• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Авторская копия скульптуры «Ангелы незнаемые», славящей мигрантов, отправлена в США

Она совершит выставочный тур по ряду городов и найдет постоянное пристанище в одном из них

 

ВАТИКАН. Бронзовая скульптурная группа «Ангелы незнаемые», славящая мигрантов, совершит путешествие из Ватикана в США, где пройдет ее выставочный тур по целому ряду городов, а затем найдет постоянное пристанище в одном из них («незнаемом» на сегодняшний день), сообщает catholicnewsagency.

Скульптурная группа была установлена в этом году на площади Святого Петра, причем торжественную церемонию ее презентации посетил папа Франциск после мессы на Всемирный день мигрантов и беженцев 29 сентября 2019 года и лично снял с нее покров. Изваяние «Ангелы незнаемые» в символическом виде представляет горестную судьбу мигрантов на протяжении всей истории человечества – они изображены плывущими к надежде в одной ладье со Святым Семейством.

О запланированном путешествии скульптуры сообщил ее творец Тимоти Шмальц ( Timothy Schmalz) в интервью изданию CNA. В США отправится авторская копия успевшего стать популярным произведения – и обретет там новый дом. При создании этой бронзовой 6-метровой скульптурной группы мастера вдохновляла строка из Послания к Евреям» 13:2 «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам».

«Когда я леплю очередную скульптуру, то большую часть времени слушаю чтение Библии, – признается мастер в интервью. – У меня есть авторские необработанные записи [популярного чтеца] Стивена Стивенса. Они помогают мне превратить мою студию в своего рода часовню, в высоко духовный объем, наполненный звучанием Библейских строк».

В ходе работы над скульптурной группой мастеру пришлось приглашать беженцев из Африки в качестве моделей в свою канадскую студию. Там он и создал большинство из 140 образов, воплощающих самых разных мигрантов. Он также собрал для этой работы целый альбом старых фотографий бабушек и дедушек нынешних жителей Америки, которые пересекли Атлантику в качестве иммигрантов. «Я мечтал выразить в этом многофигурном изваянии все духовные оттенки и формы состояния миграции, – говорит мастер. – Я постарался воплотить в нем все исторические контексты, все культуры и расы, которые когда-либо отправлялись в странствования по миру».

«Здесь есть еврей, спасающийся от смерти в нацистской Германии, он стоит плечом к плечу с мусульманским беженцем из нынешней Сирии… а вот, к примеру, полька, покидающая коммунистическую Польшу, а рядом с ней ирландский мальчик, бегущий от голода после неурожая картофеля, – говорит Шмальц. – Я фактически вылепил их из одной большой глиняной массы, символизирующей единство человечества ... а Богоматерь Мария и Иосиф как бы растворены в этом гобелене человеческих образов». В общей ладье есть и образ Святой Франчески Саверио Кабрини, небесной покровительницы мигрантов.

Это не первая статуя, установленная на площади Святого Петра за последние 400 лет – последними были установлены изваяния святых Петра и Павла, изготовленные по заказу папы Пия IX в середине 19-го века. Однако это первая бронзовая (а не мраморная) скульптура за постконсилиарный период, установленная здесь навечно [консилиарное движение 1409-1449 гг. возникло на трех вселенских соборах ради избавления от папской «великой схизмы» ] .

«Узнав, что моей скульптуре, быть может, суждено стоять на площади Святого Петра, я специально изваял 140 образов мигрантов в надежде, что возникнет символическая духовная связь со 140 статуями святых, установленных по кругу на колоннаде, – говорит Шмальц. – Я надеюсь, что в этом произведении мне также удалось воплотить идею, что тут обитает живая церковь, а не музей, как часто напоминает нам папа Франциск. Моя скульптура несет в себе художественную традицию и мотивы 2019 года – мне казалось, что совсем не обязательно, чтобы она подражала стилистике прочих скульптур на площади, созданных в 1600-х годах».

Это не первая работа Шмальца для Ватикана – ранее, в 2016 году, он создал бронзовую статую «Иисус Бездомный», а в ноябре 2019 года его скульптура под названием «Я был наг, и ты одел меня» была установлена ​​перед собором Святого Матфея в Вашингтоне. Замысел группы «Ангелы незнаемые» возник у художника после того, как кардинал Майкл Черни ( Michael Czerny) , в то время иезуитский священник, попросил Шмальца подумать о создании скульптуры на тему миграции. Фотографию чернового макета скульптуры художник вскоре передал отцу Черни, а тот показал его папе Франциску, после чего мастера пригласили в Рим для аудиенции и обсуждения замысла.

«Примерно через полгода работы над макетом я узнал, что папа Франциск подумывает установить эту мою работу прямо здесь, на площади Святого Петра, – говорит художник. – Вот тогда я и забросил все иные жизненные заботы и посвятил всего себя этой работе. Просыпался в 4 утра каждый Божий день и трудился, не замечая времени, до заката».

А недавно Шмальц на глазах у посетителей изваял традиционную сцену Рождества Христова в Музее Библии в Вашингтоне. «Я всегда руководствуюсь Святым Писанием в труде, стараюсь воплотить его в своей жизни, в скульптуре, одухотворить им свое искусство, – говорит мастер. – «В сегодняшнем христианстве каждому из нас нужно использовать все силы души и все средства, чтобы донести наши послания до людей, поскольку в мире идет острейшая борьба за внимание людей и их души. Именно в христианстве каждый художник может обрести бесконечный источник творчества».

 

Форумы