Знаменитая Помпейская мозаика с изображением Александра Македонского будет отреставрирована

Шедевр II в. до. н.э. будет вновь выставлен ​​для обозрения в Национальном археологическом музее Неаполя

НЕАПОЛЬ. Знаменитая мозаика, изображающая победу Александра Великого над персидскими войсками Дария III в битве при Иссе, будет восстановлена ​​для всеобщего обозрения в Национальном археологическом музее Неаполя (MANN).

Проект стартует в конце месяца и продлится до июля. Многодисциплинарная команда экспертов будет использовать новейшие технологии для изучения, очистки и сохранения этого огромного шедевра, сообщает Тhe history blog.

Мозаика с изображением Александра Македонского считается копией картины Филоксена Эретрийского, древнегреческого мастера эллинистической эпохи (конец IV — начало III века до нашей эры). Плиний хвалил эту работу в своей «Естественной истории»: «Филоксен Эретрийский, нарисовавший для царя Кассандра картину, изображающую одну из битв между Александром и Дарием, — произведение, которое может выдержать сравнение с любым другим». Кассандр был царем Македонии с 317 по 297 год до н.э., что сужает дату написания картины.

Мозаика была обнаружена на полу экседры (зоны отдыха на открытом воздухе) в так называемом «Доме Фавна» в Помпеях в 1832 году. Она была сделана около 120-100 гг. до н.э. и имеет беспрецедентное качество и размер, что свидетельствует о большом богатстве владельцев «Дома Фавна», который является самой крупной и тщательно оформленной виллой в городе. Вилла занимала целый городской квартал и имела колоссальную площадь 32 000 квадратных футов на двух этажах.

Мозаика с изображением Александра Македонского была центром визуальной оси всего дома, от мозаики HAVE («добро пожаловать») на пороге, через 52-футовый атриум, триклиний (столовая) и небольшой перистиль к экседре, которая переходила в большой перистиль виллы.

Приблизительно 1,5 миллиона кубиков мозаичной смальты четырех цветов (белый, желтый, красный, синий / черный) были размещены в стиле opus vermiculatum (что означает червеобразный, из-за его крошечных сегментов, расположенных в виде волнистых асимметричных линий), с использованием цветовых градаций для создания плавных и невероятно подробных и реалистичных деталей изображения Александра. Его размеры почти 9 на 17 футов, а площадь — 215 квадратных футов. В рукопашной схватке, изображенной на картине, участвуют более 50 человек. Александр и Дарий сражаются друг с другом, командуя своими армиями. Александр верхом на своем коне Буцефале возглавляет македонскую конницу; Дарий стоит в своей колеснице, его лошади динамично смотрят на зрителя, отступая.

В 1844 году всю мозаику подняли с пола виллы и перевезли на запряженной волами повозке в то, что тогда было Королевским музеем Бурбонов в Неаполе. Мозаику установили в музее на полу, где посетители ходили по нему, поэтому в 1916 году ее разместили на стене, где она с тех пор и выставлена. Это всемирно известный символ Помпейского музея и один из самых узнаваемых образов Александра Великого.

Мозаика «Битва при Иссе» весит семь тонн, и известная проблема заключается в отслоении мозаичных плиток, их повреждении, образовании вертикальных и горизонтальных микротрещин и сдвигов в подложке мозаики. Предыдущие исследования показали, что большая часть разрушений мозаики может быть связана с окислением железных арматур и разложением строительного раствора, использованного для прикрепления мозаики к фону. Благодаря большому весу и вертикальному расположению она также постоянно борется с гравитацией.

Первым шагом в процессе консервации мозаики будет уплотнение рыхлых слоев раствора и плитки, легкая очистка поверхности и перевязка всей поверхности. Затем мозаика будет демонтирована с помощью механической подъемной системы, специально разработанной для этой работы. Затем вся мозаика будет исследована и проанализирована для подтверждения последующих действий. В период с апреля по июль опора мозаики будет стабилизирована, а поверхность мозаики, защищенная обшивкой, будет проецироваться на стену, чтобы реставраторы могли видеть, какие фрагменты мозаики они обрабатывают, и публика могла видеть их в работе. Последним шагом будет снятие повязок и обшивки, чистка, окончательные уплотнения и новая защитная обработка.

Форумы