Духовно-нравственный образ Владыки

Троицкий кафедральный собор в Чернигове


Блаженни алчущие и жаждущие правды...

(Мф. 5.6.)

Что бы в полной мере оценить высоту святительского подвига преос. Филарета, необходимо хотя бы в самых общих чертах охарактеризовать его духовно-нравственный облик, вырисовывающийся из его писем и воспоминаний современников. Прежде всего скажем несколько слов о его внешности. "Росту он был не высокого, - вспоминает профессор Казанской Духовной Академии Г. Еливеев, - красивый собой и вообще имел наружность очень приятную, невольно располагающую к нему всех, приветлив и ласков ко всем". 2 И как пишет о нём отец Иоанн Шероцкий: "По выходе из церкви, в зале архиерейского дома мы все увидели своего нового архипастыря, который всем одинаково показался смиренным рабом Христовым, лицем красив, хотя и бледным, худеньким, небольшого росту, с волосами на голове и бороде черноватыми". 3

Не смотря на занимаемое высокое положение, арх. Филарет в частной жизни был прост и нетребователен. "...Спал 5 часов в сутки. В определённую пору хотя и давали обед, но он удовлетворялся этой потребностью мимоходом".4 Преос. Филарет был истинным любителем добродетели (с греч. "φηλαρετης" - любитель добродетели), основной из которых было "беспримерное его трудолюбие". 5 Вся жизнь преос. Филарета была посвящена чтению и труду. Науколюбивый дух его не позволял ни минуты бездействия. Ночью пробирался, он часто, брал свечу, шёл в библиотеку, доставал книгу или рукопись и садился работать, не отлагая таких занятий на утро. Под старость, когда физические силы его слабели, он ложился спать на полу; по обе стороны его горели свечи, лежали книги и бумаги, когда уставал у него один бок он переворачивался на другой и продолжал работать. Впрочем так работал он и в молодости. Когда уставала спина, он ложился на пол и занимался лёжа. Занятия в таком положении часто оканчивались головной болью, а иногда и кровоизлияниями из гортани. 6 Но по другому нельзя было бы объяснить тех результатов, которых достиг Святитель на административном и научном поприще.

Молитва была насущной потребностью его души. "Молитва - необходимейшая потребность души нашей [...]. Она тоже для души, - учит он, - что дыхание для телесного организма". 7 И далее - "Дорожите молитвою. Молитесь усердно, искренно; не упускайте ни одного времени молитвы, что бы не лишить души высоких благ, какие доставляет молитва".8

Сам Святитель дорожил молитвой, в особенности церковной. "Не проходил почти ни один воскресный или праздничный день в который преос. Филарет не совершал бы Божественного служения. Ни слабость его здоровья, ни труженическая учёная жизнь никогда не отвращали его от чтения великопостного канона. Богослужение совершал он чрезвычайно умилительно". 9 Как пишет И. Листовский: "Его служение было торжественно, и просто". 10 Но более всех священнодействий Владыку умиляло служение Евхаристии. Так, что даже "при освящении Святых Даров, и, в особенности, перед причащением - Честного Тела и Святыя Крови Христовых, [...] сильно плакал, даже всхлипывал, и тем задерживал более скорое окончание литургии", - вспоминает прот. Иоанн Шероцкий в Харьковский период его служения. 11 Такие же свидетельства мы встречаем и в Риге 12, и в Чернигове. 13

Неотъемлемой чертой его характера была беззаветная любовь к правде.14 В письме к А. В. Горскому он пишет: "Друг мой! [...] с такою же докучливою любовью прошу не скрывать никогда правды. Правда дорога, ей не отдавать должного низко и опасно".15 Эта же любовь побуждала его отворачиваться от лести, клеветы и доносительства. "Искренно скажу тебе и о том, - пишет Владыка, - что, право, не имею желания и не позволяю принимать слухи со стороны [...] не только не люблю, ненавижу людей и тех, которые по видам своим домогаются низкими поступками (каковы сплетни), что либо выиграть для себя. Зачем хитрить в священной жизни христианского детства". 16

