Связи Иверского монастыря с Россией

Иверский Валдайский монастырь

По материалам статьи из т. 20 «Православной энциклопедии». Москва, 2009 г.

Первые свидетельства источников об отношениях И. м. с Россией и о царских пожалованиях этой обители относятся к XVI в.: в 1582 г. Иоанн IV Грозный отправил в К-поль, в Иерусалим и на Св. Гору послов Ивана Мишенина, Трифона Коробейникова и Юрия Грека с милостыней на поминовение царевича Иоанна Иоанновича. Иверская братия (150 чел.) с игум. Аверкием получила тогда от добравшегося до Афона Ивана Мишенина 300 р., а зависимые от мон-ря скиты (43 старца) - 12 р. Сумма пожалования была неск. меньше, чем переданная братии Великой Лавры, и более чем вдвое меньше полученной Ватопедом и Хиландаром (РГАДА. Ф. 52. Кн. 2. Л. 72-72 об.; Афонские мон-ри, их настоятели и братия в 1582 г. // ЧОИДР. 1897. Кн. 3. Отд. 4. Смесь. С. 23-25). Вскоре после этого ивириты побывали в России вместе с представителями братии др. афонских мон-рей, приезжавшими за милостыней и отпущенными из Москвы 17 марта 1586 г.: об отъезде иверских старцев Симеона, Матфея и Каллиста вместе с Охридским архиеп. Гавриилом и его спутниками (в т. ч. и свт. Арсением Элассонским) через Смоленск и Оршу за рубеж говорится в проезжей грамоте царя Феодора Иоанновича, сохранившейся в составе «Посольской книги по сношениям с Грецией» (РГАДА. Ф. 52. Кн. 2. Л. 146 об.- 147). Несмотря на явно привилегированную роль Хиландара, Ватопеда и мон-ря вмч. Пантелеимона в связях с Россией, И. м. и его святыня, икона Божией Матери «Портаитиссы», в XVI в. интересовали московитов, о чем свидетельствует текст «Сказания об иконе Богоматери Иверской», распространившийся в рус. книжности в XVI в. в 2 вариантах одновременно с повествованиями о др. афонских святынях (Буланин. 1989. С. 362-365).

Рус. послы И. Г. Кондырев и Т. В. Бормосов, отправившиеся в 1622-1623 гг. в Османскую империю с возвращавшимся из Москвы послом Порты Фомой Кантакузином, передали царскую милостыню И. м., в числе проч. получивших материальную помощь мон-рей и церковных кафедр христ. Востока (Фонкич. 2004. С. 6). 4 нояб. 1627 г. посольство И. м. во главе с архим. Акакием прибыло в Путивль с грамотами к царю и патриарху от своего мон-ря, К-польского патриарха Кирилла I Лукариса и митр. Унгро-Влахийского Луки (известного писца Луки, ранее еп. Бузэу), с привезенными в дар иконами и мощами вмч. Феодора Тирона и «святого митрополита Игнатья» (сщмч. Игнатия Богоносца?). Представители мон-ря имели грамоты к вернувшимся в Россию послам Кондыреву и Бормосову с просьбой об оказании им покровительства при царском дворе (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1628 г. Д. 2. Л. 1-4, 25-27, 28-29; Фонкич. 2004. С. 6). Несмотря на многочисленные грамоты, привезенные ивиритами (в т. ч. и грамоту «Волоской земли государича», видимо Мирона Барновского), архим. Акакий не был принят царем и отправился назад, получив, впрочем, милостыню для И. м. с замечанием: «И то им сказано, что они для чего у государя не были» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1628 г. Д. 2. Л. 23; Фонкич. 2004. С. 6).

От этого визита сохранились в подлиннике грамота ивиритов, подписанная кафигум. Иезекиилем, заверенная печатями 9 святогорских мон-рей и печатью Протата, обращенная к патриарху Филарету Никитичу с просьбой о заступничестве перед царем Михаилом Феодоровичем, к-рого братия просила стать новым ктитором обители (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 37; изд., пер.: Фонкич. 2004. С. 6, 11-13; библиогр. (воспроизв., описание, коммент.): Греч.-рус. связи. 1991. С. 17. № 15; Греч. док-ты. 1995. С. 43, 46-47; Фонкич. 2001. С. 71-77; Греч. рукописи Афона. 2004. С. 106. № I. 51), и грамота патриарха Кирилла Лукариса с ходатайством о пожаловании милостыни И. м., адресованная царю (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. Май 1627 г. № 38; пер. грамоты: Оп. 1. 1628 г. Д. 2. Л. 12-15). Сравнительно редкий водяной знак грамоты ивиритов «две луны» (Тип: Филиграни XVII в.: По рукоп. источникам ГИМ: Кат. / Сост.: Т. В. Дианова, Л. М. Костюхина. М., 1988. № 1078, 1631 г.) тождествен имеющемуся на 2 др. грамотах к царю: от братии мон-ря Дионисиат (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. 5 июня 1627 г. № 15) и от Неофита, митр. Монемвасийского, родственника Иерусалимского патриарха Феофана II (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 29 мая 1627 г. № 40; о митр. Неофите см.: Ченцова В. Г. Коринфский митр. Иоасаф, гетман Богдан Хмельницкий и Россия: Неизвестные док-ты фонда «Сношения России с Грецией» (ф. 52) РГАДА // Palaeoslavica. 2002. Vol. 10. N 2. P. 293-322). Это обстоятельство позволяет предполагать, что подготовку этих посланий осуществляли представители одного круга греч. духовенства. Не исключено, что это происходило одновременно с организацией нового посольства в Москву Фомы Кантакузина.

