Монастырский комплекс Иверского монастыря

Вид Иверского монастыря на Афоне. 1900 А. И. Мещерский

По материалам статьи из т. 20 «Православной энциклопедии». Москва, 2009 г.

Монастырский комплекс начался с территории бывшей лавры Климента, постройки к-рой группировались вокруг кириакона (главного храма), находившегося на месте совр. ц. св. Иоанна Предтечи в сев.-вост. части двора; алтарь кириакона был ориентирован на восток с сильным смещением к северу. Кафоликон И. м. был построен в кон. Х в., причем его ось была сдвинута, так что алтарь стал больше ориентирован на восток. После пожара 1804 г. зап. часть расширившегося мон-ря была перестроена и переориентирована на ось кафоликона. Уникальный план мон-ря состоял из 2 трапециевидных четырехугольников. Пятиэтажная колокольня (1513, сильно повреждена землетрясением 1905) находится в зап. части юж. линии построек. Главный вход в мон-рь (с открытым портиком 1867) располагался в центре сев. стены, в ее новой части; правее его сохранился старый вход, над к-рым помещалась икона «Портаитиссы»; он открыт в упомянутый выше портик и ведет в храм Пресв. Богородицы «Портаитиссы». Новый вход недавно устроен в центре юж. стены, справа от пирга (оборонительной башни мон-ря).

Кафоликон, освященный в честь Успения Пресв. Богородицы (976 или 980-983), является одним из старейших на Св. Горе. Он был построен после кафоликона Великой Лавры (963) и одновременно с кафоликоном Ватопеда (между 972 и 985), с к-рым имеет большое сходство. Все 3 храма представляют собой редкий тип крестово-купольного триконха. В основе объемного построения - классический средневизант. одноглавый храм на 4 опорах, с 3-частным алтарем и вимой; к нему добавлены боковые экседры, увеличивающие пространство храма. У кафоликонов Ватопеда и И. м. есть ряд отличий от кафоликона Великой Лавры: вместо подкупольных столбов сложного сечения в них использованы колонны, экседры снаружи не полуциркульные, а граненые, оба имеют более вертикальные пропорции и вытянутые по продольной оси планы. Несмотря на наличие традиционных для Византии нартекса и экзонартекса, они относятся к немногим кафоликонам Св. Горы без лити (появились позднее) и обширных притворов (иногда первоначальный, внутренний экзонартекс кафоликона И. м. неточно называют лити, чтобы отличить от пристроенного позже внешнего экзонартекса-портика). Нартекс и экзонартекс кафоликона 2-этажные; нижние этажи перекрыты крестовыми и купольным (центральная ячейка нартекса) сводами, 2-й этаж экзонартекса завершен 3 низкими купольными сводами, нартекса - 2 световыми куполами (вместе с основным куполом они образуют трехглавие храма). Уникальная особенность интерьера кафоликона И. м. состоит в том, что экседры, а также вход из экзонартекса в нартекс фланкированы мраморными колоннами с капителями из сполий. От первоначального декора сохранились также мраморная облицовка нижней части стен, фрагмент мраморного пола X-XI вв. и плита из порфира с бронзовой вставкой с надписью: «Я утвердил эти столпы и в век не поколеблются. Георгий Монах Ивир ктитор».

В результате исследований подтвердилась древность экседр Ватопеда (MamaloЪkoj. 2001. S. 383-385); то же самое предполагается и относительно И. м. Экседры обоих кафоликонов могли быть созданы по образцу к.-л. ныне неизвестного памятника К-поля или находящихся на территории под его непосредственным влиянием (Ibid. 385). Не исключено, что их постройка связана с влиянием близких к ним композиций груз. и арм. архитектуры (в первую очередь Тао (Тайка)), тем более если учитывать активную деятельность выходцев с Кавказа на Афоне (основавших И. м.) и происхождение прп. Афанасия из Трапезунда (Strzygowski. 1923; Hasluck. 1924; Казарян. 2005. С. 24). Оба храма могли стать образцом для устройства экседр в кафоликоне Великой Лавры при его перестройке под рук. прп. Афанасия (1002). На Кавказе поперечные экседры в качестве хор не использовались, но экседры Ватопеда и И. м. могли «подсказать св. Афанасию новое решение волновавшей его задачи - удобного расположения хор» (Казарян. 2005. С. 24, 27).

