• Источник:
  • Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru

Останки самой большой церкви Иерусалима, спустя полвека исследований, могут стать доступными для посетителей

Новую церковь Богородицы VI в. могут открыть для посетителей и туристов

ИЕРУСАЛИМ. Спустя полвека после обнаружения в 1969 г. останки Новой церкви Богородицы VI в. в Иерусалиме могут стать доступны для посетителей и туристов, пишет издание Al-Monitor.

Этим вопросом вплотную озаботилась израильская неправительственная организация «Эмек Шаве», которая защищает культурное наследие различных религий и религиозных групп в Израиле. Как сообщили корреспонденту издания в организации, руководство «Эмек Шаве» ещё в марте обратилось к около государственной компании по реконструкции и развитию Еврейского квартала, которая управляет территорией, где находятся руины Новой церкви. Обращение содержало юридически обоснованное требование «обустроить и сделать безопасным место расположения замороженного археологами руин церковного комплекса с целью предоставления возможности посещать его всем желающим в течение всей недели».

Строительство Новой церкви Богородицы (Nea Theotokos, не путать с Nea Ekklesia в Константинополе) началось в 534 году по приказу византийского императора Юстиниана I (правил с 527 по 565 г.) в рамках обширной имперской строительной кампании, которая считалась древними летописцами (также оценивается и современными историками) как инженерный триумф Византии.

Новая церковь представляла собой массивное сооружение, конкурировавшее с недалеко от ней находящейся Церковью Гроба Господня, самым почитаемым в христианском мире святым местом. Обе церкви изображены на знаменитой Мадабской мозаике, карте Иерусалима VIв., выложенной на полу церкви Святого Георгия в Мадабе (Иордания). Летописец Юстиниана I, Прокопий Кесарийский, говорил, что император построил церковь, «с которой ничто не может сравниться»; и подробно описал, как Юстиниан «приказал построить ее на самом высоком холме, указав, какой длины и ширины должно быть здание».

 Хотя компания, под управлением которой находятся руины архитектурного комплекса Новой церкви Богородицы описывает это место как «уникальный архитектурный памятник Иерусалима», большая часть огромного объекта остается закрытой для посетителей с тех пор, как в 1981 году закончились археологические раскопки под руководством Нахмана Авигада. Исследование Авигада и его команды было одной из составных частей большого археологического проекта, который осуществлялся израильскими археологами в Еврейском квартале после захвата в Иерусалиме Старого города армией Израиля в войне 1967 года. В отличие от других открытий, таких как относительно неплохо сохранившиеся места римской эпохи – рынок и древние укрепления, – Новая церковь никогда не открывалась для посетителей и туристов.

Церковный комплекс зданий включал в себя гостиницу для христианских паломников, монастырь и больницу. Подобно Храмовому холму, возведенному и укреплённому при Ироде Великов в I в. до Р. Х. (на его вершине сегодня возвышаются Купол Скалы и мечеть Аль-Акса), под Новой церковью Богородицы были возведены на склонах холмов массивные каменные своды, чтобы обеспечить для сооружения ровный фундамент. Они были оштукатурены и использовались как огромные подземные цистерны. В цистернах археологи обнаружили греческую надпись, возвеличивающую императора: «И это работа, которую наш набожный император Флавий Юстиниан выполнил с щедростью и преданностью самого святого Константина, священника и игумена, в 13-й год индиктиона». Табличка с надписью сейчас находится в Музее Израиля.

Попытка приблизиться к развалинам церкви сегодня не простая задача, которая требует получения разрешения от администрации компании, занимающейся развитием Еврейского квартала. Только крошечная часть археологического памятника – останки ее северо-восточной апсиды – открыта для публики. Вход в апсиду расположен во дворе ультраортодоксального детского сада. Сразу за входом находится стенд с несколькими фотографиями раскопок Церкви Богородицы с видами нижней части стены, небольшого сохранившегося фрагмента некогда величественной системы сооружений. Третья часть останков церкви отгорожена глухим каменным забором, хотя пролом в нём позволяет любителям древностей проникать внутрь осыпающихся останков.

Даниэль Шукрун, представитель компании по реконструкции и развитию Еврейского квартала, сказал Al-Monitor, что состояние каменных сводов Новой церкви в настоящее время представляют серьёзную опасность широкой общественности. В конце 2017 года компания провела работы по очищению подземных помещений, чтобы очистить их от накопившегося за годы помета летучих мышей и мусора, но в целом археологический объект остается непригодным для посещения туристов, сказал он.

Шукрун, однако, подтвердил, информацию о петиции «Эмека Шаве», блегодаря чему начата разработка плана подготовки развалин и частичной реконструкции Новой церкви Богородицы.

«В течение 2019 года будут проводится комплексные обследование развалин и делаться смета работ, которые потребуют немалых бюджетных средств», - заключил представитель компании.

Новая церковь Богородицы, спроектированная константинопольским архитектором Теодором, представляла собой базилику с двумя, а возможно, и с четырьмя проходами. Центральную апсиду с юга и севера дополняли два нефа. Внешняя длина строения составляла 116 метров, внутреннее помещение церкви было длиной 110, а шириной 52 метра. Диаметр центральной апсиды составлял почти 12 метров. Гениальность постройки заключалась и в том, что для поддержания здания на вершине скалы с южной стороны была возведена опорная стена, основанная на системе арочных конструкций.

Скорее всего, Новая церковь в честь Пресвятой Богородицы была разрушена в результате двух событий: землетрясения конца VI века и нашествия персов в 614 году. Больше не восстанавливалась, если не считать пристроек крестоносцев у южной стены... В период раскопок с 1969 по 1982 гг. на месте церкви были обнаружены оба нефа, а также потрясающие арочные конструкции опорной стены, оказавшиеся сегодня в основном под землёй. Капитель колонны, стоящая сегодня на площади Батей Махсе и относящаяся к строительству на Храмовой горе эпохи Ирода Великого, очевидно также была использована Юстинианом при строительстве церкви.

Форумы