• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Подведены итоги Конгресса мировых религий, прошедшего в Казахстане

Были высказаны разные мнения относительно религиозного мира в Казахстане

 

АСТАНА. В Казахстане завершился VI Конгресс мировых и традиционных религий, что стало свидетельство мрелигиозного мира в стране, однако со стороны католических миссионеров прозвучала критика в отношении властей в связи с тем, что "каждая религия существует в своем гетто и жестко ограничивается властями", сообщает fides.

Так называемая «казахстанская модель» мирного и добрососедского сосуществования самых различных религий в атмосфере взаимного уважения, которую президент Нурсултан Назарбаев рекомендует как пример для подражания по всему миру, вполне действенна, но все же не совсем свободна от недостатков, по мнению некоторых участников VI Конгресса мировых и традиционных религий, прошедшего в Астане 11-12 октября. «Эта модель вполне реальна и дееспособна, – отметил отец Эдуардо Канетта (Edoardo Canetta), профессор Амброзианской академии в Милане и католический миссионер, многие годы служащий в Казахстане приходским священником, в своем интервью агентству Agenzia Fides при закрытии Конгресса мировых религий, – но в ее основе все же лежит довольно противоречивая концепция, согласно которой свобода вероисповедания приравнивается к свободе богослужений, и таковая весьма жестко ограничивается в стране».

«С политической точки зрения, этот форум вполне исполняет свою роль и демонстрирует на самом высоком международном уровне, что в Казахстане нет религиозных противоречий и конфликтов (а дело обстоит именно так, и это серьезное достижение), – размышляет далее отец Канетта. – Однако на практике это добрососедство выражается лишь в плановых и весьма формальных межрелигиозных собраниях «для галочки», проводимых под контролем местных властей».

С 2011 года правительство Казахстана проводит последовательную политику государственного контроля религиозной деятельности – с тем, чтобы полностью удовлетворять духовные потребности прихожан с одной стороны и своевременно предотвращать малейшие трения, а тем более столкновения с другой стороны. «Действующее законодательство Казахстана ограничивает возможности широкого религиозного образования, – отмечает профессор Канетта. – К примеру, всего несколько месяцев назад местные власти арестовали православного священника за то, что во время своей поездки в горы в Алма-атинской области он отслужил обедню при стечении народа, причем в помещении, не утвержденном официально в качестве молельного дома, и тем самым нарушил законодательство. Эта же норма законодательства предписывает, что детей можно учить закону Божьему лишь в присутствии родителей. То есть на практике религии в стране загнаны в свои гетто и им запрещено выходить из этих гетто в публичную сферу со своими вероучениями».

По мнению профессора Канетты, власти Казахстана сейчас зашли в некий юридический тупик. «В отличие от других стран мусульманского большинства, Казахстан подписал Декларацию прав человека 1948 года и вынужден выполнять все ее условия, в частности статью восьмую, где предусматривается возможность обращения в иную веру, – говорит отец Канетта. – Однако в реальной жизни отступников от веры считают предателями, и это отношение диктуется неким неформальным законом или неписанной традицией, существующей на уровне многовековой культуры, и вполне разделяемой местными властями, которые есть плоть от плоти этой давней культуры».

Выступая на Конгрессе мировых и традиционных религий перед духовными лидерами мира, президент Нурсултан Назарбаев заявил, что философию, на которой держится казахское общество, можно кратко охарактеризовать как «единство в разнообразии». «Можно согласиться, что этот принцип весьма точно соответствует нынешним реалиям жизни в Казахстане, – отмечает миссионер Канетта. – Президент фактически является опорой государства и обладает в этом качестве колоссальной властью, насаждающей идею всеобщего мира и согласия и черпающей опору в ней – в частности, в деле предотвращения возможных столкновений между русскими и казахами. Религия, в рамках модели Назарбаева, считается важной составляющей общественной жизни, но сфера ее действия строго ограничивается рамками соответствующей этнической или культурной группы».

В настоящее время в Казахстане, по данным официальной статистической отчетности министерства внутренних дел, проживает в мирном добрососедстве порядка 17 миллионов человек. На долю мусульман приходится 70% в населении страны, на долю христиан 26%, и 1% населения исповедует католическую веру.

Форумы