В Испании приостановили продажу старинной картины после того, как было предположено авторство Караваджо

Картина в стиле барокко, почти проданная за 1500 евро, может стоить миллионы

МАДРИД. Испанские власти приостановили продажу старинной картины после выявления «достаточных стилистических и документальных свидетельств», связывающих работу с авторством Караваджо, сообщает сайт Смисоновского института.

Ученые намерены провести «тщательное техническое и научное исследование» картины, которая ранее считалась принадлежащей к кругу испанского художника Хосе де Риберы.

На прошлой неделе испанское правительство приостановило продажу картины «Коронование терновым венцом», изображающей окровавленного Христа, приписываемой кругу испанского художника XVII века Хосе де Рибера. Это произошло всего за день до того, как она должна была уйти с молотка в Мадриде на базе аукционного дома Ансорена .

Как сообщает Аритц Парра для Associated Press (AP), министерство культуры Испании наложило запрет на экспорт религиозной картины в ответ на заявления ученых о том, что это может быть утерянная работа известного итальянского художника эпохи Возрождения Микеланджело Меризи да Караваджо.

В случае подтверждения авторства Караваджо картина, предполагаемая стартовая цена которой на торгах составляла 1500 евро, будет стоить «десятки миллионов… если не больше», согласно данным AP.

«Учитывая скорость, с которой все это происходило, теперь нам необходимо тщательное техническое и научное изучение рассматриваемой картины», — сказал источник в министерстве в интервью Guardian. «Необходимы научные дебаты о том, правдоподобна ли атрибуция Караваджо и принята ли ее научным сообществом», — отметил источник.

На картине размером 44 на 34 дюйма изображен Христос, истекающий кровью и истерзанный в момент перед распятием; Он отводит взгляд, когда некто накидывает ему на плечи красный плащ.

Эту картину 1605 года «Ecce Homo» часто приписывают Карваджо, но некоторые ученые выражают сомнения в ее подлинности.

По словам Скотта Рейберна из New York Times, сюжет этой сцены известен как Ecce Homo — отсылка к латинским словам, сказанным Понтием Пилатом, когда он представлял подвергнутого бичеванию Иисуса Христа толпе (Фраза переводится как: «вот человек»).

Описание 1605 года с указанием на Галерею Палаццо Россо в Генуе, Италия, как правило, связывает эту картину с Караваджо, хотя это и признается несколько спорным.

Ученые ранее приписывали «Ecce Homo» Рибере, потому что он часто имитировал технику рисования Караваджо. Рибера родился в Испании в 1591 году. Он работал в тенебристском стиле, изобретенном Караваджо, подчеркивая резкие контрасты между светом и тенью в своих творениях. Художник, вероятно, был молодым человеком, когда он переехал из Испании в Италию, где он зарекомендовал себя как ведущий мастер, создавая реалистичные произведения в стиле барокко, которые изображали как религиозные, так и мифологические сюжеты.

 

Между тем Караваджо широко известен как один из самых значительных художников периода барокко. Он родился в Италии в 1571 году и создал эпические сцены, на которых изображены такие сюжеты, как обезглавливание Юдифью Олоферна и римское божество Вакх.

Эксперты Национального музея Прадо предупредили власти Испании о потенциальной неправильной атрибуции картины после обнаружения «достаточных стилистических и документальных свидетельств», связывающих картину с Караваджо, говорится в заявлении министерства культуры, цитируемом Art Newspaper .

Ана Маркос из испанской газеты El País сообщает, что несколько ведущих ученых, в том числе Изабель Матео, историк искусства, которая впервые оценила работу около десяти лет назад, и всемирно известный специалист по Караваджо Мария Кристина Терзаги поддерживают недавно предложенное авторство. Терзаги приводит в качестве доказательства размер картины, технические аспекты и сходство с другими работами Караваджо (включая «Мадонну с Розарием»). «Нет никаких сомнений в атрибуции», — сказал Терзаги в интервью Times .

Однако некоторых экспертов это не убедило.

«Это не Караваджо», — считает исследователь итальянской живописи 17-го века Никола Спиноза. «На мой взгляд, это высококачественная картина школы Караваджо, или произведение искусства, написанное в стиле Караваджо», — утверждает ученый.

«Возможно, в конце концов, это картина ученика Риберы, как было сказано», — сказал AP министр культуры Испании Хосе Мануэль Родригес Урибес . «Надеюсь, это будет Караваджо. Но, в любом случае, наше решение ... очень правильное, потому что картина очень ценная», — отметил он.

«Терновый венец» — не единственная работа Караваджо, которая может «возродиться» в последние годы. В 2014 году владельцы дома во Франции обнаружили под матрасом на чердаке картину якобы старого мастера. В Нью-Йорке коллекционер купил работу, названную «Юдифь и Олоферн», за два дня до того, как она должна была поступить на аукцион в 2019 году.

Сколько заплатил покупатель, неясно, но, как в то время писала Кэролайн Голдштейн для Artnet News, его предложение, как сообщается, было «исключительно большим», чем запланированная начальная ставка в 30 миллионов евро.

Форумы