В окт. 1639 г. ивириты во главе с архим. Пахомием вновь прибыли в Россию с посланиями к царю и патриарху и с тайной грамотой от господаря Валахии Матея Басараба, к-рую тот велел в случае опасности «изодрать или зжечь» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1640 г. Д. 2. Л. 1-3). Ивиритов сопровождал некий «Критцкого острова чорной поп Феофан» из ясского мон-ря Галата (подворье храма Гроба Господня), присланный от Иерусалимского патриарха Феофана и игум. Галаты Паисия (впосл. патриарх Иерусалимский), к-рый должен был сообщить русским важные церковные и политические новости (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1640 г. Д. 2.; Там же. 1640 г. Д. 3; Ченцова В. Г. Челобитная палеопатрского митр. Феофана 1645 г. об организации греч. книгопечатания и греч. школы в Москве // Palaeoslavica. 2006. Vol. 14. Р. 94). Это обстоятельство подтверждает предположение о существовании тесных связей ивиритов с представителями Иерусалимского Патриархата и со Святогробским братством. В грамоте от иверской братии содержалась просьба к царю возобновить для их обители жалованную грамоту (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. 1 июня 1639 г. № 26; упоминание: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1640 г. Д. 2. Л. 22). По мнению Б. Л. Фонкича, трудно сказать, насколько верными были сведения монахов, содержащиеся в их послании, о ранее существовавшей в И. м. царской жалованной грамоте, к-рая «утерялась» (Там же. Л. 1-2; Фонкич. 2004. С. 7). В ответ на просьбу ивиритам была дана 1-я известная царская жалованная грамота о возможном приезде в Россию за милостыней каждый 7-й или 8-й год (Там же. Л. 25-28).

В соответствии с этим пожалованием спустя 7 лет, 16 янв. 1647 г., в Путивль вновь приехали иверские монахи с тем же архим. Пахомием (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1647 г. Д. 14; Фонкич. 2004. С. 7). Они привезли грамоты от братии к царю и патриарху Иосифу, а также грамоту молдав. господаря Василия Лупу. В этот раз ивириты просили о пожаловании милостыни на строительство больничных келий, расположенных у парекклисиона свт. Модеста Иерусалимского, и на восстановление ветхих монастырских зданий; в челобитной, поданной архим. Пахомием, высказывалась просьба об обновлении жалованной грамоты, к-рая была отдана монахами в Посольский приказ (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1647 г. Д. 14. Л. 60-62). Новая жалованная грамота, датированная 30 мая 1647 г., впрочем, увеличила до 10 лет срок, в к-рый ивиритам разрешалось приезжать за милостыней в Россию (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1647 г. Д. 14. Л. 69-71; Оп. 3. № 34. Л. 1-1 об.; Подлинные акты. 1879. С. 19-20; 0AlexandropoЪlou. 2000. T. 6. S. 126). До отъезда ивиритов из Москвы от имени архим. Новоспасского московского мон-ря и буд. патриарха Никона царю была подана челобитная с просьбой беспрепятственно пропустить в следующий раз иверских монахов, поскольку архим. Пахомий обещал привезти список чудотворной иконы Божией Матери «Портаитиссы» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1647 г. Д. 14. Л. 64; Подлинные акты. 1879. С. 13). По мнению Фонкича, челобитная была написана Никоном (Фонкич. 2004. С. 8), хотя сравнение с автографами патриарха показывает явную разницу почерков. Особое разрешение на проезд без задержки с иконой имело важное значение из-за принятого рус. властями в нач. 1647 г. решения не пропускать в Москву греков, в т. ч. и представителей мон-рей с жалованными грамотами.

В окт. 1648 г. иером. Корнилий, диак. Дамаскин и келарь Игнатий приехали в Россию со списком Иверской иконы Божией Матери (см. в ст. Иверская икона Божией Матери) и 2 грамотами от 15 июня 1648 г., обращенными к царю и архим. Никону (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 307-308; изд., пер.: Подлинные акты. 1879. С. 1-12. № 1-2; Фонкич. 2004. С. 15-22; основная библиогр.: Греч.-рус. связи. 1991. № 38-39. Рис. 18-19; Греч. док-ты. 1995. С. 46-50. № 25-26; Фонкич. 2001. С. 71-77; Греч. рукописи Афона. 2004. С. 107-108. № 1. 52-53; 0AlexandropoЪlou. 1994. S. 41-42; Ермолаев С. С., Юхименко Е. М. Грамота архим. афонского Иверского мон-ря Пахомия архим. Новоспасского мон-ря Никону об изготовлении списка с Иверской иконы Богоматери // Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты. М., 2002. С. 28-29). По мнению Фонкича, грамота, адресованная архим. Никону, написана Дионисием Греком (Дионисием Ивиритом). В. Г. Ченцова считает, что грамота, адресованная царю, написана иером. Антонием Ксиропотамитом, писцом XVII в., предположительно работавшим в Дунайских княжествах (Ченцова В. Г. Антоний Ксиропотамит - писец грамоты царю Алексею Михайловичу о привозе в Москву иконы Иверской Богоматери // Монфокон: Исслед. по палеографии, кодикологии и дипломатике. М.; СПб., 2007. Т. 1. С. 480-512). Фонкич не согласен с этим мнением, полагая, что обе грамоты написаны на Афоне (Фонкич Б. Л. О писце грамоты царю Алексею Михайловичу о привозе в Москву иконы Иверской Богоматери // Там же. С. 513-524). Грамоты патриарху Иосифу, по-видимому, в этот приезд ивириты не передавали. В Посольском приказе Корнилий сообщил новости о случившемся в К-поле перевороте и о приходе к власти Мехмеда IV, малолетнего сына правившего султана, а также о полученном иером. Корнилием в стане запорожского гетмана Б. Хмельницкого известии, что молдав. господарь Василие Лупу намерен поддержать борьбу казаков против польск. короля.

