В Епархиальном музее Палермо открылась выставка барочных антепендиумов

Епархиальный музей Палермо был закрыт с января этого года из-за санитарных мер
ПАЛЕРМО. Тема красоты в сакральном искусстве и мастерство сицилийских художников и декораторов находятся в центре выставки «Архитектура барокко в серебре и коралле», которая с 10 июля по 10 октября проходит в Епархиальном музее Палермо на Сицилии. Ранее уникальная экспозиция уже пользовалась большим успехом в замке Урсино в Катании, передает Русская служба Радио Ватикана.

Епархиальный музей, расположенный в центральных залах палермской архиепископской резиденции, был закрыт с января этого года из-за санитарных мер, связанных с распространением коронавируса. С середины октября он снова полностью откроется для посетителей, и первым шагом к этому стала нынешняя выставка. В ее организации принимают участие архиепархия, руководство области Сицилия, Региональный департамент культурного наследия, Управление по охране объектов культурного наследия Катании и Палермо, Управление духовного культурного наследия и Епархиальный музей Палермо.

В одиннадцати залах, по которым проходит маршрут экспозиции, выставлены необычные предалтарные образы (более известные как антепендиумы), созданные мастерами из Трапани и Мессины и вышивальщиками из других областей Сицилии. Их работы из серебра, шелковой ткани и морских кораллов восходят к периоду барокко, между XVII и XVIII веками. Эти фронтальные украшения для алтарных престолов разделены по темам и проиллюстрированы пояснительными панелями, которые на протяжении всего маршрута сопровождают посетителей. Для усиления контрастности цвета и сияния серебра декоративные образы размещены на черном фоне.

Выставка «Архитектура барокко в серебре и коралле». Фото с сайта Vatican News

Комментируя это событие, архиепископ Палермо монсеньор Коррадо Лорефиче выразил надежду, что «посетители, которые будут любоваться эстетической красотой этих подлинных шедевров, смогут также смотреть на них глазами сердца, созерцая невидимое через зримый труд человеческих рук». Эти произведения искусства, отметил иерарх, «с их драгоценными материалами, с изображенными на них сюжетами являются жертвенным приношением Богу, а материалы, из которых они сделаны, – лен, шелк, серебро, кораллы, золото, дерево, мрамор, драгоценные камни – прославляют великолепие творения».

Большинство экспонатов, представленных на выставке, были подвержены тщательной реставрации. Епархиальный музей Палермо предоставил два вышитых антепендиума с изображением небесной покровительницы города и всей Сицилии святой Розалии (1130-1166), мощи которой почивают в местном кафедральном соборе.

В интервью Ватиканскому радио Мауро Себастьянелли, ответственный за сохранение культурного наследия епархии Палермо, отметил: «Выставка проходит очень успешно; в ее организацию вовлечены почти все епархии Сицилии. Для ее проведения был выбран Епархиальный музей Палермо, один из крупнейших в своем роде в Италии».

Причина художественной популярности антепендиумов в эпоху барокко, по словам Себастьянелли, кроется в их центральном расположении – они покрывали фронтальное пространство алтаря. «Эта выставка призвана привлечь внимание к виду искусства, который некогда считался второстепенным по сравнению с живописью и скульптурой; однако он ярко выражает художественную ценность местных ремесел. Кроме того, нередко антепендиумы являются реликвариями и поэтому играют важную и символическую роль в благочестии Южной Италии», – подчеркнул ответственный за сохранение культурного наследия епархии Палермо.

Форумы