• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Верховный суд Кении аннулировал решение окружного суда, разрешающее ношение хиджабов в школах

Мусульманское меньшинство в стране разгневано этим постановлением

НАЙРОБИ. Мусульманское меньшинство в Кении разгневано решением верховного суда, аннулировавшего решение суда низшей инстанции, разрешившего ношение хиджабов в школах, сообщает religionnews.

Своим решением верховный суд подлил масла в огонь эмоциональных дебатов о том, могут ли мусульманские ученицы носить глухие головные платки и одежды в христианских школах. В стране нарастают требования со стороны духовных мусульманских лидеров и гражданских групп о разрешении ношения религиозных мусульманских одеяний в христианских церковных школах. Христианские учебные заведения сопротивляются этому давлению, настаивая на том, что форма одежды для девочек – плиссированные юбки с блузками либо платья-шотландки с безрукавками – не только способствуют прививанию дисциплины и духа равенства учеников, но и являются частью церковной и школьной традиции.

«Именно самим школам и (церковным) спонсорам подобает определять форму одежды для школьников, это самых лучший вариант, – говорит в интервью изданию Religion News Service отец Генри Ндуне (Henry Ndune), секретарь образовательных заведений Римско-католической епархии в Момбасе. – Когда мы просим мусульманских детей носить школьную форму, это нельзя считать дискриминацией. Это требование единой школьной системы образования, которое прививает им дух равенства и толерантности к людям иных морально-этических норм». Однако мусульманские духовные наставники и гражданские активисты считают, что принуждение детей к ношению школьной формы без головного платка означает отказ в праве свободного исповедания своей веры.

Церкви владеют многими школами (или спонсируют их) в этой стране христианского большинства и принимают на учебу детей из других религиозных общин. В стране есть и школы, принадлежащие мусульманским общинам (мусульмане составляют около 10 процентов населения страны), но их пока немного, и они сосредоточены преимущественно в прибрежной зоне и на северо-востоке Кении. Когда же мусульмане отдают своих детей в христианские школы, то, по мнению отца Ндуне, «им следует принимать наши нормы, ибо тем самым они проявляют уважение к людям иной традиции и культуры. Мы же не пытаемся как-то изменить их убеждения или обратить их в свою веру».

Страсти по поводу школьной формы и хиджабов кипят в стране с 2014 года, когда местные власти разрешили мусульманским девочкам, посещающим дневную церковную среднюю школу Святого Павла в Исиоло (городе в центре страны) носить головные платки и белые шаровары. Когда же школьная администрация отправила их по домам с требованием переодеться в утвержденную школьную форму, от некоторых учеников и родителей начали звучать угрозы в адрес учителей, а в школе побили окна в знак протеста.

Окружной отдел образования тогда выступил на стороне мусульманских семей против школьной администрации и совета родителей и учителей, а Методистская церковь Кении, спонсирующая эту школу, подала иск в суд против действий властей и отдела образования. В 2016 году апелляционный суд страны вынес решение о том, что запрет на ношение головных платков является незаконным, а принуждение учениц к отказу от ношения принадлежностей одежды, «традиционно считающихся проявлением их религиозных убеждений», является неконституционным. И вот теперь решение верховного суда дает основания христианским школам вновь устанавливать школьную форму по своему усмотрению.

Шейх Али Джума, глава отделения Высшего совета кенийских мусульман в округе Нарок (западная Кения), считает, что этот спор можно было легко разрешить путем дружеского межрелигиозного диалога, и не следовало доводить его до судов. «Надо понимать, что принуждение мусульманских девочек к снятию хиджабов равносильно принуждению католических монахинь к снятию их облачений, – говорит Джума. – Поскольку большинство девочек носит хиджабы с раннего детства, они чувствуют себя раздетыми без них. Нам следует успокоить страсти, собраться и согласовать все эти проблемы с духовными наставниками иных вер. Как мусульмане, мы нуждаемся в этих школах».

К сожалению, всплеск обвинений и эмоций в этом споре лишь способствует отчуждению мусульманских и христианских общин в стране. Один из священников в Момбасе, к примеру, отмечает, что многие члены школьных советов считают, что спор вокруг хиджабов свидетельствует о «заговоре исламских экстремистов с целью посеять раздор между мусульманами и христианами». Некоторые мусульмане идут на принцип и заявляют, что не собираются исполнять решение верховного суда. «Мы продолжаем настаивать на ношении нашими детьми хиджабов в школах, – говорит Аден Дуале (Aden Duale), мусульманский улем из прибрежного округа Гарисса.

Ношение хиджабов вызывает споры и страсти по всему миру. Так, во Франции учащимся не разрешается скрывать свой облик под головными уборами и глухими одеждами до вступления в университет. Ношение хиджабов в школах запрещено даже в некоторых странах мусульманского большинства – в частности, в Тунисе и Турции. В некоторых странах Европы и Африки запрещено или сильно ограничено ношение скрывающих облик женских одежд типа никабов и бурок. А в Нигерии в ноябре прошлого года власти, напротив, отменили запрет на ношение хиджабов в Лагосе, крупнейшем городе страны. В Найроби в середине января растаман (последователь растафарианства – религиозного движения, зародившегося в среде афроамериканцев, с особой системой взглядов, поведения и музыкальных пристрастий), подал иск в суд после того, как его дочь выгнали из школы в за ношение дредлоков – сбитых в войлок косиц. Министерство образования быстро отменило решение школьной администрации и восстановило его дочь в правах на обучение.

 

Форумы