Как писал Н. Ф. Каптерев, иверские монахи получили лишь 20 р. от царя Алексея Михайловича и «крайне огорчились», но в дек. им было выдано не только дополнительное жалованье, но и новая жалованная грамота для приезда в Москву за милостыней (Каптерев. 1882. С. 464-465). Грамота стала ответом на челобитную, поданную иером. Корнилием, келарем Игнатием и диак. Дамаскином, в к-рой ивириты жаловались: «...по твоему государеву указу дана нам милостыня невеликая, всево дватцеть рублев, и тою милостынею нам, богомольцам твоим, не доехать будет и до Афонския Горы. Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михаилович всеа Русии, пожалуй нас, богомольцев своих, вели, государь, дать свою государеву милостыню на триста шестьдесят и пять братов на препитание и на скупление от безбожных турок, чем тебе, великаго государя, Бог вразумит...» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1649 г. Д. 2. Л. 31). Полученная ивиритами привилегия приезжать за милостыней каждый 3-й год была свидетельством особого отличия И. м., поскольку др. афонские обители, к-рым традиционно и издавна покровительствовал московский двор, до этого времени получали грамоты с позволением приходить за милостыней лишь каждые 5-6 лет (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1649 г. Д. 2. Л. 37-41; Фонкич. 2004. С. 8). Впрочем, Павел Алеппский, архидиакон Антиохийского патриарха Макария, оставивший сочинение о путешествии иерарха в Россию, был уверен, что ивириты издавна имели право приезжать в Москву каждые 2 года (Павел Алеппский, архидиак. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в пол. XVII в., описанное его сыном, архидиак. Павлом Алеппским / Пер. с араб.: Г. Муркос. М., 2005. С. 447).

В следующий раз иверский архим. Климентий (Клим), иером. Иосиф и келарь Домиан приехали в Россию в авг. 1652 г. в соответствии с жалованной грамотой, позволяющей «приход в третий год», и привезли только что избранному патриарху Никону «образ Пречистые Богородицы Одегитрия... писан на кипарисной дске, а на полях писаны дванадесять Апостол на золоте» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 35. Л. 2). Речь идет, по-видимому, о Валдайском списке Иверской иконы (Чеснокова. 2007. С. 96; Она же. Восточнохрист. реликвии в полит. идеологии Рус. гос-ва сер. XVII в. // Человек в пространстве и времени культуры. Барнаул, 2008. С. 578), вскоре отправленном с войском в поход против польско-литов. короля к Смоленску, а затем, после возвращения, в 1656 г. ставшем главной храмовой иконой в Валдайском Святоозерском в честь Иверской Божией Матери муж. мон-ре. В тот же приезд ивиритам по челобитной архим. Климентия, просившего пожаловать приезжих «здеся, на Москве, монастырем на прибег моления греческих властей и прочих мирских людей», был передан в качестве подворья мон-рь свт. Николая Чудотворца «Большая глава» за Иконным рядом (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 35. Л. 18, 20; Фонкич. 2004. С. 8) (см. подробнее в ст. Московский греческий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь).

В 1654 г. иверский игум. Парфений вновь просил патриарха Никона о пожаловании мон-рю милостыни, к-рая не дошла до братии из-за задержки архим. Климентия в рус. столице, и о возвращении ивиритам увезенной архимандритом царской жалованной грамоты, с к-рой они имели право на регулярные поездки в Москву, а также выражал радость по поводу получения И. м. подворья: «Уведахом, яко той же архимандрит наш осталъся тами на пречестное имя христианейшаго и высочайшаго царя нашего. Наипаче же глаголют, яко дарова ему и едину церковь иже во святых отца нашего Николая Чюдотворца» (РГАДА. Мазур. Ф. 196. Оп. 3. № 1059. Л. 1-3). В привезенной летом 1655 г. грамоте братия уведомляла царя о полученных милостыни и письма от архим. Климентия с выражением благодарности за «дарование» ивиритам мон-ря (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. Д. 22. Л. 4-10).

Принято считать, что причиной получения именно И. м. в кон. 40-х - нач. 50-х гг. исключительных привилегий и даже подворья были интерес буд. патриарха Никона к рассказу о чудотворной иконе и его желание иметь копию образа (Фонкич. 2004. С. 8). Эту т. зр. высказывал уже В. Г. Григорович-Барский, к-рый в 1725 и 1744 гг. посетил И. м. Он полагал, что пожалование ивиритам Никольского мон-ря в Москве было сделано «ради любвы чудотворныя предъписанныя иконы, именуемой Вратарницы» (Григорович-Барский. 1887. Ч. 3. С. 153). Кроме того, особая роль И. м. в отношениях рус. двора и Русской Церкви с христ. Востоком могла быть связана с тем имущественным положением, к-рое этот мон-рь занимал в Дунайских княжествах, где с кон. XVI в. ивириты приобрели многочисленные подворья, земельные и денежные пожалования от господарей, мон-рь стал играть более важную роль в политической и церковной жизни княжеств. Покровительство мон-рю было связано с ктиторской преемственностью груз. правителей. Ктиторские обязанности по отношению к Афону повышали престиж господарей, уподобляя их в этом визант. императорам. О покровительстве И. м. молдав. и валашских господарей ивириты сообщали в грамоте к царю Алексею Михайловичу (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 606; Оп. 1. 1661 г. Д. 10. Л. 12; Д. 28. 1652 г. Л. 25). Др. возможным основанием для укрепления позиций И. м. в отношениях святогорцев с Россией служили особенно тесные связи ивиритов со Святогробским братством и с Иерусалимским Патриархатом, основой для к-рых также было общее для ивиритов и агиотафитов покровительство груз. правителей.