Кафоликон И. м. подвергся серьезной перестройке в 1492 (или в 1513) г. В 1725 г. с юга к экзонартексу была пристроена колокольня. Одноэтажный внешний экзонартекс-портик был построен, по всей видимости, в кон. XVIII в., когда эта архитектурная форма стала типична для Афона. Бесстолпные приделы собора были возведены на месте ранее существовавших: северный - св. Архангелов (1812) и южный - свт. Николая Чудотворца (1846). С 1999 г. реставрируются фрески собора, относящиеся к сер. XVI в. (худож. Марк из круга Феофана Критского) и поновленные в 1842 г. и в нач. XX в. В наст. время расчищены росписи сев.-зап. части наоса (цикл св. Иоанна Предтечи). Цикл Апокалипсиса и др. росписи экзонартекса созданы в 1795 г. (худож. Никифор из Аграфы), поновлены в 1888 г. (худож. Михаил Продромит).

Церковь св. Иоанна Предтечи (1710, фрески 1815, художники мон. Вениамин и иером. Захария из Галатисты) построена на месте кириакона мон-ря Климента (IX-Х вв.) и включает нижние части его стен. Т. к. уровень двора того времени был иным, пол нового храма устроен на сводах, перекинутых между стенами старого кириакона. Соответствием плану старого храма может объясняться и отсутствие боковых экседр (Милонас. 2000. Ч. 2. С. 107). В алтарной части храма обнаружены фрагменты фресок Х в.

Церковь Пресв. Богородицы «Портаитиссы» (1680, фрески 1683, иконостас 1875) находится к северу от кафоликона, почти примыкая к сев. стене у старого входа в мон-рь. Она ориентирована по оси ц. св. Иоанна Предтечи. Росписи нартекса, содержащие изображения исторических лиц (Александра Македонского и Дария, древенегреч. философов и писателей Солона, Платона, Аристотеля, Софокла, Фукидида, Плутарха и др.), относятся к 1774 г. В храме хранится Иверская икона Божией Матери «Портаитисса», а также чудотворная икона вмч. Георгия.

Обширная трапезная мон-ря и высокая колокольня (1848) традиционно расположены против зап. фасада кафоликона, ровно по его оси. Между кафоликоном и трапезной находится водосвятная купель, сооруженная в 1865 г. (фрески 1878, худож. Филипп) на месте более древней (1614, 1734); в ее облицовку вставлены плиты из древнего кафоликона. Из многочисленных построек, находящихся за пределами мон-ря, уникальны здание лепрозория (к западу) и зернохранилище (1800; ныне столярная мастерская), построенные рядом с пристанью (с башней 1626), к северу от мон-ря.

Помимо кафоликона с 2 приделами и отдельно стоящих храмов св. Иоанна Предтечи и Пресв. Богородицы «Портаитиссы», в мон-ре существует еще 17 престолов. 12 парекклисионов устроено в зданиях монашеских келий; как это часто бывает на Афоне, парекклисионы расположены друг над другом по 2 и по 3, еще один (в честь Преображения Господня) - на верхнем этаже башни. Остальные находятся вне стен мон-ря: на берегу моря, к востоку от И. м.,- кафизма с триконховой в плане ц. Пресв. Богородицы «Портаитиссы» (1835) при источнике св. воды (агиасме), на месте, куда приплыла Иверская икона Божией Матери; кладбищенская ц. во имя свт. Афанасия Великого (1672); 2 при пристани - 3 Вавилонских отроков и прор. Даниила и преподобных Георгия, Евфимия и Иоанна Святогорцев.

На тропе, ведущей из Кареи в И. м., иверским просмонарием Максимом, к-рому было видение Божией Матери, в 1960 г. была построена ц. Пресв. Богородицы, называемая «Номизма» или «Флури», в память явления бедняку Божией Матери, давшей ему золотую монету.

Литература: Strzygowski J. Origin of the Christian Church Art. Oxf., 1923; Hasluck F. W. Athos and its Monasteries. L.; N. Y., 1924; Kadas S. Mont Athos: Guide illustrй des vingt monastиres. Athиnes, 1987; Милонас П. Иллюстрированный словарь Св. Афонской горы. Т. 1. Ч. 1: Атлас 20 суверенных мон-рей: Топография и архитектура. Вып. 1-3. Тюбинген, 2000; MamaloЪkoj S. B. TТ kaqolikТ tБj MonБj Batoped...ou: 1Istor...a ka... ўrcitektonik». Qessalon...kh, 2001; Казарян А. Ю. Триконховые крестово-купольные церкви в зодчестве Закавказья и Византии // Византийский мир: Искусство К-поля и нац. традиции. К 2000-летию христианства. М., 2005. С. 13-30.

Л. К. Масиель Санчес

Скиты и келлии, принадлежащие И. м. Скит св. Иоанна Предтечи (называемый также Иверский скит) расположен на возвышенности к западу от И. м., в получасе ходьбы от него. На этом месте с X (IX?) в. существовала небольшая груз. обитель Афо, а недалеко от нее - пещера прп. Гавриила.

