Романенко Е. В. Преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь[1]

В 2017 г. в издательстве «Дмитрий Буланин» вышла книга, посвященная малоизвестному святому Русского Севера Диодору Юрьегорскому. Издание подготовил большой коллектив авторов: А. В. Алексеев, Ю. Н. Кожевникова, О. В. Панченко, А. В. Пигин, иерей Олег Червяков, Н. В. Червякова, Е. М. Юхименко. Первая часть представляет собой исследование истории Троицкого Юрьегорского монастыря и литературных текстов о прп. Диодоре, вторая — публикацию самих текстов и архивных материалов. Такая структура книги давно признана научным сообществом наиболее удачной, поскольку позволяет с возможной полнотой представить жизнь подвижника, проследить историческую судьбу основанного им монастыря и почитание святого вплоть до настоящего времени. Собственно сама книга стала плодом этого почитания. Она появилась не только как итог многолетней исследовательской работы каждого из авторов, но и как результат создания в Водлозерье (Республика Карелия) первого на севере России национального парка. Благодаря этому событию научные исследования обрели свою жизненность и духовный смысл.

В апреле 1991 г.  Правительство Российской Федерации, несмотря на противодействие ряда ведомств, поддержало проект создания парка. К тому времени Онежский край обезлюдел, оставшееся население влачило нищее существование, православная вера была забыта, древние храмы разрушены. Создание парка началось с восстановления утраченных святынь. История возобновления церковно-приходской жизни на Водлозерье освещена в очерке «Вместо предисловия «Яко светозарная звезда в северных странах возсиял еси…», написанном первым директором парка — иереем Олегом Червяковым и старшим научным сотрудником Н. В. Червяковой. Как и четыре столетия назад, христианизация края началась с установления в 2002 г. креста на месте бывшей обители прп. Диодора Юрьегорского.

Около 1619 г. подвижник обосновался на пустынном западном берегу Юрьева озера. Он был уроженцем села Турчасовского Каргопольского уезда, в 15-летнем возрасте ушел в Соловецкий монастырь, где при игумене Антонии (1603–1612 гг.) принял постриг с именем Дамиан. Пример соловецких пустынножителей вдохновил молодого инока, однако за общение с ними он оказался в монастырской тюрьме, поскольку общежительный устав запрещал самовольное отшельничество. Освободившись, Дамиан тайно покинул Соловки и в карбасе перебрался на материк. В небольшой землянке, ископанной на склоне Юрьевой горы, он прожил совершенно один около 7 лет. Уединенная молитва сотворила из него великого подвижника и чудотворца. Постепенно к нему собрались ищущие спасения иноки, и на горе возник монастырь. За короткий период времени до своей кончины 27 ноября 1634 г. Дамиан, принявший схиму с именем Диодор, сумел отстроить обитель и надежно обеспечить ее всем необходимым. Монастырь стал местом непрестанной молитвы за царскую семью.

Первая глава книги, написанная Ю. Н. Кожевниковой, посвящена истории Троицкого Юрьегорского монастыря (Дамиановой пустыни) и Юрьегорского прихода в XVII– начале XX в. Автору удалось обнаружить и собрать в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска и Архангельска уникальные документы, сведения из которых впервые вводятся в научный оборот. Особой исследовательской удачей стало открытие в Архиве СПбИИ РАН двух царских грамот 1640 и 1692 гг. Кожевникова подробно описала монастырское хозяйство, храмовое строительство, повседневную жизнь обители. Она привлекла к исследованию специальную литературу по землепользованию, климату, культуре питания, истории ремесел, светской и церковной архитектуры Русского Севера. В результате очерк получился подробным, разносторонним и чрезвычайно интересным. По сути, это первый обобщающий труд по истории Юрьегорского монастыря: предшественник Кожевниковой, каргопольский историк-краевед К. А. Докучаев-Басков (1849–1916 гг.) из-за недостатка источников не смог в полноте рассмотреть синодальный период существования обители. Жизнь Юрьегорского прихода, образованного при Троицкой и Введенской церквах Дамиановой пустыни после ее закрытия в 1764 г., так же не была предметом специального исследования и впервые представлена в отдельном очерке данной книги.