В повышении значения мон-ря следует учитывать и его важную посредническую роль между представителями Греческой Церкви и рус. церковными и правительственными кругами в подготовке назревших обрядовых реформ, в переговоры о к-рых внесли вклад Иерусалимский патриарх Паисий и его ближайшее окружение. Возможно, присутствие греков в рус. столице могло облегчить проходившие со времени «прений с греками» троицкого старца Арсения (Суханова) переговоры об унификации обрядов и исправлении церковных книг. Существенную роль играл опыт работы афонских монахов, в т. ч. ивиритов, в типографиях, основанных в Дунайских княжествах. Для обрядовой реформы и исправления богослужебных книг необходимо было приобретение древних греч. рукописей и печатных изданий, на основании к-рых вносилась бы необходимая правка в тексты. Отбором и приобретением книг занимался отправившийся для этой цели на Афон Арсений (Суханов), его помощником и активным сотрудником стал опытный в издательском деле Дионисий Грек. Именно из И. м. Арсением (Сухановым) было привезено наибольшее по сравнению с др. мон-рями число рукописей и книг для книжной справы (Фонкич. 2003. С. 128: отождествление с сохранившимися кодексами). В грамоте, присланной братией мон-ря в 1661 г., указывалось их общее число: 156 рукописей, по мнению Фонкича (на самом деле 158), и 5 печатных книг, к-рые Арсений «сам выбрал из книгохранительного места ... монастыря». Еще 14 книг из монастырской б-ки в 1655 г. привез Дионисий Грек, использовавший их и нек-рые личные книги, как предположил Фонкич, в своей работе справщика в Печатном дворе и преподавателя (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 606; Оп. 1. 1661 г. Д. 10. Л. 16; Фонкич. 2003. С. 126-130, 163-170).

Благодаря посреднической роли иверской братии в дипломатических отношениях России с Дунайскими княжествами начались переговоры о подданстве Молдавии России после перехода Запорожского войска «под высокую руку» рус. царя. Возможно, что приезд в июне 1655 г. Дионисия Грека (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. Д. 22. Л. 1-2, 34-39; 1655 г. Д. 24. Л. 19-21 (ср.: Л. 5, 37-40); 0AlexandropoЪlou. 1994. S. 54-55) вместе с митр. Григорием Никейским, прибывшим сказать некие «тайные слова» царю, не случайно совпал и с 1-й попыткой молдав. господаря Георгия Стефана отправить в рус. столицу посольство в июне 1655 г., к-рое не добралось до Москвы (Ченцова. 2004. С. 70). Молдав. посольство выехало из Ясс в Москву 2-й раз в марте 1656 г. Сучавский митр. Гедеон и логофет Григорий Нянул привезли с собой 3 грамоты Иерусалимского патриарха Паисия, адресованные царю и патриарху Никону, и, видимо, устные указания господаря Георгия Стефана относительно содержания договора о буд. подданстве Молдавии рус. царю. В подготовке текста договора участвовал Дионисий Грек: как выяснилось на основании палеографического исследования подлинника договора, именно его рукой записаны условия принятия зависимой от османского султана Молдавии в царское подданство (Tchentsova. 2003. P. 581-603; Ченцова В. Г. Подлинник «Письма молдавских послов» 1656 г. и его создатели // Человек в пространстве и времени культуры. Барнаул, 2008. С. 398-412).

Участие Дионисия Грека в подготовке столь важного тайного документа, впрочем так и не утвержденного рус. стороной, свидетельствует о его близости к высшей политической элите Молдавии, ориентировавшейся в то время на Россию и Швецию. По-видимому, он тесно сотрудничал с Мануилом Константиновым, к-рый, как сообщалось в «Слове похвальном Пресвятей Богородице», опубликованном типографией Валдайского Иверского мон-ря в кн. «Рай мысленный» (1658-1659), по просьбе явившейся ему Богоматери оказал помощь иверским монахам, доставлявшим в Москву список иконы «Портаитиссы», оплатив их переезд через Дунай (Рай мысленный. 1658-1659. Л. 38-42 об. (1-го счета); Ченцова. 2004. С. 142-143; см. в статьях Иверская икона Божией Матери и Валдайский Иверский мон-рь). Еще одним автографом Дионисия Грека, связанным с его посреднической деятельностью между молдав. господарем и рус. двором, является написанное им письмо царю от имени Романа Ясова (Ясонова, Насонова), отправленного в Москву молдав. господарем Георгием Стефаном незадолго до смещения с престола (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 18 февр. 1658 г. № 587; Ченцова. 2004. С. 117-121. Ил. 5-6). В письме говорилось о планах военных союзов против казаков и России, в к-рых Георгий Стефан вынужден участвовать по требованию османского правительства, а также о намерении швед. короля подписать мирный договор с Речью Посполитой, на чем настаивала Порта. Дионисий Грек был посвящен в подробности этих дипломатических и политических тайн, переданных от господаря царю и патриарху Никону, поскольку подготовил текст письма, представленного в Посольский приказ. Известно о контактах Дионисия Грека с изгнанным господарем и во время его пребывания в Швеции: «Свяска, а в ней 2 листа, писал к великому государю из Свеи бывшей Молдавские земли Стефан воевода, а присланы те листы к свейскому комисару к Адольфу Эберсшилтц, а комисар отослал их к Деонисию архимандриту, а он прислал их в Посольской приказ, не переведены для того, что такова переводчика нет, 1668-го году» (Опись архива Посольского приказа 1673 г. / Сост.: В. И. Гальцов. М., 1990. Т. 1. С. 97).

