоторых деградированных и неопознанных костей.

Лишь четыре года спустя ученые начали подозревать, что они нашли больше, чем несколько случайных останков. Они выкопали грунт на глубину примерно десять футов под полом пещеры и обнаружили круглую неглубокую яму, плотно заполненную множеством костей.

Но вскоре за этим сюрпризом последовал другой — кости были в таком состоянии разложения, что любые попытки прикоснуться к ним или сдвинуть их превращали их в пыль. Команда ученых извлекла всю яму, защитила ее гипсовой оболочкой и перевезла в Национальные музеи Кении в Найроби, а затем в специализированную лабораторию CENIEH.

В лаборатории ученые использовали набор методов и технологий, чтобы заглянуть внутрь и проанализировать кости и почвы осадочного блока. «Тщательно раскопав часть блока, мы обнаружили два зуба, знакомая форма которых дала первый ключ к выводу, что останки могли представлять собой захоронение древних людей», — отмечают исследователи.

По мере того, как ученые углублялись в блок, они встречали еще больше сюрпризов. Они нашли большую часть хорошо сохранившегося черепа и лица ребенка, в том числе — несколько непрорезавшихся зубов, все еще находившихся в нижней челюсти.

Эти находки помогли установить, что команда исследовала останки очень молодого представителя нашего собственного вида — Homo sapiens .

Группа ученых использовала микротомографию — рентгеновский метод с высоким разрешением, чтобы определить, что внутри блока находится больше костей. Но кости были хрупкими и рассыпчатыми; из-за низкой плотности их было очень трудно отличить на изображениях от окружающих отложений. Чтобы решить эту проблему, сканирование поперечных сечений было сопряжено с программным обеспечением, которое повысило их резкость и в конечном итоге восстановило трехмерные изображения костей в блоке. В итоге стал проявляться образ ребенка, казалось бы, отдыхающего.

Кости Мтото были сочленены почти в тех же положениях, что и при жизни, анатомически связаны в некоторых точках, лишь с небольшими подвижками, соответствующими тем, которые обычно наблюдаются при разложении тела и исчезновении плоти и мускулов.

В то время как правые ребра, на которых лежал ребенок, уплощены, позвоночник и даже кривизна грудной клетки остаются на удивление нетронутыми. Этот и другие аспекты состояния скелета предоставляют убедительные доказательства того, что ребенок был похоронен вскоре после смерти, быстро засыпан землей и оставлен разлагаться в могиле. Это резко контрастировало с различными костями животных того же возраста, найденными поблизости — они были сломаны, разбиты и разбросаны в результате того, что их оставили на открытом воздухе.

Смесь отложений в яме также отличалась по цвету и текстуре от окружающих отложений, что указывало на то, что она была вырыта, а затем засыпана. А грязь дала еще больше подсказок. Геохимический анализ почвы показал повышенные уровни оксида кальция и оксида марганца, химические сигналы, соответствующие тем, которые, как ожидается, будут получены при очищении тела.

Ребенок лежал на правом боку, подтянув колени к груди. Правая ключица (часть плеча), а также первое и второе ребра были повернуты примерно на 90 градусов.Такое состояние соответствовало тому, что верхняя часть тела была обернута или накрыта. Ребенка могли подготовить и плотно обернуть пеленой из больших листьев или шкур животных — поступок, который не имеет большого смысла для тела, считающегося просто безжизненным трупом.

Наконец, положение головы предполагает «нежное прикосновение». Первые три шейных позвонка, все еще прикрепленные к основанию черепа, были разрушены и повернуты до такой степени, что предполагает, что ребенка положили «на отдых» с подушкой из биоразлагаемого материала под головой. Когда эта подушка позже разложилась, оказалось, что голова и позвонки соответственно наклонились.

Археолог из Даремского университета Пол Петтитт, эксперт по палеолитическим погребальным практикам, не участвовавший в исследовании, назвал исследование образцом для современных раскопок и анализа. Совокупность свидетельств показывает, что какой-то человек или группа людей заботились о ребенке даже после смерти. Но какие мысли имели древние люди о мертвых — это интригующий вопрос, на который, возможно, никогда не будет ответа.

