К 60-летию митрополита Истринского Арсения

3 марта 2015 г. митрополиту Истринскому Арсению, первому викарию Патриарха Московского и всея Руси, исполнилось 60 лет

3 марта 2015 г.митрополиту Истринскому Арсению, первому викарию Патриарха Московского и всея Руси, исполнилось 60 лет. На протяжении многих лет владыка Арсений возглавляет научно-редакционный совет по изданию «Православной Энциклопедии». О совместной работе с митрополитом Арсением рассказывает Сергей Леонидович Кравец, руководитель Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия».

— Сергей Леонидович, как вы впервые познакомились с владыкой Арсением?

— Мы познакомились с владыкой Арсением в самом начале 90-х годов, когда появилась идея издания «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова). Это был первый большой проект тогда ещё небольшого нашего коллектива, который в те годы именовался «Издательством Спасо-Преображенского Валаамского монастыря». Создание такого большого труда (это было не просто переиздание «Истории» митрополита Макария, она сопровождалась новыми научными комментариями) было невозможно без поддержки. И мы эту поддержку обрели от покойного Святейшего Патриарха Алексия II, который и назначил владыку Арсения курировать наш проект.

В 1993 году владыка Арсений стал председателем Научно-редакционного совета по изданию «Истории Русской Церкви» митрополита Макария. Очень непростая задача стояла перед ним, потому что это был первый опыт не частного и единовременного контакта между церковной и светской наукой, как это бывало на конференциях или круглых столах, а первый опыт систематического многолетнего взаимодействия.

Надо сказать, что и представители церковной науки, которых было не так много, и представители светской науки, к моменту начала нашей совместной работы, относились друг к другу с некоторой опаской. Светские учёные предполагали, что им будет навязываться безусловное следование церковной точке зрения, опасались, что предание будет доминировать над научным подходом. А церковные учёные, выросшие, в общем-то, в отрыве от большой науки, в духовных академиях и семинариях, представляли себе, что им придётся защищать церковные устои от нападок светской науки. Поэтому перед владыкой Арсением тогда стояла задача огромной дипломатической сложности — сделать так, чтобы этот коллектив работал слажено, чтобы не просто удавалось гасить конфликты, но не допускать их в принципе.

— Насколько это удалось, и какова была в этом роль владыки Арсения?

— Владыка Асрений сумел сделать так, что коллектив, состоящий из очень разных людей, стал единым целым. Тогда у нас заседания Научно-редакционного совета проходили систематически, и владыка был очень чуток к деталям, обращая внимание на то, чтобы взаимное уважение, равенство, соблюдалось бы во всех случаях.

Я помню, сколь сильное впечатление произвело на наших учёных из Академии наук происшествие, случившееся после первого или второго заседания совета. Мы пошли в братскую трапезную и вдруг обнаружили, что двух наших учёных дам, которые входил в наш совет, с нами нет. И обратил на это внимание именно владыка Арсений. Он спросил тогда: «А где Нина Васильевна Синицына?», на что один из сотрудников подворья Валаамского монастыря бодро отрапортовал, что женщин отправили в рабочую трапезную. И тут владыка заявил: «Значит, как работать, так вместе, а как за трапезу, так отдельно? Мы не будем здесь есть, мы тоже пойдём в рабочую трапезную».

Этот случай произвёл очень большое впечатление именно на наших светских коллег. Они поняли, что их ценность и важность не подвергается никаким сомнениям, даже в таких мелочах, в том коллективе, который возглавил владыка Арсений. Он вообще был очень внимателен ко всем членам совета и всегда помнил, когда кого и с чем надо поздравить, кого нужно поддержать. Именно благодаря той атмосфере, которую создавал владыка Арсений, атмосфере дружелюбной энергичности, нам удалось сделать то, во что поначалу никто не верил – за три с половиной года мы выпустили двенадцать томов — с научными комментариями, дописав то, что не успел написать митрополит Макарий.

— А как началось сотрудничество владыки Арсения с Церковно-научным центром «Православная Энциклопедия»?

— В 1996 году, когда решался вопрос о создании Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия», владыка Арсений тоже полностью нас поддержал. И мне кажется, это тогда оказало весьма благотворное воздействие и на позицию Патриарха Алексия, именно потому, что владыка Арсений очень хорошо понимал, как следует налаживать взаимодействие церковных и светских учёных.

— Неужели это сотрудничество протекало абсолютно гладко, без конфликтов?

— Даже при возникновении споров, владыка настраивал противоборствующих по той или иной исторической проблеме коллег на поиск. Причем, это был поиск даже не компромисса, а такого стиля дискуссии, при которой сторона, вынужденная признать, что её точка зрения не вполне аргументирована, не чувствовала себя обиженной. Это редкий талант выстраивания рабочих отношений, и владыка Арсений им обладает в полной мере.

— Сергей Леонидович, вы говорите об этом как будто в прошедшем времени. Но ведь ваша совместная работа с владыкой Арсением продолжается.

— Да, но мы все, члены того прежнего «Макарьевского» Научно-редакционного совета, которые сейчас составляют значительную часть Научно редакционного совета «Православной Энциклопедии», все же с некоторой ностальгией вспоминаем те времена, когда советы собирались часто, и на них происходили замечательные дискуссии. Это была удивительная и дружелюбная атмосфера.

— Давайте вернемся к деятельности владыки Арсения в «Православной Энциклопедии».

— Как я уже сказал, в 96-м году владыка активно поддержал идею создания «Православной Энциклопедии», и вот уже на протяжении почти 20 лет, он возглавляет Научно-редакционный совет «Православной Энциклопедии».

Энциклопедия — это другой жанр, поэтому Научно-редакционный совет уже не собирается так часто. Но в 1997 — 1999 годах, когда шла работа над словниками, когда вырабатывались принципы издания, когда вырабатывались основные подходы, мы с очевидностью замечали, что люди, которые с нами прежде ещё не работали, приходя в эту, рукотворно созданную владыкой атмосферу, начинали ей быстро соответствовать.

И позже, когда шли особо сложные статьи, которые требовали внимания и со стороны Патриарха, и владыки Арсения, мы всегда находили в его лице поддержку. Это было, например, когда мы готовили к изданию статьи, связанные с Грузинской Православной Церковью. Многие из них мы делали совместно с Грузинским Патриархом Илией. Это были статьи о епархиях, монастырях, церковных деятелях. Сложности возникали на фоне не простых отношений между Российским и Грузинским государствами, которые имели место в то время. Но всегда позиция владыки Арсения была абсолютно однозначной: писать только правду, никогда не скрывая того, что было, но при этом сделать так, чтобы эта информация не нанесла никому каких-то обид, была изложена максимально корректно и тактично.

В общем, вот уже очень много лет владыка Арсений является нашим коллегой, я бы даже сказал — другом «Православной Энциклопедии». Трудно себе представить, что владыке уже 60. Впрочем, столь же трудно себе представить, что самой «Православной энциклопедии» будет уже 25 в следующем году, если исчислять время её основания с начала работы издательства Валаамского подворья.

Думаю, что весь наш коллектив, особенно те, кто трудится в издательстве уже много лет, все мы поздравляем дорогого владыку Арсения и желаем ему, чтобы он сохранял свойственное ему сочетание такта, энергичности и дружелюбия, хранил бы этот свой дар выстраивания дружеских отношений между людьми. Надо отметить, что его вклад в нашу работу огромен, хотя его невозможно оценить ни количеством написанных листов, не количеством статей. Просто он создал ту атмосферу, в которой это всё стало возможным.

Форумы