В Риме прошли XIII-е Международные Афонские чтения

Темой мероприятия была избрана «Духовность Святой Горы, достояние общей Европы»
РИМ. В Риме прошли XIII-е Международные Афонские чтения. Их полное название – «Чтения по культуре и духовности Святой Горы». В этом году темой мероприятия, состоявшегося 17 мая в столице Италии, была избрана «Духовность Святой Горы, достояние общей Европы» – с упором на важность Афона не только для Востока, но и для Запада.

Эти чтения ежегодно организует в столице Италии группа людей, которые почитают и любят Святую Гору и стремятся распространить ее достояние самыми разными формами – через выставки, публикации, паломничества, конференции. Ее официальное название – Ассоциация «InsiemeperAthos» («Вместе ради Афона»), а ее председатель – работник министерства внутренних дел Италии Джузеппе Бальзама, католик по рождению, но принявший на Афоне таинство крещения и ставший православным. После самых первых визитов на Святую Гору, около двадцати лет тому назад, он увлек своим энтузиазмом друзей, которые и решили создать итальянскую Ассоциацию друзей Афона. На полуострове Айон-Орос у них был и свой итальянский «резидент», которого все звали просто Яковос Агиографос (Иаков-иконописец). Он, став православным, поселился в Уранополе и наладил сотрудничество с афонским монастырем Св. Павла, для которого писал иконы, разводил виноград и даже делал вино. 13-е чтения открылись печальной новостью – Иаков-иконописец скончался в начале мая в Уранополе от инфаркта, на 54-м году жизни: его похоронили на Святой Горе, на кладбище монастыря св. Павла – редкая честь для мирянина.

Чтения, по традиции, проходили один день. Их открыл представитель Святой Эпистасии Афона. Собравшимся прислал свое приветствие и Константинопольский Патриарх Варфоломей. Из научных сообщений первым прозвучал доклад игумена Мишеля ван Париса, бывшего настоятеля бельгийского бенедиктинского монастыря в Шевьтоне, ныне переведенного – тоже настоятелем – в известную Гроттаферратскую греческую обитель св. Нила под Римом. Он говорил об афонитах как свидетелях «другой Европы» – противостоящих всеобщему распаду.

Обратил на себя внимание доклад и другого бенедиктинского монаха, насельника Св.-Троицкой обители на самом севере Италии, известного своими трудами по древнерусской святости, о. Адальберто Пьовано. Он рассказал о паломничестве на Афон двух бенедиктинских монахов в начале ХХ века. Любопытно, что сравнивая святогорские греческие и русские обители, они утверждали, что русские учреждения по своей атмосфере, ухоженности и открытости были намного ближе к европейским, нежели греческие.

Автор этих строк, по просьбе организаторов, подготовил неизвестную в Италии тему – «Возвращение на Афон. Русские монахи и Святая Гора во второй половине ХХ века», составив хронику трудного прибытия новых насельников Пантелеимонова монастыря, начиная с решения Св. Синода РПЦ от 1960 года и до первой партии монахов в 1968 году.

Вел конференцию знаток Афона профессор Марко Мерлини, известный отечественным исследователям по своему докладу о бенедиктинском (Амальфитанском) афонском монастыре, которым открывается новый сборник Белградской конференции 2013 года.

Следующие, 14-е, Афонские чтения, намеченные на май 2015 г., будут посвящены практике «сердечной молитвы».
Форумы