• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Французский архитектор призывает перекрыть собор Нотр-Дам деревянными сводами

Он считает дерево «современным экологичным» материалом, в отличие от стали и бетона

ПАРИЖ. Ведущий французский архитектор призывает перекрыть собор Нотр-Дам деревянными сводами и стропилами, считая дерево «современным экологичным» материалом, органично присущим исторической конструкции, в отличие от стали и бетона, сообщает catholicnewsagency.

Эрик Вирт (Eric Wirth), уважаемый член гильдии французских архитекторов, заявил 8 января на парламентских слушаниях во Франции, что сооружение крыши из современных бетонных и стальных конструкций станет большой ошибкой. «Нам следует отнестись со скептицизмом к предлагаемым и, казалось бы, блестящим конструктивным решениям с применением стальных и бетонных несущих конструкций и стропил, – отметил архитектор в интервью агентству AFP. – Самым современным и экологичным материалом на сегодня является дерево». Он напомнил, что собору все еще угрожает обрушение после того, как в апреле он тяжко пострадал от пожара, полностью уничтожившего крышу и шпиль и серьезно повредившего оконные проемы, своды и перекрытия. Специалист считает, что любые иные материалы и конструкции, помимо деревянных, могут привести к дальнейшему разрушению несущих конструкций и перекрытий собора.

«Собор стоит здесь уже 800 лет. Если бы он был построен из бетона или стали, его бы здесь давно уже не было, – утверждает Вирт. – Какими защитными (химическими) покрытиями не укрывай сталь, при такой мощи пламени и тяге ... она бы выдержала не более получаса, а затем все стальные конструкции принялись бы выгибаться и скручиваться, потянули за собой стены, и все сооружение неизбежно рухнуло бы». Архитектор подчеркивает, что легкие металлические и бетонные своды не подходят, поскольку конструкция здания рассчитана на тяжелую крышу, и все подобные ему готические соборы «стоят как единое целое, поскольку на сводчатые перекрытия давит большая масса ... а вся конструкция работает только потому, что несет тяжелую крышу. Нам повезло, что мы располагаем всей нужной информацией и чертежами для возведения точно такого же свода и кровли».

Комментарии архитектора последовали сразу после того, как Жан-Луи Жоржлен ( Jean-Louis Georgelin), чиновник в чине генерала армии, возглавляющий работы по реставрации собора, заявил, что сторонники дубовых несущих конструкций и стропил «лоббируют» интересы деревообрабатывающей промышленности, и пообещал, что реставраторы тщательно проанализируют все варианты, прежде чем примут окончательное решение и приступят к работам.

В ноябре Жоржлен высказался в пользу «современного» шпиля, радикально отличающегося от исторического средневекового, а на возмущенные возражения архитектора Филиппа Вильнева (Philippe Villeneuve) с солдатской грубостью повелел тому «закрыть рот». Это произошло уже после того, как парламент Франции (летом этого года) принял законопроект о том, что собор Нотр-Дам должен быть восстановлен именно в том виде, в каком существовал в течение многих веков до катастрофического пожара. Следует отметить, что после принятия в 1905 году закона о разделении церкви и государства, официально закрепившего строгий принцип светскости, все религиозные здания во Франции были национализированы, став собственностью государства.

В декабре ректор собора выразил обеспокоенность тем, что историческое здание все еще подвергается угрозе обрушения и, возможно, его вообще не удастся безопасно восстановить. «Храм все еще в зоне опасности, – предупредил монсеньор Патрик Шове (Patrick Chauvet) в интервью агентству Associated Press 24 декабря. – Мы будем вне опасности, когда нам удастся извлечь остатки перекрытий и строительных лесов. На сегодня можно утверждать, что есть 50%-ная вероятность того, что (собор) удастся спасти, – сказал Шове. – Существует также и 50%-ная вероятность падения остатков перекрытий и лесов в трех храмовых приделах, поскольку, как вы сами можете видеть, здание все еще очень хрупкое, неустойчивое».

Строительные леса, установленные внутри и снаружи собора в канун пожара 15 апреля, спеклись и скрутились от жара, и в настоящее время в сводах собора висит более 550 тонн искореженного металла. Монсеньор Шове указывает, что состояние собора можно будет полностью оценить лишь после того, как эти конструкции будут осторожно сняты, и только тогда можно будет спланировать реставрацию. Он также отмечает, что остатки строительных лесов и перекрытий вряд ли удастся снять ранее 2021 года, а потому реставрация великого собора вряд ли будет завершена к летним Олимпийским играм в Париже 2024 года, как это опрометчиво пообещал президент Франции Эммануэль Макрон.

Форумы