• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Израиле открывается крупнейший научно-природоведческий музей в регионе

Особое внимание уделено образцам природной среды Святой Земли и Ближнего Востока

ТЕЛЬ-АВИВ. После долгих отсрочек, в июле в Тель-Авиве открывается большой научно- природоведческий музей, причем раздел развития человека в нем весьма скромен и задвинут на задворки, чтобы не навлечь гнев ортодоксальных иудеев, сообщает religionnews.

Одна из официальных целей музея – вести научные исследования природной среды и способствовать развитию знаний о природе, несмотря на неприятие теории эволюции ортодоксальным иудаизмом. Ультрасовременное здание музея природоведения Стейнхарда в форме ковчега открывается близ университета, а в его экспозициях посетители увидят более 5.5 миллионов видов флоры и фауны со всего света. При этом особое внимание уделено образцам изначальной природной среды Святой Земли и Ближнего Востока. Строительство музея обошлось в 40 млн. долларов, причем основную часть этой суммы выделил американский миллиардер Майкл Стейнхард, известный спонсор проектов в Израиле и любитель природы. Он известен, в частности, тем, что содержит в своем поместье к северу от Манхеттена собственный зоопарк со многими видами экзотических и исчезающих видов животных.

В экспозициях музея традиционные диорамы сочетаются с новейшими решениями, делающими осмотр захватывающе интересным. Новый музей считается единственным центром научного природоведения на Ближнем Востоке. Его цель, по словам кураторов, заключается не только в том, чтобы распространять знания о природе и разнообразии флоры и фауны родной страны, расположенной на стыке трех континентов, но и показывать те страшные разрушения, которые причиняет природе развитие человеческой цивилизации. Здесь можно узнать печальные истории последнего сирийского медведя, погибшего в 1916 году, последнего азиатского гепарда, застреленного в 1911 году, и многих других призраков прекрасного утерянного света, свидетелей разрушений древней природной среды этого богатейшего уголка мира.

«Наша цель состоит в том, чтобы знакомить посетителей с богатством родной и мировой природы, – говорит Алон Сапан (Alon Sapan), директор музея. – Здесь каждый может непосредственно соприкоснуться с природой всеми своими чувствами и эмоциями, и при этом узнать много строго научных данных, ибо у нас ведутся научные исследования – как в самом музее, так и в соседнем университете». В музее имеются свои исследовательские лаборатории, препараторские, архивы. По словам главы правления музея Тамар Даян (Tamar Dayan), подобные современные природоведческие центры играют ключевую роль в научных исследованиях миллионов видов флоры и фауны Земли. «Природоведческие музеи как бы ведут хроники природы, записывая историю и современное состояние природы, и при этом делятся своими знаниями и накопленными богатствами с общественностью» – говорит Даян.

В экспозициях музея прямо и недвусмысленно указывается разрушительная роль бездумной человеческой деятельности для природной среды, ее страшный вклад в изменение климата планеты и уничтожение сред обитания многих видов флоры и фауны. Однако в том, что касается эволюции человека как вида, позиция музея не столь строга и бескомпромиссна. Прежде всего, экспозиция под названием «Что делает нас людьми?» уделяет основное внимание не столько биологическому развитию человека, сколько его конкретным достижениям – овладению огнем, изобретению различных орудий труда, развитию земледелия и пр. Во-вторых, сама эта экспозиция убрана с глаз долой, на самый верхний этаж здания музея, где ее могут посмотреть только те, кто специально туда стремится, а случайно попасть в нее невозможно.

«Тема эволюции человека весьма спорна в Израиле, – признает Исраэль Гершкович (Israel Hershkovitz), профессор антропологии Тель-Авивского университета и куратор выставки. – Мы не стремились сделать эту экспозицию полностью закрытой как-то урезать ее содержание. Но вместе с тем мы не хотели навлекать на себя гнев религиозных посетителей, а потому выбрали для экспозиции удаленный и непроходной зал. Сюда легко попасть при желании, а если желания нет, то случайно наткнуться на нее при обходе невозможно».

Ортодоксальный иудаизм с его буквальным толкованием Библейских текстов отвергает теорию эволюции. Она не преподается в ортодоксальных иудейских школах, получающих финансирование от государства и составляющих 23 процента всех школ страны. Критики такого положения указывают, что даже в светских школах Израиля лишь очень немногие старшеклассники имеют возможность ознакомиться с основами теории эволюции в школьных классах.

А недавно гнев фанатичных иудеев обрушился на скромный природоведческий музей в Иерусалиме, который осмелился изложить теорию эволюции на одном-единственном стенде, попавшемся на глаза ортодоксальным посетителям. Куратор музея заявил в свое оправдание, что музей просто обязан знакомить посетителей со всеми научными теориями, а иначе семинаристы и посетители останутся невеждами в современном природоведении.

«Для многих ортодоксальных иудеев, тема эволюции человека стала красной чертой, отделяющей верующего от атеиста» – отмечает раввин Натан Слифкин (Natan Slifkin), директор Библейского музея природоведения в Бейт-Шемеше. Несмотря на то, что сам он считает эволюцию человека «достаточно глубоко обоснованным научным фактом», музей, по его словам, решил не устраивать специальную экспозицию на эту тему, поскольку она может «нанести серьезный ущерб нашей образовательной миссии», заключающейся в ознакомлении ортодоксальных иудеев с миром природы.

Форумы