Литургическая деятельность свт. Геннадия

Фрагмент статьи из т. 10 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г.

В условиях перехода Русской Церкви в XV в. от Студийского богослужебного устава к Иерусалимскому, отличающемуся многообразием служб суточного круга, важное значение имела деятельность Г. по кодификации богослужения. Ключом к практическому применению Иерусалимского устава стал составленный Г. «Окозрительный устав» («Последование церковного пения и собрания вселетняго»). В 40 главах этого труда объяснено значение 40 знаков, использовавшихся в уставах для обозначения типов праздников и особенностей богослужения. Описанию знаков в «Окозрительном уставе» предшествует месяцеслов (числа по месяцам с указанием условного знака); в «Окозрительном уставе» приведены также богослужебные указания относительно двунадесятых и нек-рых избранных праздников.

14 июня 1497 г. Г. «описал... как пети на молебнех каноны, на весь год: в неделю - Благовещению и Петру митрополиту; в понедельник - архангелам и Алексию митрополиту; во вторник - Пречистой Одигитрии и Леонтию Ростовскому; в среду - Пречистому Покрову, Знамению, Владимерской Пречистей или Сретению («пременяа») и Варламу чюдотворцу; в четверг - Пречистому Успению да Николаю чюдотворцу; в пятницу - Крестовоздвижению и Сергию чюдотворцу; в субботу - акафист Пречистой и Кириллу Белоезерскому» (Абрамович Д. Софийская библиотека. СПб., 1905. Вып. 1. С. 106-107; Строев. Словарь. С. 57-58). По сообщению Зиновия Отенского, Г. причислил к двунадесятым праздник Успения Пресв. Богородицы («Геннадий же архиепископ премысли: един от двоюнадесять праздников праздновати повеле Успение Богородицы» - Макарий (Веретенников), архим. Инок Зиновий Отенский - новгородский богослов ХVI в. // АиО. 1997. № 1 (12). С. 149). В «Повести о белом клобуке» говорится о совершении Г. чина шествия на осляти в Вербное воскресенье - это самое раннее упоминание о данном чинопоследовании. Г. является автором молитвы ко Пресв. Богородице.

Святитель обращал серьезное внимание на образование и нравственное состояние новгородского клира, как священнослужителей, так и низших клириков (пономарей, чтецов, иподиаконов), заботился об образовании пастырей, выступал против посвящения в сан неграмотных. В послании митр. Симону Г. просил его ходатайствовать перед вел. князем об учреждении уч-щ для духовенства, поскольку значительная часть кандидатов в священники (видимо, не в крупных городах епархии, таких как Новгород или Псков, а в сельской местности) не умели даже читать. Святитель решительно выступал против совершения богослужений клириками-двоеженцами. В мае 1504 г. (датировка издателей РФА) Г. направил митр. Симону грамоту, где, в частности, говорилось о правилах поставления иподиаконов; возможно, вместе с этим посланием Г. отправил в Москву выписки из Кормчей о поставлении священников, диаконов и иподиаконов. К нояб. 1503 - маю 1504 г. относятся формулярные изводы ставленых грамот Г. чтецу, пономарю.

Форумы