• Источник:
  • Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru

Вышел очередной номер научно-популярного журнала «Библейская археология» за ноябрь-декабрь

Одна из обширных статей номера посвящена путям сохранения арамейского языка

ВАШИНГТОН. Общество библейской археологии выпустило очередной номер своего специализированного альманаха, сообщается на веб-сайте общества.

Первый большой материал номера называется «Спасти арамейский, на котором говорил Иисус и другие евреи Его времени». Автор материала – один из самых авторитетных на сегодняшний день знатоков арамейского языка, профессор гебраистики Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Йона Сабар. Будучи сам по рождению курдистанским евреем и носителем современного арамейского языка проф. Сабар рассказывает об истории этого языка, ставшего в VII в. до Р. Х. языком международного общения на Ближнем Востоке, а в последующем, также, языком, на котором было написано множество кумранских и талмудических текстов и трактатов. Для Христианства важен тот факт, что арамейский язык, прежде всего, – это родной язык Иисуса Христа, его семьи и его первых последователей.

В своей статье автор, кроме всего прочего, рассуждает о путях сохранения языка (современная версия языка в науке называется – нео-арамейский), на разных диалектах которого говорят сегодня очень немногочисленные этнические анклавы Ближнего Востока. Дело в том, что арамейский язык находится под угрозой исчезновения, так как носители языка – курдистанские евреи и ассирийцы, традиционно жившие на приграничных территориях северного Ирака, Турции и Сирии, начиная уже с 1920-х годов, постоянно мигрируют в Израиль, Европу, Америку и Австралию, где происходит их культурная и языковая ассимиляция.

Вторая большая тематическая статья номера – «Скрытая водами Никейская базилика». Она посвящена исследованиям недавно обнаруженного турецкими археологами на дне озера Изник христианского храма, который датируется первой третью IV в. Один из авторов статьи проф. археологии Мустафа Сахин, возглавляющий работы над новооткрытым археологическим памятником, рассказывает вместе со своим коллегой Марком Фейрчайлдом об этапах и результатах изучения храма: об аэросъемке, об обнаружении аквалангистами останков стен церковного здания, погребальных склепов и монет периода правления императоров Валента II (364-378 гг.) и Валентиниана II (375-392 гг.). Предполагается, что это может быть базилика, в которой в 325 г. проходили заседания Первого Вселенского собора. Также среди учёных высказывается мнение, что церковь могла быть посвящена святому мученику Неофиту, который в начале IV в. пострадал в Никее во время гонений на христиан.

В следующем объёмном материале номера проф. библеистики Кристина Гарроуэй (Еврейский объединённый колледж в Лос-Анджелесе) представила развернутый анализ текстов и археологических данных, посвященных положению и роли детей в обществах Древнего Ближнего Востока. Изучения феномена детства у древних, по утверждению автора статьи, «довольно новая сфера исследований, возникшая в 90-е гг. прошлого столетия под влиянием феминистических и гендерных изысканий в разных социальных и гуманитарных дисциплинах».

Одним из важных открытий последнего времени является то, что статус и степень принадлежности к семье, роду, сообществу зависела не только от пола ребёнка, но и от возраста. Об этом, в частности, свидетельствуют захоронения детей: до 2 лет детей хоронят вне семейного склепа, а начиная с 2 или 3 лет – уже в склепе, рядом с останками родственников.

Последняя тематическая статья посвящена еврейским царям из династии Хасмонеев, правившей Иудеей на протяжении более века в конце эллинистического периода. Их дворцы, раскопанные в Иерихоне, могут рассказать многое о том, как они жили. Автор статьи, специалист по иудаизму Второго Храма Университета Бар Илана Эйал Регев, анализирует дворцовую архитектуру и керамику на предмет выявления того баланса, который стремились соблюсти хасмонейские правители между различными политическими и культурными влияниями и силами в Израильском Царстве – с одной стороны традиционная еврейская религиозность, а с другой, неотвратимый процесс эллинизации, которые порождали конфликты как в среде элит, так в остальных социальных группах того времени.

В своей персональной колонке главный редактор журнала Роберт Карджил рассказывает об обширной переписке, которую ведёт редакция журнала «Библейская археология» с подписчиками, читателями, спонсорами и авторами.

Также в номере опубликован ряд небольших эссе на разные темы: путевые заметки учёного-путешественника проф. Дж. Клауанса о посещении средневековой «Крепости Нимрода» (расположенной в северной части Голанских высот); небольшой очерк об анахронизмах, содержащихся в библейской книге «Бытие» (24:10-11 и 31:34), где говорится об использовании Авраамом и его ближайшими потомками верблюдов, которые, как указывают последние археологические исследования, не были одомашнены в регионе обитания патриархов вплоть до Xвека; статья известного специалиста по новозаветной литературе проф. Ларри У. Хуртадо о том, почему христиане II-IIIвеков предпочитали кодексы свиткам.

Кроме того, в номере содержатся рецензии на новые издания по археологии и библеистике, обзоры выставок (в частности выставки в Метрополитен-Музее под названием «Армения!»), связанных с библейской и раннехристианской и общегуманитарной проблематикой, анонсы научных конференций, семинаров, новости о последних археологических проектах, и многое другое.

Форумы