• Источник:
  • Седмица.Ru

В Англии представили результаты исследования средневекового пергамента, использовавшегося в качестве «родильного пояса»

Из-за уничтожения в период Реформации сохранилось очень мало «родильных поясов»

ЛОНДОН. Британские ученые подтвердили, что рукопись 500-летней давности из собрания Wellcome Collection, которую, как полагают, носили женщины для «божественной» защиты во время родов, действительно использовалась в качестве «родильного пояса» в дореформационной Англии, когда число погибших в послеродовом периоде и младенческая смертность были экстремально высокими, сообщает Тhe history blog.

Среди реликвий и талисманов, изъятых при роспуске английских монастырей в период Реформации, были многочисленные «родильные пояса». Аббатства и монастыри сдавали их прихожанкам за плату, которая была весьма высокой. Пояса из шелка, железа, змеиной кожи и пергамента внесены во многие списки конфискованных религиозных предметов времени Реформации.

Из-за уничтожения всех этих предметов в период Реформации сохранилось очень мало «родильных поясов». Большинство из них сделано из пергамента, в том числе рукопись из Wellcome Collection, которая недавно подверглась исследованию. Этот свиток пергамента, довольно необычный в сравнении с рядом иных уцелевших поясов, явно указывает на связь с деторождением в молитвах, которые обращаются к покровительницам матерей (Деве Марии, святой Анне и др.). Он был сделан из четырех сшитых вместе полос пергамента. Пояс невероятно длинный и тонкий (10 футов 10 дюймов на 4 дюйма), что указывает на то, что его можно было носить, например, обернутым вокруг тела с ключевыми молитвами, помещенными на живот — для максимального эффекта.

Изображения на поясе относятся к иконографии Страстей Христовых, они нарисованы красными и черными чернилами — это распятие, гвозди, капли крови, Христограмма IHS, пять ран, а также молитвы и призывы к Богу-Отцу, Иисусу Христу, Деве Марии и множеству святых, включая святую Анну (мать Девы Марии), Маргариту (по преданию, была проглочена демоническим драконом и затем вырвалась из его желудка), а также святых Улиту и Кирика. Улита была матерью Кирика, и, согласно их житиям, они оба были замучены в начале 4 века, когда Кирику было всего три года. Они являются святыми покровителями семейного счастья и, согласно преданию, восстанавливают здоровье больным детям.

Молитвы и призывы написаны на латинском и английском языках с обеих сторон пояса, хотя часть текста была истерта из-за сильного износа. Молитвы ищут защиты у Бога от различных бедствий, таких как гибель в битве, поражение молнией, незаконное осуждение за преступление, ограбление на море или на суше и смерть от язвы.

Также имеются специальные инструкции по применению пояса при родах: «И если женщина, путешествующая с ребенком, огибает эту меру вокруг своей утробы, она будет благополучно доставлена без опасности, и ребенок будет окрещен и мать очищена».

Характерные для последствий родов особенности — истертая поверхность и несколько красноватых пятен — указывают на то, что пояс, вероятно, носили во время родов, но прямых доказательств этого нет.

Рукопись чрезвычайно хрупка, поэтому, чтобы подтвердить, действительно ли она использовалась женщинами во время родов, исследователи из Кембриджского университета обратились к методу неинвазивного протеомного анализа, который ранее использовался на хрупких древних пергаментах для определения их животного происхождения. Но это был первый раз, когда метод использовался для определения источника пятен на пергаменте. Анализ выявил в общей сложности 54 исключительно человеческих белка, 50 из которых присутствуют в цервикально-вагинальной жидкости.

Ученые также обнаружили белки животного происхождения, в том числе мед, молоко, яйца, злаки и бобовые (бобы или горох), все они являются ингредиентами лечебных составов, употреблявшихся при родах.

Кроме того, обнаружено множество следов мышиной мочи, но, к счастью, она не входила в средневековую фармакопею — это просто неизбежный результат того, что пергамент хранится там, где к нему легко могли добраться мыши.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Royal Society Open Science под довольно интересным заголовком: «Girding the loins? Direct evidence of the use of a medieval parchment birthing girdle from biomolecular analysis» («Подпоясывая чресла? Прямые доказательства использования средневекового пергаментного родильного пояса, полученные на основе биомолекулярных анализов»).

Форумы