Доклад Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II. Часть 2.

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

2.1. Епархии и приходы

Опыт церковной жизни за последние пятнадцать лет дает возможность принимать правильные решения в качественно новых условиях бытия, новых не только для Церкви, но и для всего общества. Отрадно не только видеть, как много воссоздается и строится храмов и монастырей, но и осознавать, как много сделано в деле духовно-нравственного возрождения народа, как много истинных делателей трудятся на ниве Христовой.

Свидетельствую, что большинство клириков, монашествующих и трудящихся в Церкви мирян несут свое послушание ревностно, с деятельной любовью к Богу и ближнему. Но каждый из нас понимает, что сделана лишь небольшая часть того, что мы должны еще сделать, понимает и то, что жатвы по-прежнему много, а делателей не хватает (Ин. 4, 35).

Оценивая современное состояние епархиальной и приходской жизни с учетом решений, принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, можно положительно оценить ее развитие. Мы можем говорить как о сохраняющихся проблемах, особенно в области совершенствования церковного управления, которые, быть может, объективно и не могли быть решены в столь короткий срок, так и об определенных успехах, достигнутых в результате деятельного исполнения соборно утвержденных рекомендаций, а также норм новой редакции Устава Русской Православной Церкви и «Основ социальной концепции».

В современных условиях, когда от Церкви требуется полная отдача сил и максимальное использование накопленного опыта, успех духовного возрождения во многом зависит от того, насколько сплоченно и слаженно живет и действует церковный организм, насколько поддерживается здоровое взаимообщение между его членами. Некогда апостол Павел, преподавая христианам учение о том, что все мы составляем одно Тело во Христе, а порознь один для другого члены, и перечисляя различные виды служений, имеющихся в Церкви, говорил: «Любовь да будет непритворна» (Рим. 12, 4–9). Любовь и сострадание служителя Божия, живущего проблемами и бедами своего народа, вполне осознающего бедственное положение, в котором ныне находится народ, слабеющий под бременем экономических кризисов и социальных пороков, под напором псевдодуховных учений, заставляют как никогда осознавать, что только соборным деланием, дух которого, как некая живительная сила, должен пронизывать весь церковный организм, мы сможем преодолеть бедствия и остановить разрушительные процессы.

Отрадно видеть, как во многих епархиях, ответственно подошедших к совершенствованию процесса управления, церковная жизнь поднимается на качественно новый уровень. Преодолевается разобщенность между Епархиальным управлением и приходами, между священнослужителями и прихожанами, налаживается живое общение. Создание епархиальных отделов для работы в различных областях церковного служения позволяет, используя профессионализм и компетентность их сотрудников, детально изучать, а затем быстро и безболезненно разрешать очень серьезные юридические, инженерно-строительные, искусствоведческие, педагогические и иные проблемы. Использование современных информационных систем коммуникаций дает возможность мирянину более полно ощутить себя частью церковного организма и более деятельно включиться в процесс соборного делания. Не может не радовать тот факт, что во многих епархиях огромное внимание уделяется духовному просвещению, ведется активная миссионерская, информационная деятельности, создаются православные общества врачей, преподавателей вузов, православной интеллигенции.

Некоторые епархии смогли на очень высоком уровне организовать в системе государственного образования преподавание курса «Основ православной культуры». Создано много полноценных воскресных школ, где трудятся скромные, исполненные любви и заботы к подрастающему поколению педагоги. Нельзя не отметить и значительные успехи многих Епархиальных управлений, благочиний и приходов в области взаимодействия с местными администрациями. Ответственный, серьезный подход к налаживанию постоянного сотрудничества с представителями государственной власти на основе подписанных договоров и соглашений, подход, ставящий во главу угла духовное здоровье народа, делает более конструктивным и плодотворным такое сотрудничество.

Конечно, остается и много проблем. Для многих епархий и приходов приведенные примеры по-прежнему являются лишь идеалом, к которому надо стремиться. Нас огорчает нежелание некоторых епархий создавать у себя структуры, без которых немыслима современная епархиальная жизнь, огорчает невнимание к соборным постановлениям, касающимся духовного просвещения народа вообще и духовного образования священнослужителей, в частности, равнодушие и пассивность по отношению к важным общецерковным программам.