В одной из калив подвизался свт. Афанасий I, патриарх К-польский (1289-1293; 1303-1309) (DwrТqeoj. 1986. T. 1. S. 272). После 1306 г. в результате набегов каталонских пиратов она пришла в запустение. Впосл. здесь поселился и положил начало духовной жизни прмч. Иаков († 1519 или 1520) со своими учениками.

В завещании патриарха Серафима I (1734) это собрание калив упоминается уже как скит, устав к-рого был утвержден в И. м. в 1788 г. Кириакон, посвященный Усекновению главы св. Иоанна Предтечи, согласно настенной надписи, построен в 1779 г., а расписан в 1799 г. мон. Никифором из Карпенисиона на средства иером. Паисия с Закинфа. Сохранились также 2 строения того же времени рядом с кириаконом и полуразрушенный храм, возведенный прмч. Иаковом.

В скиту подвизались вдохновитель движения колливадов свт. Макарий Нотара (1731-1805), сщмч. Григорий V, патриарх К-польский († 1821), нмч. Константин с о-ва Идра († 1800), преподобномученики Прокопий († 1810), Онуфрий Габровский († 1818), Евфимий Новый из Димицаны († 1814), Игнатий († 1814) и Акакий Новый из Нивори († 1816). Последние четверо готовились к мученическому подвигу в каливе свт. Николая Чудотворца под рук. старца Никифора, духовника патриарха сщмч. Григория V, к-рый построил здесь и освятил посвященный им храм.

В принадлежащей скиту каливе св. Архангелов подвизался старец Иларион Грузин (Антоний (Святогорец). 1985. С. 59). В 1964 г. в ней поселился старец Паисий Святогорец. Вскоре он испросил благословение на сооружение новой каливы в овраге близ источника св. Иакова, но из-за сырости у него обострилась болезнь легких, и после операции (1966) в 1967 г. он был вынужден перейти жить в более сухое место - в Катунакии (Исаак (Аталах). 2006. С. 177-188).

Во время становления скита в нем было 13 калив и насчитывалось 33 монаха, в нач. XX в.- 14 калив (из них 2 румынские) и почти 40 монахов. К 2009 г. сохранилось 8 калив, из к-рых населена только одна. Братия (6 чел.) занимается изготовлением ладана.

В 1845 г. И. м. имел 20 келлий (в к-рых проживало 58 насельников) (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 326), в нач. ХХ в.- 15 келлий, из к-рых 5 были заселены рус. монахами: свт. Иоанна Златоуста и свт. Николая Чудотворца близ Кареи, Св. Троицы, преподобных Петра и Онуфрия и Пояса Пресв. Богородицы (эта келлия имела 5-этажное подворье в Галате в К-поле) в местности Магула. Всего в наст. время И. м. принадлежит 26 келлий, из к-рых 10 находится в Карее, 13 - между Кареей и И. м. и 3 - недалеко от мон-ря Филофея. Келлия св. Димитрия в Карее используется в качестве конака, или представительства И. м. в св. Киноте. Всего в келлиях 27 монахов, большинство из них занимаются огородничеством и садоводством.

Напротив И. м. на вершине холма расположена келлия прор. Илии, где нек-рое время подвизался патриарх Григорий V, с 8 каливами, в к-рых проживает 5-6 монахов. Здесь жили изгнанные из И. м. грузины во главе со старцем Венедиктом, в числе его учеников был старец Виссарион (Кикодзе; 1807-1893).

Нек-рые из келлий находятся на месте древних мон-рей, основанных в кон. Х - нач. XI в. Так, келлия Пояса Пресв. Богородицы расположена на месте обители Халду, основанной в Х в. Саввой Халдом из визант. фемы Халдия.

Келлия преподобных Петра и Онуфрия в местности Магула отождествляется с визант. скитом Магула, известным в качестве многонаселенной келлии с нач. XI в., скитом она стала в XIII в.; здесь подвизались исихасты Исаия, Корнилий, Макарий, прп. Григорий Синаит, Каллист I, патриарх К-польский, прп. Афанасий Метеорский. Скит, расположенный между И. м. и Филофеем, в течение веков оспаривался этими обителями, пока в 1786 г. патриарх Прокопий не передал его окончательно И. м. В 40-х гг. XIX в. в келлии поселился рус. иером. Савва, в 1868 г. она была приобретена рус. схим. Николаем, к-рый отремонтировал ее. В 1872 г. были воздвигнуты 2 больших здания, в 1880 г.- новый храм во имя преподобных Онуфрия Епипетского и Петра Афонского. Впосл. на нижнем этаже был устроен храм во имя свт. Николая Чудотворца в память коронации имп. Николая II. Преемником схим. Николая стал иеросхим. Феофан († 1900), а последним из рус. старцев - иером. Макарий. Серьезной проблемой келлиотов являлось отсутствие воды, разрешение на строительство водопровода было получено от И. м. только в 1917 г. В наст. время в келлии проживают старец Христодул и послушник Серафим из Австралии. Службы проводятся в нижнем храме, верхний нуждается в ремонте. В обоих храмах сохранились рус. иконостасы (Цареградов. 1908; Троицкий (в печати)).

