Гимнография, посвященная Иверской иконе

Иверская икона Божией Матери. 1898 г. Иконописец В. П. Гурьянов (частное собрание, Москва)

Фрагмент статьи из т. 21 «Православной энциклопедии». Москва, 2009 г.

Канон в честь И. и. 4-го плагального (8-го) гласа, содержащийся в 2 рукописях XVII-XVIII вв., был написан неким Гавриилом, которого Ж.-Б.-Ф. Питра отождествил с прп. Гавриилом Иверским (Pitra J. B. Hymnographie de Église grecque. R., 1867. P. 11, 13-16; Idem. Analecta sacra. T. 1. P. 330-331), а П. Пасхос считал гимнографом XVII в. (Paschos P. B. Gabriel l' Hymnographie: Kontakia et canons. P.; Athènes, 1978-1979. P. 81-87, 262-277). Неопубликованная служба в честь И. и. содержится в рукописи Ath. Iver. gr. 847 1-й пол. XVI в. (Fol. 33-54). Молебные каноны И. и. были составлены прп. Никодимом Святогорцем (Γεδεών Μ. ῾Ο ῎Αθως: ᾿Αναμνήσεις, ἔϒϒραφα, σημειώσεις. Κωνσταντινούπολις, 1885. Σ. 19-23) и мон. Герасимом Микраяннанитом (Τὸ ῞Αϒιον ῎Ορος νικητὴς τοῦ χρόνου κα τῆς φθορᾶς: Παναϒία «Πορταΐτισσα», ῾Ιερὰ Μονὴ ᾿Ιβήρων, ῞Αϒιον ῎Ορος. ᾿Αθήνα, 1997. Σ. 140-150). Рукописи, содержащие канон И. и. на груз. языке, составленный прп. Иоанном (Грдзелидзе) († 1018) спустя 85 лет после обретения иконы, утрачены.

Распространение почитания И. и. в России сопровождалось созданием в ближайшем окружении патриарха Никона поэтических произведений в ее честь, первоначально нелитургическими по характеру образцами барочной поэзии. Таковы анонимная «Песнь образу Пресвятыя Богородицы Иверския, како его украси Никон, святейший патриарх Российский» (см.: Бессонов П. Калеки перехожие. М., 1861. Вып. 3. С. 788-789. № 241; Щеглова С. А. «Богогласник»: Ист.-лит. исслед. К., 1918. С. 247-248; Позднеев А. В. Никоновская школа песенной поэзии // ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 419-426) и эпические песни Епифания (Славинецкого) «О Пресвятая Марие девице» и «Что тя именуем, обрадованная», написанные им в 1654-1655 гг. (Там же). Служба И. и. была переведена с греч. языка в 1738 г. иером. Димитрием (Райским) и «дидаскалом греченином» Иоанном. Широкого распространения она не получила и встречается преимущественно в сборниках сер. XVIII-XIX в. монастырского происхождения (Белоброва. 1996. С. 250). В совр. рус. Минее (Минея (МП). Октябрь. С. 338-351) 13 окт. помещена бденная служба И. и.; 12 февр. (Там же. Февраль. С. 398-407) содержится «иная» служба И. и., хотя многие ее песнопения совпадают с указанными 13 окт.

Ссылки по теме
Форумы