«Точка, в которой поведение по отношению к мертвым становится символическим, — это когда эти действия передают смысл более широкой аудитории, который будет признан другими членами сообщества и может отражать общий набор верований», — говорит Луиза Хамфри, археолог из Центра исследований эволюции человека при Музее естественной истории в Лондоне. «Мы не знаем, кто присутствовал на погребении, было ли это действие одних убитых горем родителей или событие для более широкого сообщества», — добавляет Хамфри.

Сообщество, в котором жил Мтото, в дальнейшем становилось все более развитым и изощренным. Окружающие пещеру почвы того же возраста, что и могила, изобилуют множеством каменных орудий. Найденные орудия позволяет предположить, что представители Homo sapiens, возможно, сделали это захоронение в эпоху, когда они постепенно развивались и использовали все более совершенные инструментальные технологии .

Интересно, что ребенка похоронили не в каком-то отдаленном месте — он похоронен дома. Пещера Панга-я-Саиди — ключевое место, населенное людьми на протяжении примерно 78 000 лет. В ней обитали еще 500 лет назад, и в ней также находятся другие, гораздо более молодые захоронения. Как сообщил журналистам на пресс-конференции, посвященной находке, археолог Эммануэль К. Ндиема из Национальных музеев Кении, пещера до сих пор остается местом почитания у местных жителей.

Тело Мтото было найдено именно в той части пещеры, которую населяли живые люди. Мартинон-Торрес говорит, что это предполагает некую связь между мертвыми и живыми, а не практический акт простого избавления от трупа.

Кости были весьма надежно датированы временем около 78 000 лет назад. Хотя по этой датировке могила Мтото может считаться самым старым человеческим захоронением, известным в Африке, погребение этого ребенка не является самым старым захоронением в мире. В захоронениях Homo sapiens в пещере Кафзех, Израиль, сделанных около 100 000 лет назад, были найдены куски красной охры, которая использовалась для окрашивания инструментов и, возможно, использовалась в каком-то погребальном ритуале. Знаменитая иракская пещера Шанидар, в которой были захоронены неандертальцы, предполагает наличие ритуала, который был сходным у Homo sapiens и неандертальцев.

Но свидетельств погребальных обычаев, существовавших как у людей палеолита, так и у неандертальцев, по-прежнему очень мало. Это особенно касается Африки, где, возможно, ученые просто еще не искали в достаточной мере, поскольку большая часть континента еще не исследована. Климат в Африке также работает против сохранения останков. Разные люди в разных регионах, возможно, практиковали разные типы ритуалов погребения, как и сегодня.

Петтитт отмечает, что большинство останков людей, живших в плейстоцене — от 2,5 миллионов до 11 700 лет назад — в Африке или Евразии, «археологически невидимы». «Их можно было спрятать в растительности, сплавить по рекам, поставить на холмах и возвышенности ... или просто оставить позади себя, когда группа двинулась дальше», — отмечает Петтитт.

Если захоронение трупов не было стандартной практикой плейстоцена, возникает вопрос, почему люди иногда шли на большее по отношению к своим современникам, таким как Мтото. Петтитт склоняется к мысли, что такие смерти были за пределами нормы.

Как считает Петтитт, смерть ребенка могла побудить людей по особому пережить это событие и создать ритуал погребения. Среди немногих сохранившихся памятников эпохи плейстоцена — большое количество детских могил, включая самые ранние африканские захоронения: Панга-я-Саиди и Пограничную пещеру в Южной Африке, а также многие памятники Европы и Азии.

Петтитт добавляет, что в некоторых обществах охотников-собирателей смерть младенцев или детей рассматривается как неестественная и тревожно выходящая за рамки нормы.

Если смерть Мтото вызвала исключительное горе, то ритуальное захоронение ребенка и совершенно невероятное сохранение его могилы до наших дней каким-то образом создают столь же исключительную связь между современными и древними людьми, отмечает Петтитт. Древним людям постоянно приходилось противостоять смерти, и такие захоронения дают основания предполагать, что они в символическом ключе осмысляли кончину своих сородичей.

«Подобные погребальные обряды и захоронения — это способ, которым люди надеялись продолжить общаться с мертвыми», — говорит Мария Мартинон-Торрес. «Хотя они умерли, они по-прежнему остаются живыми», — отмечает исследовательница.

Форумы