• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Испании десятки тысяч протестуют против замены дверей собора на аляповатые образцы современного искусства

Бронзовые двери с образами сомнительных художественных достоинств обойдутся в 1,2 млн. евро

БУРГОС. Планы попечителей и духовенства отметить 800-летие великолепного готического собора Бургоса, украсив его тремя огромными новыми бронзовыми дверями, вызвали «нечестивый» скандал: ЮНЕСКО выступила против безвкусного обновления, а критики назвали аляповатые створы стоимостью 1,2 миллиона евро «оскорблением художественного вкуса», сообщает theguardian.

Священноначалие и попечители собора в северном испанском городе полагают, что новые двери работы известного мастера Антонио Лопеса ( Antonio López) , удостоенного ряда наград, станут достойным украшением собора в духе современного искусства – тем более что «памятник уже выполнен в пяти художественных стилях, каждый из которых являются плодом определенного этапа в развитии зодческого искусства на протяжении восьми веков существования собора». Они также указывают, что нынешние деревянные резные двери сильно обветшали и нуждаются в замене.

Однако в городе, стране и мире далеко не все в восторге от новых врат, несущих образы Бога-Отца, Богородицы и Младенца Иисуса. Центр всемирного наследия ЮНЕСКО, действуя на основании отчета испанского отделения Международного совета по памятникам и достопримечательностям (International Council on Monuments and Sites, ICMS), рекомендовал попечителям отказаться от планов установки новых бронзовых врат. Эксперты ICMS предупреждают, что статус Бургосского собора как объекта всемирного наследия означает, что попечителям собора, возможно, придется «столкнуться с последствиями невыполнения своих обязательств по сохранению собора как объекта выдающейся культурно-исторической ценности для всего человечества».

Более 31 тысячи человек уже подписали гневную петицию , в которой новые двери именуются «бельмом в глазу, откуда на них ни смотри» и подчеркивается, «никакая годовщина не оправдывает столь жестокого обращения с нашим великим историческим наследием». В петиции выражается сомнение в том, что этот аляповатый, безвкусный образец современного искусства стоит такой большой суммы. «Ввиду огромных очередей голодных людей, которые мы видим каждый день, и ввиду того факта, что в соборе до сих пор нет даже центрального отопления – а в Бургосе это сплошь и рядом – как может архиепископство позволить себе потратить 1,2 миллиона евро на эту затею?», вопрошают авторы петиции.

Попечители собора выступили с ответным заявлением, обвинив оппонентов в ведении «кампании клеветы» и настаивая на том, что проект проводится с «абсолютной прозрачностью» и неукоснительным соблюдением принципов охраны исторического и культурного наследия. Попечители и городской совет категорически отвергли предположения о том, что совет выделил 800 тысяч евро на изготовление новых створок, и подчеркивают, что государственные средства не используются в проекте. Попечители собора также указывают, что мнение экспертов ICMS не является обязательным, поскольку «это не первый случай, когда ICMS публикует неблагоприятные отчеты о незавершенных проектах реставрации культурного наследия».

Окончательное решение о новых дверях будет принимать департамент культуры правительства Кастилии-и-Леон, испанской провинции, в которой находится Бургос. В ожидании этого решения, попечители собора надеются, что общественное мнение постепенно станет более благосклонным к новым бронзовым вратам, которые, по их словам, следует воспринимать как «уникальную возможность ознакомить мир с образцами национального искусства, с собором и городом».

«Это возможность связать старое и новое в культуре города, открыть путь из прошлого в будущее через эти новые врата. Они давно уже необходимы собору и обязательно станут символом единства и связи культурных традиций и достойным наследием для будущих поколений, – заявляют попечители. – Кто теперь может представить Лувр без его пирамиды или немецкий парламент без стеклянного купола? А ведь они также подвергались гневным нападкам в свое время».

Стеклянная пирамида Лувра во дворе Наполеона служит главным входом в Лувр и считается одним из символов Парижа. Строилась в 1985-1989 годах по проекту знаменитого американского архитектора китайского происхождения Бэй Юймина. Пирамида ужасала современников своей безвкусицей. А стеклянный купол рейхстага с панорамным обзором возведен в 1993 году как символ объединения Германии. Конструкция купола была сначала воспринята противоречиво, и даже с возмущением, но со временем была признана одной из наиболее известных достопримечательностей Берлина.

 

Форумы