В Израиле продолжают исследовать недавно найденную археологами синагогу с мозаиками V века

Мозаики из раскопанной в Хукуке синагоги изображают библейские и исторические сцены

ИЕРУСАЛИМ. Большой массив мозаик, изображающих библейские и исторические сцены, в 2012 году был обнаружен в синагоге поздней римской эпохи в древней деревне на территории Галилеи в Хукуке, сообщает The Times of Israel.

Опубликован промежуточный отчет о раскопках 2014 — 2017 гг. Ведущий археолог доктор Джоди Мегнесс (Jodi Magness) из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле сообщает об особенностях найденного комплекса изображений.

Сцены варьируются от известных религиозных историй, таких как Иона и Кит, Ноев ковчег, гибель воинов фараона в Красном море и поглощение их десятками рыб, до языческого зодиака в центре пола. Также найдено изображение, которое можно считать первой чисто исторической небиблейской сценой в синагоге — изображение боевых слонов в броне.

По сообщению Джоди Мегнесс сказал, сцена с изображением пророка Ионы не лишена юмора. Библейский пророк изображен в зубах хищной рыбы, которую проглатывает другая рыба большего размера, а ее, в свою очередь, также заглатывает третья рыба.

Мозаика с изображением боевого слона интересна тем, что на ней присутствуют две группы людей — одна в доспехах, а другая — в белых одеждах. Не исключено, что мозаика может быть изображением Александра Македонского, или, возможно, представляет заключение военного союза между Селевкидами и Хасмонейским первосвященником — Иоанном Гирканом.

На всем протяжении мозаичных полов присутствуют реалистичные изображения животных, в том числе — изображения лошадей, ослов, медведей, верблюдов, леопардов, львов, змей, овец, лис и страусов. Также изображены десятки рыб и других морских существ, в том числе дельфины и осьминог. Присутствуют также мифологические существа, такие как амуры и гарпии, которые используются для представления ветра в сцене с Ионой. Изображено множество транспортных средств, в том числе — четырехколесная колесница, несколько морских судов и построенный Ноем ковчег.

На одной из панелей изображена Вавилонская башня, которая строится с использованием самых разных механизмов. Иллюстрируя раздор, который произошел при строительстве, древний мастер показал на мозаике людей с разными цветами кожи, одетых в разнообразную одежду и с различными прическами.

«Синагога только продолжает открывать свои мозаики, которые не похожи на что иное, и обогащает наше понимание иудаизма того времени», — сказала Джоди Мегнесс. Синагога с ее расписанными фресками стенами, колоннами и красочным мозаичным полом представляла собой весьма яркое и красочное зрелище около 1600 лет назад, предположила Мегнесс.

 

Когда в 2011 году Магнес начала раскопки на территории современной арабской деревни Якук, которая стояла на этом месте до пожара 1948 года, она специально не охотилась за блестяще выполненными красочными мозаиками, которые теперь прославили это место, а скорее искала ответы на вопросы, поставленные в ходе десятилетних дебатов среди ученых по поводу датировки древних еврейских храмов.

В 1934 году отец израильской археологии Елеазар Сукеник (Eleazar Sukenik) опубликовал типологию, которая относила синагоги «Галилейского типа» ко II и III столетиям. Другие еврейские молитвенные дома, которые имели апсиды, были обозначены как «византийские» и датированы V и VI веками. Спустя десятилетия археологи, в том числе Эрвин Гуденаф (Erwin Goodenough)и Михаэль Ави-Йонах (Michael Avi-Yonah), добавили «переходный (широкоформатный) тип», который они датировали IV веком.

Мегнесс отмечает, что, вопреки общей традиции этой школы, она сочла проблематичным использовать архитектурный стиль синагоги в качестве основы для датирования периода ее строительства и деятельности. Мегнесс сочла, что археологи не замечают важных доказательств, которые противоречат относительно ранней датировке синагоги — II-III вв. Тем не менее, многие ученые давали галилейский тип еврейских молитвенных домов, в основном найденных вблизи Галилейского моря. Здания, такие как знаменитая синагога в Капернауме, расположенная в 5 км от Хукука, были датированы на основе их римского стиля архитектуры, изученного на примере храмов в Сирии и Малой Азии.