Да, действительно, в епархиях, особенно недавно созданных, много храмов, которые требуют серьезных восстановительных работ, много сил требуется и для нового строительства. Но нельзя этим оправдываться. Процессы строительства, как бы ни было трудно, должны идти параллельно с трудами по духовно-нравственному воспитанию народа, они должны быть взаимопроникающими. Только таким образом можно достичь всеобъемлющего духовного возрождения. Если этого не произойдет, то труды по возведению церковных стен и куполов и украшению храмов могут потерять свой смысл.

2.2. Монастыри

За истекший межсоборный период мы стали свидетелями возрождения многих иноческих обителей. В этом нелегком процессе есть как свои успехи, так и трудности.

Иноческие братства и сестричества становятся центрами духовного просвещения, которое понимается как приобщение людей к богатству православного Предания. Духовной практике монастырей всегда было свойственно внимательное отношение к тем, кто еще не ощутил себя частью церковного организма.

Чудом Божиим сохранившаяся за годы гонений традиция монашеского общежития и многообразного, в том числе духовно-просветительного служения монастырей, должна возродиться во всей полноте.

Сложности экономического характера не могут быть оправданием бездействия или малой активности обителей в деле духовного просвещения людей. Монастыри должны самым активным образом подключаться к проводимым епархиями воспитательным и социальным программам.

Что касается сферы хозяйственной деятельности монастырей, то есть случаи, правда, пока немногочисленные, когда обители оказывали местной администрации содействие в решении вопроса занятости населения за счет привлечения в свои хозяйства сельчан, потерявших работу. Известны случаи, когда монастыри получают разрешение у государства и берут в хозяйствование целые агропромышленные предприятия, оставшиеся разоренными в ходе реформ. И что особенно ценно, развитие монастырского хозяйства благотворно влияет на местных жителей: изменяется их быт, появляется надежда на будущее, восстанавливается нравственный строй жизни.

Нельзя забывать о том, что монастыри всегда были открыты для всех нуждающихся и не отказывали никому в посильной помощи и хлебе насущном. Сегодня также необходимо помнить об обездоленных, тем более, когда монастырь имеет подсобное хозяйство. Монастырское служение милосердия может проявляться в открытии богаделен для немощных и престарелых, в бесплатной медицинской помощи за счет монастыря, в содействии при покупке необходимых для пожилых людей, но часто дорогих лекарств.

Благое начинание берут на себя те монастыри, которые организовали собственные приюты или школы-пансионы для детей-сирот, решают вопросы их образования и готовят к будущей взрослой жизни. Но попечение о детях справедливо рассматривать отнюдь не как воспитание будущих иноков и инокинь, а как восполнение того, чего дети оказались лишены, – любви и заботы.

Образовательная деятельность монастырей находит выражение в создании при них Духовных школ. При этом необходимым условием организации и работы этих учебных заведений должна стать серьезная забота о достойном образовательном и духовном уровне студентов.

Развивается книгоиздание, это традиционно монастырское послушание. На данный момент наметилась тенденция перехода от подготовки небольших душеполезных книг и брошюр, молитвословов и недорогих изданий Священного Писания к публикации серьезных богословских и святоотеческих трудов.

К сожалению, мы вынуждены сказать, что в наше время заботы о внешнем состоянии монастырей нередко становятся приоритетными, в ущерб монашескому деланию. Происходит это от неверного понимания природы монашества, в основе которой должно лежать непрестанное покаяние, молитва и отсечение собственной воли.

Теперь о духовной стороне жизни в современных монастырях. Мы часто сталкиваемся с недооценкой первого монашеского искуса – периода послушничества. Поспешные постриги порождают множество проблем. Думается, предпочтительнее подольше держать человека, пришедшего в монастырь, в послушниках, лучше узнать его, чтобы быть уверенным в твердости его намерения идти иноческим путем, чем впоследствии ломать голову над тем, что делать со своевольным и нерадивым монахом.

Но как воспитать послушание и приобрести любовь, если для этого требуется опытное духовное руководство, а проблема духовничества стоит очень остро? Опытных духовников крайне мало. То же можно сказать и о настоятелях и настоятельницах монастырей. Часто ими становятся монашествующие, еще не успевшие приобрести достаточный опыт монастырской жизни. Такова особенность периода, переживаемого ныне Церковью. Поэтому в сложившейся ситуации необходимо обращаться к традициям крупных монастырей: Троице-Сергиевой Лавры, Киево-Печерской Лавры, Почаевской Лавры, Псково-Печерского монастыря – для мужских обителей и Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря – для женских. Надо постепенно преодолевать практику, когда насельники и насельницы имеют духовников за пределами епархий. Но подходить к этому вопросу, имеющему прямое отношение к послушанию, необходимо очень тактично, терпеливо, с любовью, рассматривая каждый конкретный случай отдельно. Печально, когда монах находится под влиянием какого-нибудь лжедуховника, который внушает ему мысль о необоснованном непослушании церковной иерархии, выдает свои частные мнения за церковное предание, пугает эсхатологическими слухами и тому подобное.

