• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Израиле обнаружены руины одной из древнейших мечетей в истории ислама

Ее фундамент, вскрытый раскопками в Тиберии, датируется примерно 670 годом нашей эры

ИЕРУСАЛИМ. Израильские археологи известили, что в северном городе Тиберия к югу от Галилейского моря им удалось обнаружить фундамент древнейшей мечети, датируемой первыми десятилетиями зарождения ислама, сообщает theguardian.

Ученые Еврейского университета в Иерусалиме датируют ее примерно 670 годом нашей эры – то есть сроком жизни одного поколения после смерти пророка Мухаммеда – и этот факт делает ее одним из древнейших мусульманских храмов, известных современной археологии. «Мы знаем еще несколько мечетей, возникших на самой заре исламского периода истории здешних мест, – говорит Катя Цитрин-Сильверман (Katia Cytryn-Silverman), специалист по исламской археологии в Еврейском университете и руководитель раскопок. – Примерно в то же время были построены Мечеть Пророка в Медине, Великая мечеть в Дамаске и мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, однако все они до сих пор активно действуют, глубоко почитаются мусульманами, а потому недоступны для изучения археологами и историками».

По словам Цитрин-Сильверман, раскопки Тиберийской мечети дают науке редкую возможность изучить особенности архитектуры мусульманских молитвенных сооружений «в эпоху младенчества» новой веры. Первые данные указывают на терпимость к другим религиям со стороны ранних мусульман. Ученому миру эти данные были представлены в январе на виртуальной конференции.

В период строительства этой мечети, Тиберия уже несколько десятилетий была мусульманским городом. Город возник примерно в 20 году нашей эры и был назван в честь второго императора Рима. С тех пор на протяжении почти пяти веков он был крупным центром еврейской жизни и науки. До завоевания мусульманской армией в 635 году, в этом византийском городе действовало целое созвездие христианских святынь и храмов, разбросанных вдоль берега Галилейского моря. Под властью мусульман Тиберия обрела статус столицы провинции ранней исламской империи, расцвела и приобрела широкую известность. Первые халифы строили свои дворцы на окраинах города вдоль берега озера. Впрочем, до недавних пор сведения о древнем мусульманском прошлом города были очень скудны.

Гидеон Авни (Gideon Avni), главный археолог израильской Службы древностей, не участвовавший в раскопках непосредственно, но хорошо знакомый с находками, говорит, открытие помогло разрешить давние научные споры о том, когда именно возник строительные канон, согласно которому мечети возводились фасадом к Мекке. «Столь ранних мечетей в археологических раскопках до сих пор нам почти не попадалось», говорит ученый. С весны прошлого года работы на фундаменте мечети замерли из-за пандемии коронавируса, и на руинах даже выросли пышные галилейские травы и кустарники. Еврейский университет и его партнеры из Немецкого протестантского института археологии планируют возобновить раскопки в феврале.

Материалы первых раскопок в этом месте еще в 1950-х годы дали ученым основания считать, что первоначально здание было византийским рынком, и позднее было перестроено в мечеть. Новые раскопки под руководством Цитрин-Сильверман вскрыли более глубокий культурный слой. Ученым удалось обнаружить монеты и керамику у самого основания грубого фундамента, и эти находки помогли точно датировать его примерно 660-680 годами нашей эры, то есть через поколение после захвата города мусульманами. Размеры здания, планировка первого этажа с колоннами и кибла (молитвенная ниша) мало чем отличаются от других мечетей того же периода.

Авни указывает, что очень долго ученым не удавалось установить судьбу многих городов в Леванте и Месопотамии после их завоевания мусульманами в начале седьмого века. «Преобладало мнение, что после завоевания и разграбления они в основном разрушались и пустели, - говорит ученый. – Наши открытия в Тиберии наглядно свидетельствуют, что процесс исламизации был не внезапным, а постепенным». Первая мечеть, возникшая в завоеванном городе, мирно уживалась с местными синагогами и византийской церковью, царившей над городской застройкой. По словам Цитрин-Сильверман, на этой первичной стадии исламской архитектуры мечети были «весьма скромными», и резко отличались от величественных, грандиозных молитвенных мусульманских сооружений, мода на которые возникла полвека спустя. «Нам известно, что только в восьмом веке в городе была возведена роскошная, монументальная мечеть, а до того времени христианский храм оставался крупнейшим зданием в Тиберии».

По ее словам, это явное свидетельство того факта, что первые мусульманские правители, управлявшие преимущественно немусульманским населением, проявляли высочайшую веротерпимость, и местное население жило в полной гармонии и мире, в подлинном «золотом веке» этого города. «Все наши находки свидетельствуют, что в начале исламского правления здесь пользовались полным уважением все религии коренного населения города – христиан, иудеев, самаритян, – говорит Ситрин-Сильверман. – Мусульмане не спешили утверждать свою власть низвержением древних храмов и строительством новых. Они не разрушали чужие молитвенные дома, а фактически приспосабливались к образу жизни и нуждам общин, которыми судьба поставила их руководить».

Форумы