Келлия Трех святителей находится на месте Сараварского мон-ря, игумены к-рого подписывались под мн. документами XII-XIV вв. Один из сараварских насельников, Михаил Кафолик (XIV - нач. XV в.), именуется «вторым ктитором» И. м. (Pavlikianov. 2001. P. 75-76). Храм к югу от руин древнего построен в 1761 г. и расписан в 1793 г. Иаковом Ивиритом. До нач. ХХ в. сохранялся мраморный пол церкви визант. периода.

Келлия ап. Иоанна Богослова, расположенная к северо-западу от И. м., упоминается с кон. IX в. В ней прп. Георгий II Святогорец организовал школу, где груз. юноши учились у греч. богословов, а затем распространяли эти знания в Грузии. Преподобный привез из Грузии 80 юношей из бедных семей и сирот, чтобы увеличить долю грузин в братии И. м. Эта школа получила известность и просуществовала до нач. XIII в. (GerЈsimoj (SmurnЈkhj), ўrcim. 1903. S. 476-477).

Келлия была восстановлена грузинами во 2-й пол. ХХ в. Когда в 1861 г. на Св. Гору прибыл груз. дворянин Вахта Барклая, он застал в разных афонских обителях только 4 престарелых монахов-грузин, ранее подвизавшихся со своим наставником иером. Венедиктом в иверской келлии прор. Илии. Барклая изъявил желание принять постриг в И. м., но ему было отказано, т. к. греч. насельники мон-ря решили не принимать новых насельников груз. происхождения.

Загоревшись идеей возрождения груз. монашества на Афоне, Барклая по совету Иеронима, духовника Русского Пантелеимонова мон-ря, возвратился на родину, принял монашеский постриг с именем Венедикт и, заручившись сопроводительными грамотами 3 груз. архиереев, собрал средства (35 тыс. р.) для покупки заброшенной иверской келлии ап. Иоанна Богослова. В 1869 г. он вернулся на Афон с 12 соотечественниками и посредством щедрых даров иверской братии добился выкупа келлии за 3 тыс. р. (45 тыс. гроссов) на 3 лица и начал интенсивное строительство, что сразу осложнило отношения с братией И. м. ввиду сооружения большого храма с куполом; такого храма келлии не разрешалось. Было воздвигнуто 3-этажное здание с 50 комнатами (1871-1875). Владеющий мон-рь не только отверг претензии келлии (братство к-рой увеличилось до 40 чел.) получить статус скита (1882), но и всячески препятствовал строительству и требовал выдворения груз. монахов, кроме вписанных в омологий (договор об аренде мон-рем к.-л. келлии, в к-рый вписываются лица, заключающие договор, после их смерти келлия переходит мон-рю). Изгнание удалось предотвратить из-за угроз российского правительства подвергнуть секвестру владения И. м. на территории Российской империи. Александр III пожертвовал келлии 15 тыс. р. из собственных средств и велел отпускать ежегодно по 3 тыс. р. до окончания спора с греками (Натроев. 1909. С. 371). Этот спор продолжался в течение 50 лет, до первой мировой войны греч. и груз. насельники так и не пришли к соглашению. Груз. братия именовала келлию Новоиверской обителью и назначила иером. Венедикта ее игуменом. Но греки не разрешали более никого вписывать в омологию, где при покупке келлии были указаны 3 насельника, чтобы по их смерти келлия по афонским правилам снова перешла И. м. Когда Афон занял русско-франц. отряд (4 янв.- 30 июня 1916), то были сделаны максимальные уступки: разрешили освятить храм келлии (это разрешение ожидалось в течение 30 лет), на рукоположение иноков во священнослужители, на проведение воды и на ежегодное получение определенного количества дров (Талалай. 2004. С. 611).