Совсем иное дело, когда монашествующие обращаются за духовным советом и исповедью в соседний монастырь, если в нем проходит послушание опытный духовник, известный своей трезвенной духовной жизнью. Такой пастырь будет делать все, чтобы у монаха был мирный и терпеливый дух, будет учить жертвовать своими интересами ради пользы ближних. И все же предпочтительнее, чтобы к опытным духовникам за пределами своих обителей монашествующие обращались для решения отдельных сложных духовных вопросов, а исповедь регулярно проходили в своем монастыре.

Хотел бы отечески предупредить отдельных настоятельниц женских монастырей, которые ввели в практику откровение помыслов и, более того, сами их принимают у своих насельниц. Откровение помыслов – действенный, но очень тонкий инструмент духовного врачевания, касающийся глубоко личных, сокровенных переживаний человека. Применять его может только тот, кто достиг высот духовной жизни и имеет на то исключительное благословение Священноначалия. В противном случае эта практика может иметь неконтролируемые последствия и даже привести к трагедии.

Следует отдельно сказать о взаимоотношениях настоятельниц и духовников. На настоятельнице лежит ответственность за рассудительное попечение об уставном устроении монастырской жизни и ее материальных нуждах. Духовник несет пастырское послушание, содействует обретению монахинями правильного духовного устроения. Они соработники на ниве спасения. Но нередко возникают посягательства на функции духовника со стороны настоятельниц и неуважительное отношение к священнику, служащему в обители. Настоятельница не должна относиться к духовнику как к сопернику и видеть в нем потенциальную угрозу своей власти, но и духовник не вправе брать на себя не свойственное ему управление монастырем.

3. Состояние общецерковного бюджета

Взносы Епархиальных управлений на общецерковные нужды направлялись на финансирование общецерковных расходов, в основном на содержание Синодальных учреждений и Духовных учебных заведений.

За период с 2000 по 2003 год взносы Епархиальных управлений на общецерковные нужды составили лишь 6 % от всех поступлений и 22 % от взносов на эти цели, сделанных храмами Москвы.

Отчисления епархий только на 11 % покрывают общецерковные расходы и на 16 % – расходы на содержание Синодальных учреждений, в том числе на содержание Духовных учебных заведений – на 24 %, и это при том, что расходы на их содержание выросли в последнее время более чем в 1,5 раза.

Следует отметить, что незначительный размер поступлений от епархий не позволил финансировать из централизованных источников Московской Патриархии Московские Духовные академию и семинарию и Тобольскую Духовную семинарию. В настоящее время Тобольская семинария содержится за счет Тобольской епархии.

Московские Духовные академия и семинария с 2001 по 2004 год финансировались Троице-Сергиевой Лаврой, ныне же это стало обители не под силу, таким образом, вновь возникла необходимость централизованного финансирования этих Духовных школ.

Некоторые епархиальные архиереи с пониманием относятся к общим финансовым потребностям Церкви, но есть и такие, кто склонен игнорировать эти общецерковные нужды.

За период с 2000 по 2004 год значительно увеличило выпуск продукции Художественно-производственное предприятие «Софрино». Это было достигнуто за счет роста производственной мощности и освоения дополнительных площадей. Выпуск свечей увеличился в два раза, икон – на 80 %, а общий объем выпускаемой продукции – на 50 %. Расширились и укрепились связи с Епархиальными управлениями.

Однако надо отметить, что отдельные епархии, получая продукцию на сотни тысяч рублей в кредит на фиксированное время, под гарантии своевременной оплаты, забывали о своем долге. Дебиторская задолженность по таким епархиям достигала трех лет, а завод не только отвлекал свои оборотные средства, но и нес прямые финансовые потери.

