• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Оборот индустрии сетевых приложений для «медитации и осознания» достиг 4 млрд долларов

Многие техники восходят к буддизму и другим восточным культам, но подаются как светские

 

САКРАМЕНТО. Оборот индустрии сетевых приложений для «медитации и осознания» достиг 4 млрд долларов, причем многие техники медитации восходят к буддизму и другим восточным культам, но подаются как светские, сообщает religionnews.

Если вы поищите «медитацию» в магазине приложений смартфона, то на экран выйдет не менее 1000 результатов. Есть, к примеру, приложение Headspace для желающих освоить медитацию с нуля, выработать простейшие навыки с электронным помощником, в том числе освоить пятиминутные сеансы медитации в режимах «отпуск с работы», «отдых для мам» и пр. Есть приложение Calm (Спокойствие), у которого более 2 миллионов платных подписчиков, 50 миллионов загрузок, а компания-разработчик оценивается в 1 миллиард долларов.

Помимо приложений для смартфонов, разрабатываются и другие технологии медитации. Например, Muse (Муза) – электронная налобная повязка, контролирующая мозговую деятельность и отслеживающая прогресс пользователя – с опциями настройки сеанса медитации по музыке, уровням концентрации внимания и пр. Впрочем, эта технология самоконтроля не имеет ничего общего с достижением нирваны. «Muse не дает вам просветления – напоминает разработчик Ариэль Гартен (Ariel Garten) – Устройство лишь дает вам четкую обратную связь, чтобы вы знали, что происходит в вашем уме и могли лучше строить процесс учебы. Muse улучшает мета-познание, способность управлять собственными мыслями и делать сознательный выбор в меню знаний».

Компания Mindfulness, по данным книги «McMindfulness» Рональда Э. Персера (2019 г.), в настоящее время стоит 4 миллиарда долларов, но коммерческий успех заслоняет сложные отношения этой практики с буддизмом, на котором строятся многие техники медитации.

«В буддистской общине мнения об этой моде разделились, – говорит Кэролин Чен (Carolyn Chen), профессор Калифорнийского университета (Беркли), изучающая азиатско-американские и азиатские диаспоры. – Многие считают, что подобная мода размывает и подрывает духовную традицию – и не имеет ничего общего с подлинным буддизмом. Другие полагают, что если даже это не буддизм, он все же облегчает людские страдания, а это и есть цель учения Будды».

Огромные деньги, приносимые медитацией – явление новое, однако увлечение Силиконовой долины буддизмом далеко не ново, говорит Чен. По своим корням отцы Силиконовой долины в Северной Калифорнии были близки к движению Бит и контркультуре 1950-1960х годов, когда азиатская духовность (в том числе буддизм) начала проникать в массовое западное сознание. «Многие из тех, кто ныне стоят во главе Силиконовой долины и технологической индустрии, вложили много сил и идей в продвижение буддизма в массовую культуру» – говорит Чен. Так, соучредитель Apple Стив Джобс (Steve Jobs) часто бывал в Индии, учился у гуру, и раз в неделю к нему в кабинет ходит буддийский монах для духовного наставничества.

В 2007 году руководство Google ввело курс «Внутреннего поиска» (Search Inside Yourself) для своих сотрудников. Пошли чередой, по словам Чен, научные исследования о пользе медитации для здоровья, начали разрабатываться корпоративные курсы медитации для сотрудников. Крупные компании, стремясь улучшить здоровье сотрудников и снизить расходы на здравоохранение, активно внедряют техники медитации на рабочем месте. При этом медитация лишилась религиозного ореола и духовных смыслов, была приспособлена для достижения недуховных целей – таких как расслабление и концентрация на работе. «Фактически она стала светским инструментом для самосовершенствования», говорит Чен.

Создатели приложений обычно уважают духовные истоки медитации, но опускают их при продаже. К примеру, Muse «предлагается как светский инструмент, доступный для всех». Мушим Патриция Икеда (Mushim Patricia Ikeda), учитель буддийского сознания в Центре медитации Ист-Бэй в Окленде, одновременно проводит годичные курсы светской медитации для социальных активистов, признавая, что у массовой медитации есть свои плюсы и минусы. «Многие тысячи практикуют медитацию осознания, но не являются буддистами, не религиозны и не стремятся к духовности, – говорит Икеда. – Практика помогает им снизить артериальное давление, лучше спать по ночам, лучше трудиться на работе». Икеда сама не использует никаких приложений для медитации, но опасается, что «очищение» медитации от духовных и моральных основ буддизма и духа ненасилия означает, что эта практика может использоваться в неэтичных целях.

Дайган Гейтер (Daigan Gaither), священник Сото-дзен и учитель кармы, говорит, что медитация в отрыве от буддизма становится инструментом рынка. «Капитализм использует медитацию для наращивания производства и интенсификации людского труда, – говорит Гейтер. – Это не просто выхолащивание медитации, лишение ее буддийской и индуистской духовности, но и нечто прямо противоположное ее изначальной задаче – а именно духовному и этическому росту».

Еще один важнейший элемент, которого лишается медитация при своем превращении в модную технологию – это дух близости (сангха), возникающий в среде истинно верующих. Технология способна несколько улучшить отношения с окружающими, но она лишена духа близости. «В дзен мы говорим, что дух передается от теплого сердца к теплому сердцу, – говорит Гейтер. – Истинное учение раскрывает и сближает сердца. Я не хочу сказать, что в практике буддизма нет места технологиям, однако без теплоты и души технологии мертвы, в них нет счастья человеческого общения».

Несмотря на то, что приложения и всплывающие окна для медитации продолжают приносить разработчикам миллиарды долларов, Икеда считает, что популярность этих технологий не будет длиться вечно. «Сейчас это своего рода мода, – говорит учитель. – Завтра ей на смену придет что-то еще».

 

Форумы