Отреставрированный алтарь св. Георгия снова выставлен в Художественно-историческом музее в Брюсселе

Шедевр резьбы по дереву выполнен в конце XV века фламандским скульптором Яном Борманом

 

БРЮССЕЛЬ. Алтарь Святого Георгия Победоносца, шедевр резьбы по дереву, выполненный в конце XV века фламандским скульптором эпохи Возрождения Яном Борманом, снова выставлен в Художественно-историческом музее в Брюсселе после трех лет кропотливой реставрации, которая вернула ему его первоначальную кровавую славу, сообщает Тhe history blog.

Монументальный алтарь размером 5 метров в ширину и 1,6 метра в высоту содержит более 80 фигур, вырезанных с изысканными деталями в архитектурном обрамлении в стиле высокой готики.

На алтаре изображены семь сцен из мученичества святого Георгия, который, согласно агиографии VI века, за семь лет подвергся более чем 20 различным формам пыток, когда его бесплодно пытались заставить отказаться от своих христианских убеждений.

Сцены динамически скомпонованы и фиксируют фигуры в момент движения: Георгий четвертован на колесном механизме, Георгий обезглавлен, Георгию распилили голову, Георгия пытают на жаровне, Георгий привязан к шесту и избит, Георгий зажарен в медном быке, Георгий висит вверх ногами над огнем.

Алтарь был заказан для Часовни Богоматери «за стенами» в Левене, основанной в 1364 году Гильдией арбалетчиков. В те дореформационные времена члены добровольной муниципальной милиции (здесь уместно вспомнить «Ночной дозор Рембрандта») часто делали пожертвования и вклады в часовни и церкви, которые затем использовали для торжественных церемоний и ходатайства перед своими святыми покровителями. Святой Георгий был одним из них. В Левене члены гильдии приносили клятву верности в часовне, и они были обязаны завещать свои гербы и арбалеты часовне после своей смерти.

Похоже, что политика сыграла важную роль в создании этого алтаря. Святой Георгий также являлся с покровителем эрцгерцога Максимилиана Австрийского, который победил фламандских повстанцев и сохранил контроль над Нидерландами. Гильдия в итоге перешла на сторону Максимилиана Габсбурга, почти опустошив свою казну в ходе восстания. Члены гильдии потратили последние наличные деньги на заказ алтаря у Яна Бормана, любимого придворного художника эрцгерцога Максимилиана. Похоже, это сработало, поскольку Максимилиан решил не применять карательные меры к Гильдии.

Арбалетчики в дальнейшем оправились от неудачи. Они вложили деньги в свою часовню, заказав исключительно красивые произведения искусства, такие как «Снятие с креста» Рогира Ван дер Вейдена, теперь находящееся в музее Прадо — впоследствии король Филипп II Испанский потребовал эту картину для своего дворца и запугивал городской совет Левена, чтобы тот продал шедевр ему из-за громких протестов Гильдии арбалетчиков.

Увы, это был не последний акт разграбления часовни Гильдии арбалетчиков. В 1798 году правительство Батавской республики, государства-сателлита революционной Франции, упразднило все гильдии, и часовня Богоматери «за стенами» была продана. Все произведения искусства, все серебряные украшения, сусальное золото, даже медь от люстр были распроданы, осталась лишь пустая оболочка здания. Позже в том же году капеллу снесли, и на ее месте построили частные дома.

Будучи единственной сохранившейся подписной работой Бормана и единственной его работой, чей первоначальный заказной документ сохранился, алтарь св. Георгия является уникальным шедевром. Эксперты Художественно-исторического музея в Брюсселе и Королевского института культурного наследия (KIK-IRPA) воспользовались возможностью подробно изучить работу Бормана, демонтировав 48 отдельных деревянных элементов. Они нашли скрытые сюрпризы. Это разные мелкие детали, такие как пальцы и серьга, которые, как оказалось, упали и застряли под сценами на переднем плане, и одна грубая вырезанная вручную фигура молящегося человека. Радиоуглеродный анализ показал, что молящийся человек датируется концом 15 века, поэтому исследователи полагают, что это, возможно, была вотивная (обетная) фигура, которую Борман тайно спрятал в алтаре как погребальную молитву.

Еще один сюрприз был найден, когда центральная сцена была демонтирована: пергамент, оставленные неким Сохестом, объявлял, что он сделал некоторые реставрационные работы на алтаре в 1835 году. Группа реставраторов обнаружила, что деревянные колышки и гвозди, удерживающие прикрепленные фигуры, не совпадали с отверстиями. Как видно, Сохест разобрал сцены и снова собрал их, но в неправильном порядке. Эта необъяснимая ошибка теперь исправлена, и сцены находятся в исходном порядке.

Эммануэль Мерсье, эксперт по деревянной скульптуре (KIK-IRPA), отмечает: «Тщательное наблюдение и лабораторные анализы показали, что вопреки традиции алтарь никогда не был покрыт полихромией. Это также объясняет удивительно тонкую резьбу по дереву, которая теряется даже под тончайшим слоем краски. Ян Борман также поразил нас своим умением вырезать сложные сцены с разными фигурами из цельного куска дерева. Анализ годичных колец показал, что он работал с твердыми сортами дуба, встречающимися в наших регионах. Все эти элементы указывают на исключительный талант».

Реставраторы удалили пыль и грязь с бесчисленных мелких рельефов, приклеили куски дерева, которые за долгие годы отпали от фигур, и закрепили ослабленные древоточцами участки. Слои неоригинальной патины девятнадцатого века различных оттенков и черный слой воска, испорченный в отдельных местах, также были уменьшены и согласованы. Таким образом, снова проявилась пластичность контуров, и видны все мелкие детали.

Форумы