Хотелось бы обратить внимание на случаи закупок епархиями и приходами свеч и церковной утвари у посторонних нецерковных поставщиков. Продукция такого рода имеет, как правило, низкое качество. Например, свечи, изготовленные на частном производстве, часто при горении коптят, что наносит вред молящимся и росписям храма. Кроме того, финансовые средства, потраченные на такие закупки, являются источником дохода частных лиц, вместо того чтобы служить церковным нуждам.

4. Задачи Собора

Представленное положение дел диктует и задачи, стоящие перед настоящим Архиерейским Собором. В первую очередь Собору необходимо на основании информации, содержащейся в докладах Патриарха и руководителей Синодальных структур высказать суждение в отношении оценки всей жизни и деятельности Русской Православной Церкви.

Наш долг – беспристрастно обозреть все аспекты церковного служения в минувшие четыре года и указать на самые актуальные вопросы бытия нашей Церкви, предложив всей Полноте Церковной соответствующие пути развития церковной жизни на ближайшее время.

Оценке подлежит как внешняя деятельность Церкви – межрелигиозные и межхристианские связи, межправославные контакты, взаимоотношения с государством и обществом, так и внутреннее состояние церковной жизни и связанные с ней темы миссионерства, духовного и религиозного образования, издательской деятельности, социального служения, работы с молодежью, а равно и вопросы, составляющие богослужебную проблематику и относящиеся к теме канонизации святых.

Кроме пленарных заседаний на Соборе будет проходить обсуждение специальных вопросов в пяти рабочих группах:

1. Богословие и богословское образование;

2. Работа с молодежью и религиозное образование;

3. Миссионерское служение и работа с военнослужащими;

4. Благотворительность и издательская деятельность;

5. Монастырская жизнь и работа Богослужебной комиссии.

Я надеюсь, что работа членов Собора в группах не будет формальной, и призываю всех Преосвященных к живому участию в обсуждении вопросов, вынесенных на повестку дня.

Итогом соборных дискуссий традиционно должно стать определение Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви».

5. Важнейшие задачи на грядущие четыре года

В заключение своего доклада хочу поделиться с вами, досточтимые архипастыри, своим видением задач Русской Православной Церкви на грядущие четыре года, имеющих пройти до следующего, очередного Архиерейского Собора.

Ушедший в прошлое межсоборный период поставил перед нами ряд проблем, разрешение которых должно стать основным направлением церковной деятельности.

В отношении внешней стороны жизни нашей Церкви первоочередной задачей является укрепление межправославных связей и особенно преодоление церковного разделения, являющегося трагическим следствием революции и гражданской войны в России. Мы надеемся, что достигнутые в этом направлении результаты послужат добрым основанием для дальнейшего сближения с нашими православными соотечественниками, проживающими вне пределов своей исторической родины.

Огромную важность для нашей Церкви в последующие за Собором годы будет иметь дело внутренней миссии. Нужно стремиться к подлинному воцерковлению нашего общества, к тому, чтобы Православие стало нормой жизни наших сограждан. Каждый православный христианин должен проникнуться сознанием того, что от его активной жизненной позиции зависит судьба нашего отечества, что он разделяет с остальными членами Церкви ответственность за ее будущее.

Мы должны направить свои усилия не только на строительство храмов, но на преображение внутренней жизни христиан, что невозможно без созидания духовно здоровых православных общин, без устроения взаимоотношений между всеми членами Церкви на началах братской любви и взаимной заботы.

Мы надеемся на уврачевание тех губительных расколов, которые продолжают существовать на нашей канонической территории, омрачая радость соборного единства Церкви Божией. Исполняя слова Спасителя: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» (Лк. 17, 3), мы с надеждой на примирение ожидаем покаяния тех православных христиан, которые не смогли преодолеть искушения разделением и были отторгнуты от церковного единства.

Необходимо преодолеть определенную разобщенность, отрицательно сказывающуюся на работе церковных структур начиная с общецерковного уровня и заканчивая жизнью приходов. Всемерное укрепление внутрицерковных связей должно стать нашей первоочередной задачей.

Нужно более активно взаимодействовать со средствами массовой информации, используя их потенциал для положительного изменения нравственного состояния общества.

Если попытаться выразить основную задачу нашей Церкви на будущее, то, думается, правильным было бы сказать, что мы должны достичь максимально возможной координации деятельности всех частей церковного организма, дабы на нас сбылись слова Апостола, призывающего христиан «единодушно, едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15, 6).

Последние публикации раздела
Форумы