Будучи непримиримым противником клеветы Преосвященный сам часто становился её жертвой, но здесь очень показательно отношение к ней самого Святителя. Он с терпением и великим смирением сносил эти удары злобы, находя поддержку в Боге, ведавшем неподкупную чистоту его поистине младенчески целомудренной души. "Бог милостив к грехам моим - терплю, что бы терпением закрыть в душе язвы греховные", - писал он по поводу этих нападок со стороны не понимавших его или враждебно настроенных к нему людей. 17 Или другой пример: монахиня Эмилия, близко знавшая арх. Филарета, наслушавшись в одном харьковском доме различных сплетен по отношению к нему, вся в слезах пришла и рассказала ему всё, но была поражена его реакцией. "Он выслушав, кротко улыбнувшись сказал: "Слава Богу, что клевещут на меня напрасно. Этим снимают с меня мои грехи и уменьшают мне за них ответ пред Богом. Жаль только бедных клеветников, что, облегчая мне душу, свои души они обременяли грехом клеветы". 18

Говоря о духовно-нравственном облике преос. Филарета мы хотели бы привести слова о нём известного русского философа - Ю. Самарина: "Он, кажется, вполне монах и только монах..." 19 Писатель верно подметил то, что, по видимому, было главным в Святителе: он всегда оставался прежде всего монахом, в исконном смысле этого слова (греч. μοναχός от μόνος - "один", "одиночка"), иноком (слав. "инок" означает "иной"). Но кроме "ангельского образа", он ещё принял на себя и "помазание науки", относясь к учёному иночеству. Здесь интересно будет привести собственные слова Владыки в которых выражен его взгляд по этому вопросу. "Ты указываешь, друг мой, - пишет он А. В. Горскому, - на мой собственный опыт тому, как трудно жить учёному монаху. Если дело касается моего опыта, то, призвав Господа в помощь, искренно скажу тебе, что доселе, при содействии неизреченной милости Господа Иисуса, мне не приходило и на мысль жалеть о моём монашеском положении. Грехов моих бездна, а монашество едва ли не в одном имени; тем не менее благодарю Господа моего, что он, не взирая на не чистоты души моей и прошедшее и настоящее, не отвергнул принять меня под кров иночества. О скорбях же жизни - иноческо - учёной ни слова: они могут быть тяжки: но Он направляет их на славу Свою". 20 Из этих слов видно, что такой важный шаг, как принятие пострига, он сделал не по карьерным соображениям, а по внутреннему распоряжению, желая всю свою жизнь отдать на служение Богу.

Так же и на свои учёные труды он смотрел как на подвиги в высшем иноческом смысле. Подобно древним подвижникам, он всё, сделанное своими руками и выручаемое за это делание, отдавал на пользу других или на созидание и благоукрашение обителей и храмов. Ещё при жизни за свою щедрость, он приобрёл себе прозвище "Филарета - милостивого".21

Важнейшим качеством его щедро одарённой личности являлось смирение, выражавшееся в полном и абсолютном доверии непостижимому Божественному Промыслу. Так после перевода его с "университетского" Харькова в "тёмный" Чернигов (как он сам отзывался об этих городах), он пишет к Н. Романовскому: "Вы спрашиваете зачем удалили меня от вас? Ответ простой: затем, что не годен для вас. Всё нужное нам Господь подаёт нам. Это несомненная правда. Спасайтесь во Господе". 22 Это смиренное доверие к Промыслу Божию давало Архипастырю возможность великодушно переносить суровые удары судьбы и не приходить в отчаяние от разного рода неудач и жизненных невзгод. "Всякому своя доля, - писал он. - Мне доля - горечь, и горечь. Да будет благословенно имя Господа Спасителя грешников, из которых я самый последний". 23 Так же со смирением относился Владыка и к своим трудам: "Что делать, - писал он другу, - если иногда и встречают нас не ласково. Быть может, что в последствии признают, что-нибудь и доброе в труде немощи, в труде грешника. Но в труде искреннем. А если не увидят люди, Он сердцеведец, узрит. А если и того не будет, что ж удивительного, что у грешника всё худо". 24

Эту сущностную черту личности преос. Филарета, вероятно прозрел ещё в Шацком училище еп. Иона, когда дал ему фамилию "Гумилевский", которую можно воспроизвести не только от лат. humilis означающего "малый рост", но и от лат. humilitatis - "смирение".

Но что самое существенное в духовно-нравственном образе архиеп. Филарета, так это - его горячая любовь к своей пастве, которая подвигала его на все те непосильные труды, которые он нес и на святительском и научном поприще. И на конец, эта же любовь, подвигла его разделить беду свою чад и отдать жизнь свою за них. А, как известно, «Нет больше той любви, как если положит кто душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13.).