В 60-х гг. XVII в. именно ивириты осуществляли контакты между Москвой и Георгием Стефаном, находившимся в изгнании в швед. Померании, к к-рому отправился иверский архим. Исаак под предлогом «монастырских дел» (О поездке иверского архим. Исаака из Москвы в Штеттин и Стокгольм см.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1666 г. Д. 56. Л. 1-21; 0AlexandropoЪlou. 1994. S. 64). Исаак приехал в Москву «на перемену» архим. Дионисию, однако рус. правительство продолжало удерживать в Москве и Дионисия, пользуясь его связями с политической элитой Дунайских княжеств и высокой квалификацией в печатном деле. Столь активное участие ивиритов и роль Дионисия Грека в дипломатических связях между молдав. господарем и Россией и в сношениях с христ. Востоком (особенно в эпоху подготовки «дела патриарха Никона») дают представление о том, почему царский двор настаивал на продолжении пребывания Дионисия в Москве. Не случайно спустя 7 лет после своего приезда в рус. столицу в челобитной Дионисий Грек писал, что «ты, великий государь, велел мне, богомольцу своему, еще пребыти на Москве до своего, великого государя, указу» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1661 г. Д. 10. Л. 39).

Об участии в каких-то сложных политических демаршах со стороны иверского архим. Исаака, царского посланца к гетману Юрию Хмельницкому Феоктиста Сухотина и самого гетмана свидетельствуют распросные речи Исаака в Москве о пребывании в Чигирине по пути в Россию (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1661 г. Д. 10.  Л. 36-38). Архимандрит привез в Москву грамоту от проигумена и братии И. м., в к-рой ивириты сообщали о притеснениях со стороны и «франков» и «турок», об обветшании зданий и о долгах мон-ря. Жалуясь на прекращение ктиторской помощи груз. правителей после «Теймуразова разоренья» (имеется в виду потеря трона царем Кахети Теймуразом I в 1648) и смещения с престола пообещавшего отстроить разрушившуюся башню молдав. господаря Стефаницы Лупу, ивириты просили помощи у царя. В качестве своих заслуг перед рус. правительством они указывали на присланные ранее с Дионисием Греком книги и «святую десную руку иже во святых священномученика и чюдотворца Василия епископа Амасийского» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1662 г. Д. 28. Л. 25, ср.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. Д. 22. Л. 38: длань была заключена в золотой мощевик, «весу в золоте 70 золотников»), а также на привезенные архим. Исааком мощи вмч. Евстафия (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 606; Оп. 1. 1661 г. Д. 10. Л. 5-18; публ.: Белокуров С. А. Арсений Суханов. М., 1891. Ч. 1. С. CII-CV; библиогр.: Греч.-рус. связи. 1991. № 63. Рис. 24; Греч. док-ты. 1995. С. 49. № 28; Греч. рукописи Афона. 2004. С.109. № I. 54). Известной иверской святыней и поныне является левая рука свт. Василия Амасийского, к-рую видел в мон-ре Григорович-Барский (Григорович-Барский. 1887. Ч. 3. С. 152; Натроев. 1909. С. 88). О единственной в мон-ре реликвии, связанной с именем свт. Василия Амасийского, обозначенной как «часть длани с плотью», упоминает и католич. миссионер Николай Росси в письме от 20 окт. 1639 г. (Rom und der Athos / Einf. G. Hofmann. R., 1954. S. 79).

Возможно, в этот же приезд представители ивиритов пытались встретиться и с опальным патриархом Никоном. Об этом свидетельствует «дублирующая» историю о заказе Никоном списка иконы «Портаитиссы» история о подобном же заказе, сделанном патриархом именно ивиритам, списка хиландарской святыни


- иконы Божией Матери «Троеручица», к-рую ивириты намеревались привезти в Новоиерусалимский в честь Воскресения Господня мон-рь (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1661 г. Д. 10. Л. 19; 0AlexandropoЪlou. 1994. S. 43; Чеснокова. 2007. С. 100-101).

В 1666 г. братия И. м. обратилась к царю с просьбой отпустить из Москвы Дионисия Грека, поскольку без него невозможно разобраться в тяжбе по поводу монастырских владений в Дунайских княжествах, к-рые некие «лживые» захватили из-за того, что «жалованные грамоты монастырьские, как было разоренье в Волоской земле, утерялись», и в уплате долга братии «некоторому жидовину» в Фессалонике, у к-рого Дионисий Грек сделал большой денежный заем под проценты (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1667 г. Д. 11. Л. 1-11; 0AlexandropoЪlou. 1994. S. 66-68). Как заключила О. Александропулу, получили ли ивириты ответ и смог ли тогда Дионисий уехать из Москвы, в документах не сообщается. Не исключено, что просьба об отъезде Дионисия была каким-то образом связана и с готовившимся «делом патриарха Никона», в процессе над к-рым архимандрит принял деятельное участие. Не случайно в той же грамоте ивириты сообщали о прибывшем из России келаре Чудова мон-ря Савве, посланце к К-польскому патриарху, к-рого они обеспечили своими провожатыми до Фессалоники и К-поля (Там же. Л. 10-11; см.: Севастьянова С. К. Мат-лы к «Летописи жизни и лит. деятельности патриарха Никона». СПб., 2003. С. 236).