Келлия имела подворья на Чёрном м. в Сухуме и близ Поти. В 1899 г. келлия насчитывала 42 чел., в нач. ХХ в.- 30 (MamalЈkhj. 1971. S. 455-460). Здесь подвизался известный духовник иеросхим. Феодосий (в миру кн. Федор Георгиевич Эристави; † 1903), происходивший из рода прп. Иоанна-Торникия. Последний из груз. монахов, Тихон (Пагава), скончался в келлии в 1956 г. в возрасте 90 лет (Иверская икона Божией Матери. Тбилиси, 1999. С. 19 (на груз. языке)). Во 2-й пол. ХХ в. келлия пришла в запустение.

Из рус. келлий наиболее известна обжещительная келлия свт. Иоанна Златоуста, расположенная в урочище Ага, в 15 мин. ходьбы от Кареи по дороге в И. м. и Великую Лавру. По преданию, она основана в кон. XII - нач. XIII в., в нач. XVII в., в день памяти свт. Иоанна Златоуста, в обители забил ключ питьевой воды. Келлия принадлежала грекам до 1821 г. Первым старцем из рус. иноков был иеросхим. Арсений Афонский († 1846), постриженный в малую схиму в Молдавии, а в великую - в иверском скиту св. Иоанна Предтечи; вторым - его ученик карульский схимонах Иосиф; третьим - схим. Михаил. Под упр. схим. Константина (Семерникова) (1887-1913), к-рый был родом из донских казаков, келлия находилась в хорошем состоянии. Он участвовал в русско-тур. войне 1877-1878 гг., в 1881 г. принял постриг в иверской келлии преподобных Петра и Онуфрия, во время русско-япон. войны организовал санитарный поезд, в к-ром несли послушание 53 афонских монаха; награжден орденами и знаками отличия за храбрость.

В 1888 г. схим. Константин перестроил братский корпус, возвел трапезную, кухню и др. хозяйственные постройки, отремонтировал и перестроил визант. храм свт. Иоанна Златоуста, освященный 27 янв. 1900. В нач. ХХ в. в келлии подвизалось 26 насельников, в т. ч. 3 иеромонаха и иеродиакон (Русская общежительная келлия. 1904. С. 18-26).

В наст. время храм и один из корпусов находятся в развалинах. Единственный насельник схим. Михаил, грек, устроил в сохранившемся братском корпусе домовый храм (Троицкий. 2002. С. 109-114).

И. м. также принадлежат 10 кафизм в окрестностях обители, из к-рых заселена только одна.

Литература: Порфирий (Успенский), архим. Афон. К., 1877. Ч. 1. Отд. 2: Первое путешествие в Афонские мон-ри и скиты в 1845 г.; GerЈsimoj (SmurnЈkhj), ўrcim. TХ 2Agion 3Oroj. 0AqБnai, 1903. Karuљj, 19882. S. 460-482; Русская общежительная келлия св. Иоанна Златоуста на Афонской горе (в местности обители Иверской) и настоятель келлии схим. Константин. Одесса, 1904; Павловский А. А. Всеобщий иллюстр. путеводитель по мон-рям и св. местам Российской империи и Афона. Н. Новг., 1907; он же. Русское монашество на Афоне в 1913-1918 гг.: Отчеты А. А. Павловского в Российское генеральное консульство в Салониках / Публ.: М. Г. Талалай // Россия и Христианский Восток. М., 2004. Вып. 2-3. С. 595-617; Цареградов Н. Русская общежительная пустынь св. Онуфрия Египетского и Петра Афонского на Св. Афонской Горе // Монастырь. Н. Новг., 1908. № 6; Натроев А. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909; TaciЈoj A. A. TХ GewrgianikХn z»thma (1868-1918). Qessalon...kh, 1962; MamalЈkhj 0I. P. TХ 2Agion 3Oroj di¦ mљsou tоn a„иnwn. Qessalon...kh, 1971; Антоний (Святогорец), иером. Очерки жизни и подвигов старца иеросхим. Илариона Грузина. Джорд., 1985; DwrТqeoj, mon. TТ 2Agio 3Oroj: MЪhsh st»n ѓstor...a tou ka... t» zw» tou. Kater...nh, 1986. T. 1. S. 257-274; Pavlikianov C. The Medieval Aristocracy on Mount Athos. Sofia, 2001. P. 51-76; Троицкий П. В. Свято-Андреевский скит и рус. кельи на Афоне. М., 2002; он же. История рус. обителей Афона в XIX-XX вв. (в печати); Pentz...khj G. N. /Agion /Oroj: /Enaj pl»rhj taxidiwtikТj odhgТj. Aq»na, 2003. T. 2. S. 233-255; Исаак (Атталах), иером. Житие старца Паисия Святогорца. М., 20062.

Иером. Леонтий (Козлов)

Ссылки по теме
Форумы