Надо ещё заметить, что преос. Филарет, при его смиренном и добром сердце, был в высшей степени благовоспитанным, был можно сказать изящный человек во многих отношениях. Его манера и беседа, говорит биограф Преосвещеннейшего, давали вам понять это. Всё эстетическое, всё возвышенное пленяло его. Никогда нельзя было заметить на нём безвкусное сочетание цветов в одежде. Он был очень чуток к красоте храма и благолепию церковного пения. 25

Образ арх. Филарета, одновременно трагический и светлый, обладает большой притягательной силой. Прежде всего он привлекает своей цельностью в сочетании ума и сердца, образованности и духовности. Эта цельность способствовала тому, что он был не только "преосвященным", но и "просвещенным" архиереем нашей Церкви. Просвещающим не только примером благочестия, но и подобно древним славным святителям - "каппадокийцам", просвещающим и "светом разума", который в то бурное и сложное время, каким являлся 19 век, был крайне необходим русскому обществу.

Примечания

2. Елисеев Г. Из далёкого прошлого двух академий // Вестник Европы. - 1891. - Т. 1. - С. 292.

3. См.: Шероцкий И., прот. Филарет арх. Харьковский и Ахтырский // Духовный Вестник - 1866. - № 12. - С. 416.

4. Письмо одного помещика к арх. Могилевскому Анатолию Мартыновскому // Киевская Старина. - 1886. - Т. 14. - № 4. - С. 833.

5. Как отмечают современники - "оно изумляло нас, [...]: ни в себе, ни около себя мы ничего никогда не видели подобного". См.: ЧЕИ. - 1866. - № 17. - часть не официальная. - С.

6. См.: Некролог // Вести. - 1866. - № 68.

7. Филарет (Гумилевский), арх. Слова, беседы и речи. - СПб., 1883. - С. 120.

8. Филарет (Гумилевский), арх. Слова, беседы и речи. - СПб., 1883. - С. 169.

9. Отъезд из Харькова преос. Филарета Гумилевского для присутствия в Св. Синоде // ХГВ. - 1858. - № 29. - С. 347.

10. Листовский И. Филарет, арх. Черниговский. - Чернигов. 1895. - С. 203.

11. Шероцкий И., прот. Филарет арх. Харьковский и Ахтырский // Духовный Вестник - 1866. - № 12. - С. 400.

12. См.: Последняя рижская проповедь прот. Владимира Назаревского // Русский Вестник. - 1883.- № 2. - Т. 163. - С.

13. Листовский И. Филарет, арх. Черниговский. - Чернигов. 1895. - С. 353.

14. По замечанию прот. Георгия Флоровского: "У Филарета было почти болезненное чувство правдивости". Флоровский Г. прот. Пути русского богословия. Париж. 1983 г. С. 365.

15. Письма Филарета арх. Черниговского к А. В. Горскому // Приб. к изд. твор. Св. отцов в Рус. пер. - М., 1885. - Ч. 36. - С. 477. (139)

16. Письма Филарета арх. Черниговского к А. В. Горскому // Приб. к изд. твор. Св. отцов в Рус. пер. - М., 1885. - Ч. 36. - С. 476. (138). О непримиримом отношении его к клевете, так же свидетельствуют его проповеди, в которых он, со свойственным ему темпераментом, восставал против этой страсти. См.: например, Слово против вражды, пристрастной к доносам. - М., 1856.

17. Цитата по соч.: Вениамин (Яковенко), игум. Преос. Филарет, арх. Черниговский. //ЖМП. - 1966. - № 10. - С. 54.

18. Ковальский А. Игуменья Эмилия, основательница Верхо - Харьковского Николаевского девичьего монастыря. // Душеполезное чтение. - 1885. - № 3. С. 403

19. Самарин Ю. Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1997 г. С. 175.

20. Письма Филарета арх. Черниговского к А. В. Горскому // Приб. к изд. твор. Св. отцов в Рус. пер. - М., 1884. - Ч. 33. - С. 552. (п. 31).

21. Пономарёв С. Преос. Филарет, арх. Черниговский и Неженский. // Полтавские Епархиальные Ведомости. - 1866. - № 18. - Часть не оф. - С. 247.

22. Письма преос. Филарета к Н. Н. Романовскому // Харьковский Сборник: Литературно - научное приложение к "Харьковскому календарю" на 1892 г. - Х., - 1892. - В. 6. - С. 182. (п. 46)

23. Богуславский П. Душевная драма Филарета, арх. Черниговского. // Вера и Жизнь. - 1916. - № 21 - 22. - С. 49.

24. Цит. по: Листовский И. Филарет, арх. Черниговский. - Чернигов, 1895. - С. 414.

25. Листовский И. Филарет, арх. Черниговский. - Чернигов,1895. - С. 203 - 204.

Форумы