Лишь летом 1669 г. Дионисий Грек был отпущен из Москвы. В челобитной он указывал, что был «на Москве по твоему, великого государя, указу за твоими царскими делы», просил увеличить ему выплаченную сумму милостыни для мон-ря и пожаловать церковные облачения (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1669 г. Д. 25. Л. 1-5). Тогда же по челобитным архимандритов Дионисия и сменившего его Соломона была дана жалованная грамота на владение подворьем ­- Никольским мон-рем в Москве, переданным еще архим. Климентию (Климу), и на регулярные (раз в 4 года) приезды в Москву (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1669 г. Д. 13. Л. 1-8: челобитные; Л. 9-12: жалованная грамота мая 1669 г.; Д. 26. 1669 г.). Подлинник грамоты хранится на Афоне (0AlexandropoЪlou. 2000. T. 6. S. 114-115), список грамоты с печатью И. м. и греч. подписями кафигум. Неофита и скевофилакса Феоклита - в РГАДА (Ф. 52. Оп. 4. № 56; издание греч. перевода жалованной грамоты: Gedeиn. 1906. S. 81-84). Подлинник грамоты видели на Афоне в XVIII-XIX вв. рус. паломники Григорович-Барский и В. П. Орлов-Давыдов (Григорович-Барский. 1887. Ч. 3. С. 153; Орлов-Давыдов В. П. Путевыя записки, веденныя во время пребывания на Ионических островах, в Греции, Малой Азии и Турции в 1835 г. СПб., 1840. Ч. 2. С. 214). Но в 1686 г. ивириты утверждали, что имеют лишь список грамоты, поскольку сама «та государева жаловальная подлинная грамота ныне на Москве в том Никольском монастыре для береженья», так что, возможно, она была увезена ими позднее (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1686 г. Д. 9. Л. 6).

После пожалования ивиритам подворья в Москве в 1652 г. представители мон-ря начали регулярно приезжать в Россию для смены братии Никольской обители. Наиболее полный список документов (РГАДА. Ф. 52), относящихся к приездам ивиритов в Россию и пребыванию греч. братии в Никольском мон-ре до 1720 г., опубликован Александропулу (0AlexandropoЪlou. 2000. T. 6. S. 146-154; см. также опись: Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греч. делам Моск. Архива Коллегии иностр. дел: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. М., 2001), документы более позднего времени были переданы в Архив внешней политики Российской империи (Ф. 52). От этих приездов в архиве Посольского приказа сохранилось неск. подлинных грамот-посланий от братии И. м. (на греч. и церковнослав. языках) и их переводов. В 1668 г. в Россию с грамотой от братии приехал иером. Иоанникий (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. Д. 1 мая 1668 г. № 625; Оп. 1. 1669 г. Д. 4. Л. 1). В 1670 г. архим. Исаакий и архидиак. Анания с представителями др. мон-рей привезли в Москву послание от насельников Афона царю и Московскому патриарху Иоасафу (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1669 г. Д. 42. Л. 1-10; подлинник грамоты к патриарху: ГИМ. Син. грам. № 1275, 1669 г.; Костюхина Л. М. Палеография рус. рукописных книг XV-XVII вв.: Рус. полуустав. М., 1999. С. 344-345. Рис. 251-252. (Тр. ГИМ; Вып. 108)). Грамоты архим. Дамаскина с братией к царю и патриарху (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. Д. Нояб. 1672 г. № 59; ГИМ. Син. грам. № 1303) были присланы с архим. Григорием, приехавшим на смену архим. Никольского мон-ря Соломона весной 1673 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1673 г. Д. 4. Л. 1-2). Грамота кафигум. Хрисанфа и братии к царю была привезена в февр. 1675 г. архим. Евфимием, сменившим в Москве архим. Соломона (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. Д. 1674 - до февр. 1675 г. № 60; Оп. 1. 1676 г. Д. 2. Л. 17-18). В грамоте высказывались просьбы о продолжении пребывания греч. монахов в мон-ре, об отпуске Соломона из России и о пожаловании милостыни для восстановления водоснабжения мон-ря («которую де воду имели они для монастырской нужды издалеча приведенную, и та де вода от бури завалилась, и ныне безводия ради зле страждут»).

Подобная просьба о продолжении пребывания греч. насельников в Никольском мон-ре была неслучайной: после смерти царя Алексея Михайловича и восшествия на престол Феодора Алексеевича в отношении греков (в т. ч. и церковнослужителей) были приняты меры, существенно ограничивавшие их доступ в рус. столицу. Александропулу называет эту ситуацию «кризисом 1676 г.»: И. м. подвергся существенным стеснениям после прихода к власти царя Феодора Алексеевича, к-рый, по мнению Каптерева, испытывал неприязнь к ивиритам (Каптерев. 1882. С. 469-470; 0AlexandropoЪlou. 2000. T. 6. S. 113-114, 136-138, 141). 25 окт. 1676 г. царским указом предписывалось лишить Никольский мон-рь выделявшегося ему до сей поры «корма», а «греков всех выслать с Москвы тотчас» (О Моск. Никольском греч. мон-ре. 1903. С. 1-5). Попытки закрыть рус. границы для греков, впрочем, не привели к высылке уже живших в греч. мон-ре монахов. Архим. Евфимий, приехавший тогда в Россию, находился здесь до 1681 г. и был отпущен назад по старости (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1681 г. Д. 3.), на его место прибыл архим. Леонтий (ГИМ. Син. грам. № 1332, март 1683 г.). Впосл. регулярный приезд ивиритов в Россию возобновился, но содержание, к-рое предоставлялось насельникам Никольского мон-ря рус. правительством, было сокращено (0AlexandropoЪlou. 2000. T. 6. S. 113-114, 133-141).