Первый параграф второй главы (автор О. В. Панченко) посвящен истории создания Жития прп. Диодора Юрьегорского. Как отметил исследователь, это Житие является особенным памятником древнерусской агиографии, поскольку сочетает в себе жизнеописание подвижника с рассказом об отшельниках Соловецкого острова, которых прп. Диодор встретил во время своего пребывания на Соловках. Основная текстологическая проблема в исследовании текста, по мнению Панченко, связана с ответом на вопрос о взаимоотношении этих текстов (Жития прп. Диодора и соловецких повестей). Общепринятой была точка зрения о первичности соловецких повестей[2]. Однако автор убедительно показал, что именно Житие прп. Диодора послужило источником для соловецких повестей; они были выделены из Жития лишь в конце XVIII в., оказавшись производными от Основной редакции памятника. В главе подробно проанализированы редакции Жития и их варианты.

В исследовании рассмотрен вопрос атрибуции Жития. Панченко предпринял увлекательный поиск создателя текста, виртуозно рисуя на глазах читателя его возможный личностный и профессиональный портрет. Исследователь опирался на анализ стилистических, грамматических, фактологических особенностей памятника, демонстрируя все возможности филологического исследования. Раздел «Где и кем было написано Житие Диодора Юрьегорского» написан по законам детективного жанра: автор неоднократно предлагает своему читателю подсказки, показывает несостоятельность, казалось бы, очевидных предположений. Интрига сохраняется до конца, и тем убедительнее звучит итоговый вывод. По мнению О. В. Панченко, автором Жития являлся священноинок Иосиф Троицкий (Иосиф Каргополец), духовник знаменитого келаря Троице-Сергиева монастыря Александра (Булатникова), много помогавшего прп. Диодору в устроении обители. Отдельный параграф главы посвящен повестям о соловецких пустынножителях.

Большая роль в сохранении памяти о прп. Диодоре принадлежит старообрядческим книжникам, которые не только переписывали Житие преподобного и посвященные ему церковные песнопения, но и прославили его имя в собственных сочинениях. Тема «Диодор Юрьегорский в старообрядческой письменности» рассматривается в третьем параграфе второй главы (авторы Е. М. Юхименко, А. В. Пигин). К настоящему времени исследователи выявили 4 памятника Выговской литературной школы XVIII в., содержащих упоминание о святом либо подробное, восходящее к Житию, описание его подвижничества. В память о прп. Диодоре на Севере России была освящена даже старообрядческая пустынь,  названная, как и монастырь святого, «Троицкой Юрьегорской» (в настоящем издании публикуется книжка для сбора подаяний в 1815–1818 гг., принадлежавшая этой пустыни).

Сведения письменных источников существенно дополнены в книге интересными научными данными, которые были получены в результате археологического обследования Юрьевой горы, проведенного московским археологом А. В. Алексеевым. Исследование помогло определить местонахождение могил прп. Диодора и его ученика прп. Прохора, прояснить историю гибели и строительства монастырских храмов, локализовать жилые и хозяйственные постройки Дамиановой пустыни.

Непростая история канонизации святого отражена в уникальных материалах Архангельской духовной консистории, подготовленных к изданию А. В. Пигиным. Агиографические и гимнографические сочинения, представленные в книге, являются редчайшими памятниками: некоторые из них известны в единичных списках, что неизмеримо повышает научную ценность настоящего издания. Все опубликованные тексты снабжены подробными комментариями.

В заключении хочется сказать, что книга о прп. Диодоре написана на высоком профессиональном уровне неравнодушными людьми, влюбленными в свою тему. Она будет интересна широкому кругу читателей и послужит дальнейшему возрождению святынь Онежского края


[1] Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь / Авт.: А. В. Алексеев, Ю. Н. Кожевникова, О. В. Панченко, А. В. Пигин, иерей Олег Червяков, Н. В. Червякова, Е. М. Юхименко. СПб., 2017. Издательство «Дмитрий Буланин». 527 с.

 [2]См., например: Волкова Т. Ф. Житие Диодора (Дамиана) Юрьегорского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 1. С. 342–345; Чумичева О. В. Дамиан // Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 704–706; и др.

Форумы