Последние годы жизни свт. Геннадия

Кремль в Великом Новгороде

Фрагмент статьи из т. 10 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г.

В 90-х гг. продолжали оставаться напряженными отношения Новгородского архиерея с Псковом. Во время поездки туда в февр.- марте 1495 г., по всей видимости, Г. вновь не удалось добиться проведения переписи церквей с целью их обложения налогом в пользу владычной казны. В том же году псковских священников и диаконов псковское вече укоряло за сопротивление введению налога с церковных земель для снаряжения ратных людей. Архиепископ, судя по всему, не вступился за псковское духовенство, поскольку вече в данном случае следовало политике вел. князя. По мнению Н. К. Голейзовского, во время визита в Псков в 1495 г. архиерей вступил в спор с местными иконниками во главе с Большим Переплавом (Голейзовский. Два эпизода. С. 130-140; впрочем, этот спор мог произойти и при посещении Г. Пскова в 1499). О дискуссии сообщил Герасимов в 1518-1519 гг. в послании псковскому дьяку М. Г. Мунехину (Мисюрю) (ГИМ. Син. № 322. Л. 252 об.; ср.: [Горский А., прот.]. Максим Грек Святогорец // ПрТСО. 1859. Ч. 18. С. 190-192). Г. посчитал одну из псковских икон (как можно думать, на сюжет «Ты иерей по чину Мельхиседекову») неканонической. Иконники же утверждали, что они пишут «с мастерских образов старых, у коих есмя училися, а сниманы с греческих». Вопрос рассматривался на вече с участием посадников, и псковичи, по словам Герасимова, «тогды паче послушали иконников, а не архиепископа».

В следующий приезд Г. в Псков, 30 мая 1499 г., псковский посадник Яков Офанасьевич, «со иными посадники и со псковичи здумав», не допустил архиерея служить в псковском кафедральном соборе Св. Троицы. После долгих споров с псковскими властями Г. все-таки совершил богослужение в соборе; уезжая, он получил все положенные ему пошлины. Причиной конфликта было нежелание псковичей признать власть сына Иоанна III Василия, провозглашенного 21 марта 1499 г. вел. князем Новгорода и Пскова, в то время как последний сохранял формальную независимость от Москвы. Ликвидация псковской государственности вел. кн. Василием III Иоанновичем в 1510 г. оправдывалась, в частности, неподчинением Пскова Новгородскому архиерею: «Вина их (псковичей.- Авт.) такова была, что был архиепископ Генадеи во Пьскове, и пьсковичи своим попом троицкым не велели с владыкою служить, а проскурницам проскур про владыку не велели печи» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 469). Зимой 1500/01 г. псковское вече согласилось на давно требуемую Г. перепись церквей.

17 нояб. 1495 г. Г. торжественно встречал в Новгороде вел. кн. Иоанна III. Однако после победы придворной партии кнг. Елены Волошанки Новгородский архиепископ попал в немилость. Г. не был приглашен на состоявшееся 4 февр. 1498 г. венчание провозглашенного наследником Димитрия Иоанновича, внука вел. князя, хотя во время торжественного обряда в Успенском соборе присутствовал весь освященный Собор. В Москве хорошо знали о симпатии Г. придворной группировке, возглавляемой вел. кнг. Софией Фоминичной и княжичем Василием, к-рые также отсутствовали на венчании. (Г. поддерживал тесные связи с братьями Траханиотами, входившими в свиту вел. кнг. Софии, обвинял в ереси дьяка Курицына - влиятельного сторонника партии кнг. Елены Волошанки и Димитрия внука. В кон. 1504 - нач. 1505, вероятно не без влияния сведенного уже с кафедры Г., в Новгороде был сожжен архим. новгородского Юрьева мон-ря Кассиан, ранее при поддержке братьев Ф. и И. Курицыных пользовавшийся большим влиянием в Новгородской епархии.)

В янв. 1499 г. в Новгородской земле после 20-летнего перерыва возобновилось изъятие у Церкви недвижимой собственности (с 1491/92 велось описание Новгородской земли московскими писцами, с 1495/96 сохр. писцовые книги отдельных новгородских пятин - Писцовые книги Новгородской земли. М., 1999. Т. 1). Только в Деревской пятине Новгородской земли кафедра лишилась 75% владений, мон-ри и церкви потеряли 27% земель, но получили частичную компенсацию (Фролов. Конфискации вотчин. С. 60). Одновременно ряд новгородских мон-рей был освобожден от подсудности архиепископу и от уплаты налогов в софийскую казну, архиерейским слугам запрещалось въезжать в монастырские владения, ставить там на прокорм архиерейских коней. В 1499 г. Иоанн III пожаловал грамоты с такими льготами Клопскому и Коневскому мон-рям, в следующем году - Успенскому Волотовскому мон-рю. Ранее, в февр. 1492 г., «повелением великого князя Ивана Васильевича» из Новгородской епархии Пермской кафедре были переданы храмы в Вологде (см. Вологодская и Великоустюжская епархия).

