• 7 марта 2009
  • 00:10
  • 33

Патриарх Никон (1652-1666)

Патриарх Никон (1652-1666) рользовался особым расположением и дружбой царя Алексея Михайловича. При активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Особо проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор: при нем по греческим образцам были исправлены богослужебные книги, обряд в Русской Церкви был приближен к греческому. Однако эти преобразования вызвали неприятие у части верующих, что в итоге вылилось в старообрядческий раскол.

Шестой российский Патриарх  Никон  был абсолютно уверен, что священство должно быть превыше царства, а государю надлежит  быть лишь первым прихожанином у Патриарха. Именно Никон  настоял на том, чтобы Алексей Михайлович покаялся перед мощами  св. митрополита  Филиппа за грехи Ивана Грозного, своего прадеда, по приказу которого святитель был убит. Никон  буквально вынудил царя и бояр умолять его стать Патриархом и дать ему клятву верности.

И вновь Патриарх стал именоваться «Великим Государем».

Когда Алексей Михайлович возглавил военный поход против поляков, «Великий Государь» Никон остался в Москве единственным правителем. Ему же, своему "собинному" другу, царь поручил и заботы о своей семье.

Но вскоре царя стала тяготить опека Патриарха. Да и бояре охотно подогревали возникшую неприязнь. Он стал все реже советоваться с Никоном, перестал ходить на его службы и даже упрекал титулом, который сам же и даровал.

Летом 1658 года в праздник Ризоположения разразился скандал. Царь не пришел на утреню, не позвал Патриарха к себе и вдобавок царские слуги избили Патриаршего боярина. Патриарх потребовал объяснений, а в ответ получил лишь упреки в непомерных притязаниях на власть государя. Тогда Патриарх Никон в гневе покинул Кремль и ушел в Новый Иерусалим. Здесь он уже несколько лет возводил грандиозный ансамбль, точную копию Иерусалима библейского, видя в нем центр православного мира, а себя главою Православия. Но и Алексей Михайлович, как единственный православный царь на земле, тоже считал себя главой православного мира. Видимо, в этом таились корни того спора, который и разорвал «Премудрую двоицу» - союз царя и Патриарха.

На Патриарший престол  Никон больше не вернулся. Но и лишение сана тоже не признал. Даже когда  собор 1666 года с участием Восточных Патриархов осудил и низложил его, он очень гневался, если его называли «преждебывшим Патриархом».

Не смирило Никона и заключение - сначала в Ферапонтовом, а потом в Кирилло-Белозерском монастыре. После Патриарших палат он попал в закоптелую келью с решетками на окнах и стражей у дверей, разговаривать с которой запрещалось. Выходить тоже. Бывший Патриарх  засыпал Москву жалобами и проклятиями, но тщетно. В столице в это время была уже новая духовная власть.

Патриарх Алексий: Затянувшееся противостояние царя и Никона имело трагические последствия для жизни Руси. Все это привело к тому, что в последующем деятельность Патриархов ограничивалась. А затем привело к упразднению Патриаршества на Руси и к началу длительного двухсотлетнего Синодального периода.

И у государства, и у Церкви есть и бывали общие задачи, когда надо объединить усилия. Но сливаться с государственной властью Церковь не должна.
Форумы