В то же время, в некоторых случаях, сказала Мегнесс, археологи не обратили должного внимания на артефакты, найденные рядом с синагогами, которые позволили бы уточнить датировку зданий. В некоторых случаях погрешность могла вообще составить несколько сотен лет.

«Я потратил последние 20 лет на сбор археологических рапортов, в том числе по Капернауму, утверждая, что археологи неправильно истолковали [доказательства] и ошибочно датировали синагоги, основываясь на их архитектуре», — сказала исследовательница. «Экзистенциальная разница заключается в том, были ли построены эти монументальные здания в эпоху языческого римского правления или во времена христианской Византийской империи. Последствия того, когда они были построены, отражает статус еврейских общин при каждом режиме», — отмечает Мегнесс. «Многие ученые считают, что евреи страдали от угнетения [в византийскую эпоху], но если они строят такие огромные синагоги, это явно не так», — сказала она.

Мегнесс начала «охотиться» в поисках нетронутой раскопками синагоги, чтобы получить подтверждение своих предположений. Выбирая для раскопок Хукук в 2011 году, она объяснила, что ее цель состояла в том, чтобы исследовать нетронутую синагогу и методично проанализировать связанные с ней артефакты. Мегнесс решила раскопать Хукук, чтобы уточнить хронологию синагог «Галилейского» типа, которые, по ее мнению, относятся к четвертому веку, а затем сравнить их с синагогами «переходного» и «византийского» типов.

В отчете приводятся подробные данные о раскопках построек, относящихся к эпохе эллинистического периода, найденных в деревне, и позднеримской синагоге, которая, согласно археологическим данным, была построена в начале пятого века.

Спустя несколько сотен лет, в XII —XIII вв., здесь было построено средневековое общественное здание (возможно, синагога), а затем в XVIII — XIX вв. была возведена пекарня под открытым небом. Окончательно это место сложилось к ХХ веку как современная арабская деревня Якук, которая была разрушена в 1948 году и в конечном итоге использовалась израильскими военными в качестве учебных площадок до того, как местность была расчищена бульдозером в 1960 году.

Нынешние раскопки группа Мегнесс проводит совместно с Шуа Кисилевич из Управления израильских древностей, работы спонсируются UNC-Chapel Hill, Университетом Бейлора, Университетом Бригама Янга, Университетом Торонто и другими организациями.

В Хукуке команда Мегнесс обнаружила то, что она изначально искала: достаточно доказательств того, что найденная древняя синагога может быть датирована началом пятого века нашей эры, что было подтверждено благодаря данным радиоуглеродного анализа. Первая мозаика была обнаружена на второй год раскопок, и с тех пор их найдено несколько.

Мегнесс сказала, что до сих пор неизвестно, как долго использовался позднеримский иудейский молитвенный дом и почему он был оставлен. После того, как постройка оставалась заброшенной в течение некоторого времени, она, в конце концов, рухнула, возможно, в результате землетрясения, но эта тема требует дальнейшего изучения, отметила Мегнесс.

В XII веке последующие поселенцы на этом участке повторно использовали части синагоги как строительные материалы для еще одного монументального сооружения, которое было построено на руинах синагоги. «Мы почти уверены, что они видели хотя бы часть мозаик», — сказала Мегнесс, но они проигнорировали их, не имея возможности использовать частично разрушенный пол в своей новой структуре.

В течение 2014 года команда Мегнесс также раскопала фрагменты отдаленной еврейской деревни, которая дала дополнительное представление о сельскохозяйственном образе жизни ее обитателей, а также постройках, в которых они проживали.

Мегнесс по итогам раскопок в Хукуке заявила, что полученные результаты не доказывают, что все синагоги «Галилейского» типа датируются более поздним временем, чем II — III века н.э., которые им «присвоены» в качестве датировки, но ее исследование предполагает, что здания не могут быть датированы только на основе стилистики их архитектуры.

Форумы