Находки на египетском кладбище животных позволяют по-новому оценить появление категории «домашних любимцев»

На кладбище древнеримской эпохи найдено, в общей сложности, 585 захоронений

 

КАИР. При раскопках египетского кладбища древнеримской эпохи домашних животных в портовом городе Береника на Красном море были обнаружены останки 585 четко идентифицированных особей. Очевидно, что прежде их было значительно больше, но эти останки были давно уничтожены или же их теперь невозможно идентифицировать и сосчитать, сообщает Тhe history blog.com.

Кладбище домашних животных было обнаружено в 2011 году к северо-западу от стен города римской эпохи. В отличие от других египетских мест, где были обнаружены останки животных, этих животных не мумифицировали, не подвергали храмовым приношениям и не убивали намеренно. Другие захоронения животных в долине Нила также включают захоронения людей, но на кладбище в Беренике их нет.

Площадка на окраине города использовалась как свалка, но животных здесь не выбрасывали как мусор. Их с любовью хоронили, намеренно помещали в позу «для сна» и часто покрывали кусочками глиняной посуды. Большинство из найденных погребений были индивидуальными захоронениями, хотя на кладбище есть несколько групповых захоронений, в основном котят. Погребальных принадлежностей нет, но животных часто хоронили в железных ошейниках (встречаются только у кошек и обезьян), а также в бронзовых ожерельях и ожерельях из бисера. В некоторых захоронениях были найдены останки других животных. Например, найдено погребение кошки, похороненной на крыле большой птицы.

Слои мусора рядом с кладбищем оказались полезны при датировании захоронений домашних животных, сузив время использования этого места в качестве кладбища домашних животных с середины 1-го века до середины 2-го века нашей эры. За этот период люди похоронили 536 кошек, 32 собаки, 16 обезьян, одну лису и одного берберийского сокола.

Большинство собак — среднего размера, сопоставимого с типом шпицев. Одно исключение — собака с более удлиненным черепом, похожим по морфологии на череп современных фараоновых гончих, которые используются для охоты на мелкую дичь. Другое исключение — в ином направлении: это была миниатюрная порода типа мальтийских болонок. Это единственная «игрушечная» собака декоративной породы, когда-либо найденная в Египте. Большинство собак дожили до зрелости, некоторые до старости, давно пережив времена, когда их можно было использовать в качестве охотничьих и спортивных собак.

Анализ останков животных показал, что подавляющее большинство кошек бродили на открытом воздухе, но определенно были домашними животными. Им лечили раны, они носили декоративные ошейники, их кормили отборной пищей. Имеются даже письменные свидетельства, найденные на остраконе в другом месте в ранне-римской Беренике: «Геренний Саторнилу дражайшему, привет (…) Что касается кошек, наши заботятся о них в соответствии с тем, что я также писал тебе в другом случае». Но несмотря на это, кошки умирали в намного более молодом возрасте, чем собаки. Вероятно, это было связано с инфекционными заболеваниями, которые легко распространяются среди гораздо большей, чем у собак, популяции кошачьих, что приводит к высокой смертности молодых животных.

В широком смысле открытия в Беренике позволяют проверить тезисы, господствовавшие в научном дискурсе о взаимоотношениях человека и животных в древности. В частности, концепции «домашние животные» и «животные-компаньоны» должны стать предметом новых дискуссий. Конечно, невозможно четко перенести ситуацию в социально и культурно специфическом периферийном порту на общую ситуацию в древнеримском мире. Тем не менее, убедительные доказательства, археозоологические, ветеринарные и текстовые, ясно показывают, что люди, жившие в Беренике почти две тысячи лет назад, ухаживали за «неутилитарными» животными так же, как и сегодня.

«Мы способны четко идентифицировать и распознавать отношения между людьми и животными, единственной задачей которых могло быть обеспечение человека дружескими отношениями, возможно, эмоциональным развлечением. В этом отношении результаты наших исследований обогащают наши знания о древнем мире не только в области археозоологии и ветеринарии, но и в классической археологии и древней истории», — отмечают авторы исследования.

Можно заключить, что именно в Древнем Египте с его «ритуальными» животными, олицетворявшими местных «зверобогов», в условиях постепенного распада традиционной древнеегипетской религиозности произошел переход этих животных из категории объектов религиозного культа в разряд «домашних любимцев». В то же время, в других регионах с их утилитарным отношением к домашним животным, используемым преимущественно в хозяйственных целях, этот процесс был затруднен.

Форумы