В июне 1686 г. иверский архим. Нектарий привез грамоты от кафигум. Досифея и братии И. м. к царям Иоанну и Петру Алексеевичам и царевне Софии, а также к Московскому патриарху с просьбой отпустить из Москвы архим. Леонтия и насельников Никольского греч. мон-ря и определить на их место приехавшего архимандрита с причтом, состоявшим из иеромонахов Арсения и Киприана, диаконов Космы и Нафанаила, старцев Озарии и Исаии и служки Микулайки (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. 9 февр. 1686 г. № 68-69; Оп. 1. 1686 г. Д. 9. Л. 1-19; ГИМ. Син. грам. № 1349). Архим. Нектарий сообщил также известия о том, как великий везир в Адрианополе принял царского посла Никиту Алексеева и каким образом ведется подготовка султанских войск для военных действий против Свящ. лиги (к к-рой тогда примкнула и Россия). На смену Нектарию в 1694 г. приехал архим. Аверкий с грамотой иверского кафигум. Саввы и братии царям Иоанну и Петру Алексеевичам (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. № 73; Оп. 1. 1694 г. Д. 3.). В этот приезд ивириты получили в дар от царей Евангелие в серебряном позолоченном окладе (GerЈsimoj (SmurnЈkhj), ўrcim. 1903. S. 466) (см. подробнее в разд. «Ризница»). На смену скончавшемуся в Москве Аверкию через 4 года был прислан архим. Акакий с грамотой к царю Петру I (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 1698 г. № 701). Автографами Акакия является его письмо, написанное в Нежине, к думному дьяку Е. И. Украинцеву с просьбой о пропуске в Москву (задержка была вызвана новым запретом на проезд греков в рус. столицу, чтобы предотвратить шпионаж после вступления в 1686 России в Свящ. лигу, образованную для борьбы с Османской империей), а также переписанная в Москве в 1701 г. Триодь, в колофоне к-рой он называет себя «проигуменом Иверского монастыря» из Галатисты (Там же. 15 дек. 1698 г. № 702; Kad©j S. N. T¦ shmeiиmata tоn ceirogrЈfwn tБj Meg...sthj MonБj Batoped...ou. 2Agion 3Oroj, 2000. S. 281). Зимой 1716 г. в Россию приехал архим. Парфений с братией на смену архим. Киприану и привез грамоту ивиритов, обращенную к царю Петру I и царевичу Алексею Петровичу с просьбой о милостыне (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. 20 мая 1715 г. № 80; Оп. 1. 1716 г. Д. 1. Л. 1-12).

В документах о приезде монахов И. м. в Россию порой говорится о списках иконы «Портаитиссы», к-рые ивириты привозили в дар рус. государям (см. подробнее в ст. Иверская икона Божией Матери). Так, после первых известных икон, доставленных в Москву в 1648 и 1652 гг., сообщения о привозе «образа пресвятыя Богородицы Иверские греческаго письма», к-рый был передан царю Феодору Алексеевичу, имеются в деле о приезде архим. Евфимия в 1675 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1676 г. Д. 2. Л. 19). В 1686 г. иверский архим. Нектарий привез в дар царям Иоанну и Петру Алексеевичам и царевне Софии Алексеевне неск. икон, в числе к-рых было 3 образа Иверской Божией Матери (Там же. Д. 9. 1686 г. Л. 17-19; Чеснокова. 2007. С. 96-97). Отождествления сохранившихся икон из московских хранилищ с указанными в документах XVII в. пока не проводилось, и, учитывая слишком общий характер сделанных описаний, оно может быть лишь предположительным.

В XVIII-XIX вв. рус. власти продолжали оказывать покровительство И. м., и, как было отмечено Александропулу, политика царя Феодора Алексеевича в отношении «греческих властей», приезжавших с христ. Востока, несмотря на ее жесткий характер, не прервала связей России с православными, жившими в Османской империи. Впрочем, начало царствования Феодора Алексеевича стало переломным моментом в отношении к христ. Востоку, и в т. ч. к афонским мон-рям (0AlexandropoЪlou. 2000. T. 6. S. 140). На протяжении XVIII-XIX вв. ивириты присылали братию на смену в Никольский мон-рь, испытывавший значительные материальные затруднения и лишившийся нек-рых владений из-за недоимок в казну и секуляризации земель (Шахова. 2005. С. 99). Одна из редких сохранившихся от этого времени грамот из И. м. с просьбой о разрешении на смену архимандрита, обращенная к имп. Анне Иоанновне, датирована 15 июня 1735 г. и украшена изображением Божией Матери «Портаитиссы» (АВПРИ. Ф. 52. Оп. 2. № 727б). Указом Анны Иоанновны на территории Никольского мон-ря было запрещено проживание греч. купцам и вообще мирянам (Шахова. 2005. С. 98).

Отношения ивиритов с Россией в это время в большой мере определяются благочестием рус. верующих и широким распространением почитания Иверской иконы, начало к-рому было положено в XVII в. патриархом Никоном. Григорович-Барский указал на наличие в И. м. многочисленных рус. икон и церковной утвари, «иже в России соделашася и тамо даровашася от християн, любящих благолепие храма Божия Матере, якоже надъписи их российскии являют». Рус. паломник отметил и особую приязнь насельников мон-ря в отношении приезжавших из России (Григорович-Барский. 1887. Ч. 3. С. 129-130, 150, 158-159). В 1819 г. из России был прислан в дар серебряный подсвечник в форме лимонного дерева (см. в разд. «Ризница»); в том же году в Москве был изготовлен драгоценный оклад к иконе Божией Матери Портаитиссы, поныне закрывающий икону (GerЈsimoj (SmurnЈkhj), ўrcim. 1903. S. 467; Gedeиn. 1906. S. 27); продолжались пожертвования россиян греч. Никольскому мон-рю и часовне с Иверской иконой Божией Матери у Воскресенских ворот (Gedeиn. 1906. S. 52-80).