В 90-х гг. Г. был вынужден нести большие расходы по строительству каменного кремля в Новгороде («на две чясти великого князя денги шли, а треть владыка делал своими деньгами» - ПСРЛ. Т. 4. Вып. 2. С. 459; Т. 43. С. 209). По мнению В. Л. Янина (Янин В. Л. О продолжительности строительства Новгородского кремля конца XV в. // Сов. арх. 1978. № 1. С. 259-260), постройка кремля завершилась в кон. 1499 г. По мнению М. И. Мильчика, поддержанному Э. А. Гордиенко (Мильчик М. И. Итальянские мастера - строители Ивангородской крепости // НИС. СПб., 1995. Вып. 5 (15). С. 186-188, 201; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 49, 100), кремль был построен к 1490-1491 гг. (что совпадает с летописной датой). В дек. 1499 г. Г. прошел дважды крестным ходом «около города новаго каменного» и «около города старого... деревеного» с молением «о государех великих князех (об Иоанне III и о его сыне Василии.- Авт.), и о всем православном христианстве» (ПСРЛ. Т. 30. С. 152-154).

20 февр. 1503 г. Г. после более чем 10-летнего перерыва приехал в Москву по повелению вел. князя. Это случилось вскоре после окончательной победы в 1502 г. придворной партии вел. кнг. Софии и Василия Иоанновича. В авг.- нач. сент. 1503 г. Новгородский архиепископ участвовал в работе созванного митр. Симоном в Москве Собора. Известны 2 соборные грамоты. 1-я предписывает овдовевшим священнослужителям принимать монашество и запрещает проживание в одном мон-ре монахинь и монахов. 2-я грамота запрещает взимание ставленнической пошлины с духовенства, а также подтверждает возрастной ценз рукополагаемых (РФА. Ч. 3. Прил. № 24, 25. С. 658-662).

По мнению большинства исследователей, Собор выступил также против отчуждения гос-вом церковного недвижимого имущества. Об участии Г. в соборной полемике по этому вопросу говорится в «Слове ином», созданном в 1-й трети XVI в. Заявив, что он уже был «ограблен... прежде сего», архиерей отказывался от выступления на эту тему, затем «нача глаголати противу великому князю о церковных землях», что вызвало резко негативную реакцию Иоанна III, к-рый «многим лаянием уста ему загради» (Бегунов. «Слово иное». С. 352). 6 сент. 1503 г. Г. вместе с митр. Симоном и епископами участвовал в освящении нового собора в честь Чуда арх. Михаила в Хонех в Чудовом мон-ре. В Новгород Г. вернулся 12 нояб. и вскоре «остави (отстави? - Авт.) попы и диаконы вдовые от церкве» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 611).

В 1504 г. Г. по распоряжению вел. князя и митрополита был удален с кафедры и поселился в московском Чудовом мон-ре. В офиц. великокняжеском летописании причинами были названы «немощь» архиерея, а также тот факт, что Г., вернувшись после Собора в Новгород, «начят мзду имати у священников от ставлениа наипаче перваго, через свое обещание, съветом единомысленаго своего любовника диака Михаила Иванова сына Алексеева» (ПСРЛ. Т. 8. С. 244; Т. 12. С. 258). Однако можно думать, что удаление Г. с кафедры стало следствием его позиции в вопросе о церковной собственности. Отреченная грамота Г. («своея ради... немощи оставил есмь свою архиепископию») датируется 26 июня 1504 г. Покидая Новгород, Г. мог взять с собой в Москву нек-рые рукописи, сохранившиеся в Чудовском собрании ГИМа (Розов Н. Н. Библиотека Сильвестра // Исследования источников по истории рус. языка и письменности: Сб. ст. / Ред. Л. П. Жуковская. М., 1966. С. 200).

По сведениям, приведенным в рукописи РНБ. Соф. № 984 (л. 213), незадолго до смерти Г. принял схиму с именем Галактион. Архиерей был погребен в правом предалтарии собора в честь Чуда арх. Михаила, в могиле, где покоились мощи митр. св. Алексия до перенесения их в посвященный святителю храм (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 135; Описание о российских святых. С. 262). Архиеп. Сергий (Спасский) пишет о нетленности останков Г. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 375). После уничтожения собора в 1929 г. погребение Г. было утрачено.

Форумы