В МДА прошел круглый стол научной школы кафедры библеистики

Темой круглого стола стали вопросы рецепции историко-критического метода православной научной библеистикой
МОСКВА. 13 ноября на кафедре библеистики Московской духовной академии прошел межвузовский онлайн-круглый стол, проведенный научной школой кафедры библеистики. Темой круглого стола стали вопросы рецепции историко-критического метода православной научной библеистикой.

Круглый стол прошел в преддверии научного семинара кафедры, который состоится 25 ноября и будет посвящен вопросу «Как возможна православная церковная библеистика?», а также библейской секции предстоящей ХХХI ежегодной богословской конференции ПСТГУ, которая будет посвящена проблеме церковной рецепции историко-критического метода в исследованиях Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.

Мероприятие прошло в дистанционной форме на интернет-платформе Zoom.

В круглом столе приняли участие преподаватели МДА, СПбДА, ПСТГУ, РГСУ и Перервинской ДС.

Модератором круглого стола выступил заведующий библейским кабинетом МДА, преподаватель РГСУ протоиерей Александр Тимофеев.

Библейский кабинет является своего рода научной лабораторией кафедры, в рамках которой функционирует кафедральная научная школа. Руководство научно-исследовательскими проектами кафедры осуществляет заведующий библейским кабинетом МДА протоиерей Александр Тимофеев. Он обратился со вступительным сообщением к собравшимся.

Во вступительном сообщении отец Александр указал на важнейшие вопросы и проблемы толкования Священного Писания, стоящие перед современными православными исследователями Библии. В частности, он отметил некорректность и идеологическую заданность ряда положений историко-критического метода и важность выработки собственного православного подхода в изучении Священного Писания.

Сообщение отца Александра вызвало оживленную дискуссию и обсуждение собравшимися.

Заведующий кафедрой библеистики СПбДА протоиерей Димитрий Юревич отметил существование наболевших вопросов, которые постоянно задают студенты, к примеру: каким именно критическим изданием пользоваться. В этой связи, необходимость ответа на актуальные проблемы современной библеистики давно назрела.

Старший преподаватель МДА П.А. Коротков указал на важность церковного Предания в изучении Библии. Он сказал, что отдельные чтения Священного Писания определяются именно Священным Преданием. В том числе и те, которые отрицаются критической библеистикой. Например, перикопа о женщине, взятой в прелюбодеянии (Ин. 7:53–8:11). По мнению Петра Александровича, все подобные места закреплены в нашей традиции именно Священным Преданием. Предание не просто набор информации, но определенный модус восприятия истины. Ориген очень хорошо говорит о том, что Библия подобна большой картине, заключенной в тесные рамки человеческого языка. Отсюда следует необходимость просвещенного Богом разума для толкования Писания. Профессор Н.Н. Глубоковский указывал, что экзегет постигает только в той мере, в которой дает ему Господь, поэтому понимание Священного Писания — дар Святой Троицы. И священномученик Иларион (Троицкий) указывал, что Библия принадлежит Церкви, и ее смысл может быть правильно понят только в Церкви.

По словам протоиерея Александра Тимофеева, главное то, что Библия — текст Церкви, и первично здесь именно ее литургическое употребление.

Старший преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, специалист Федерального УМО по теологии М.В. Таланкина отметила, что, согласно государственному стандарту по теологии, обучающийся должен осознавать «специфику церковной традиции изучения Священного Писания (цели, принципы, подходы, место в богословии; соотношение с возникшими в Новое время альтернативными традициями изучения Библии). Соотносить изучаемые идеи и концепции с библейским учением, осмысленным в русле Церковного предания». В этой связи донесение вышеуказанных идей до студентов также представляется весьма важным.

Доцент МДА и Перервинской ДС М.В. Ковшов указал на важность развития этих идей и их распространения среди верующих.

По итогам обсуждения преподаватели пришли к следующим промежуточным выводам:

Божественное Откровение действует в Церкви. Его можно рассматривать как спасительные действия, присоединяющие человека к народу Божию для спасения. Интерпретация Священного Писания в этом контексте должна иметь определенную сотериологическую цель. Современная критическая библеистика в этом отношении стала своего рода заповедником для узких специалистов. Цель же православной библеистики — не затруднить, а наоборот раскрыть смысл Библии.

Интеллектуальное фарисейство — провозглашение достаточности автономного ratio в исследовании Писания.

Библия — текст Церкви, и правильно воспринять его можно только в Церкви как сообществе верных, ведомых Духом Святым. В этом смысле Богодухновенность — постоянное спасительное действие Божие в истории. В этом контексте Священное Писание есть средство Богопознания. Богопознание же можно считать синонимом спасения.

Участники круглого стола приняли решение выступить с докладами на библейской секции предстоящей ХХХI ежегодной богословской конференции ПСТГУ «Историко-критический метод в библейской науке: проблема церковной рецепции» (кафедра библеистики богословского факультета ПСТГУ, 17 декабря 2020 года).

Выступления участников круглого стола на этой конференции будут посвящены различным аспектам православной научной методологии исследования Священного Писания как альтернативе историко-критическому методу.

Форумы