Присоединение Вост. и Зап. Грузии к России в 1801 и 1803 гг. послужило основанием для того, чтобы считать И. м. также под покровительством Российской империи и ее государей. Правительство Российской империи оказывало поддержку груз. братии келлии ап. Иоанна Богослова через дипломатических представителей в Турции (Натроев. 1909. С. 339-369). В сер. XIX в. рус. иноки заселили 5 принадлежащих И. м. келлий (см. в разд. «Скиты и келлии, принадлежащие И. м.»).

Архивные материалы: АВПРИ. Ф. 52. Оп. 2. № 727б; ГИМ. Син. грам. № 1275, 1669; РГАДА. Ф. 52. Кн. 2; Ф. 52. Оп. 1. 1628 г. Д. 2; 1640 г. Д. 2, 3; 1647 г. Д. 14; 1649 г. Д. 2; 1652 г. Д. 35; 1655 г. Д. 22, 24; 1661 г. Д. 10; 1662 г. Д. 28; 1666 г. Д. 56; 1667 г. Д. 11; 1669 г. Д. 4, 13, 25, 26; 1670 г. Д. 42; 1673 г. Д. 4; 1676 г. Д. 2; 1681 г. Д. 3; 1686 г. Д. 9; 1694 г. Д. 3; 1716 г. Д. 1; Оп. 2. № 37-38, 40, 307-308, 587, 606, 625, 701, 702; Оп. 3. № 34; Оп. 4. № 15, 26, 56, 59, 60, 68-69, 73, 80; Ф. 196. Мазур. Оп. 3. № 1059. Л. 1-3.

Источники: Рай мысленный, в нем же различныя цветы, преподобным Стефаном Святогорцем собраны. М.: Иверский мон-рь, 28 окт. 1658 г.- 3 авг. 1659 г. (Переизд.: Рай мысленный / Авт.-сост.: В. С. Белоненко, пер. с церковнослав.: Ю. А. Зинченко. СПб., 1999); Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе Божией Матери, принесенной в Россию в 1648 г. М., 1879; Натроев А. И. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909; Фонкич Б. Л. Чудотворные реликвии Христианского Востока в Москве в сер. XVII в.: Икона Иверской Богоматери. М., 2004.

Литература: Каптерев Н. Ф. Рус. благотворительность мон-рям Св. Горы в XVI, XVII и XVIII ст. // ЧОЛДП. 1882. Май. С. 455-461; он же. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 19142; Григорович-Барский В. Г. Странствования Василия Григоровича-Барского по св. местам Востока с 1723 по 1747 гг. СПб., 1887. Ч. 3; О Моск. Никольском греч. мон-ре: Сведения за первые 30 лет, 1647-1676 // ЧОИДР. 1903. Т. 2. Ч. 4 (смесь). С. 1-5; Gedeиn M. 'I. Cronograf...a tБj TMn 3AqJ MonБj tоn 0Ib»rwn. KwnstantinoЪpolij, 1906. S. 1-96; Буланин Д. М. Сказание об иконе Богоматери Иверской // СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 362-365; Греческо-русские связи сер. XVI - нач. XVIII в.: Греч. док-ты моск. хранилищ: Кат. выст. / Сост.: Б. Л. Фонкич. М., 1991; 0AlexandropoЪlou 0O. 1O DionЪsioj 0Ibhr...thj ka€ tХ њrgo toа 1Istor...a tБj Rwss...aj. 1HrЈkleion, 1994; idem. 1H 1Ellhnikѕ Monѕ 1Ag...ou NikolЈou stѕ MТsca: Stoice‹a ўpХ tѕn ѓstor...a tоn 1Ellhnorwsikоn scљsewn stХ deЪtero misХ toа 17ou a„оna // Mesaiwnik¦ ka€ nљa 1EllhnikЈ. 0Aq»na, 2000. T. 6. S. 111-154; Греч. док-ты и рукописи, иконы и памятники прикладного искусства моск. собраний: Кат. выст. М., 1995; Фонкич Б. Л. Чудотворные иконы и священные реликвии Христианского Востока в Москве в сер. XVII в. // Очерки феод. России. М., 2001. Вып. 5. С. 70-97; он же. Греч. рукописи и документы в России в XIV - нач. XVIII в. М., 2003; Tchentsova V. G. Dionysios Iviritis et les pourparlers entre la Moldavie et la Russie en 1656 // Închinare lui P. ª. Nãsturel la 80 de ani. Brãila, 2003. P. 581-603; Ченцова В. Г. Восточная церковь и Россия после Переяславской рады, 1654-1658: Док-ты. М., 2004; Греч. рукописи Афона X-XVII вв.: Афонские грамоты XVII в. / Вступ. ст.: Б. Л. Фонкич // Древности мон-рей Афона X-XVII вв. в России: Из музеев, б-к, архивов Москвы и Подмосковья: Кат. выст., 17 мая - 4 июля 2004 г. М., 2004. С. 14-115; Шахова А. Д. Никольский греч. мон-рь в Москве в XVII-XVIII вв. // Третьи чтения памяти проф. Н. Ф. Каптерева: Мат-лы. М., 2005. С. 96-100; Чеснокова Н. П. Реликвии Христианского Востока в России в сер. XVII в.: По мат-лам Посольского приказа // ВЦИ. 2007. Вып. 2(6). С. 96-101.

В. Г. Ченцова

Ссылки по теме
Форумы